Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Город «Заработали на поддержание штанов». Как петербургский бизнес пережил новогодний локдаун

«Заработали на поддержание штанов». Как петербургский бизнес пережил новогодний локдаун

16 894
«Заработали на поддержание штанов». Как петербургский бизнес пережил новогодний локдаун | Источник: автор Сергей Михайличенко/«Фонтанка.ру»«Заработали на поддержание штанов». Как петербургский бизнес пережил новогодний локдаун | Источник: автор Сергей Михайличенко/«Фонтанка.ру»
Источник:

Из-за ужесточения коронавирусного режима в Петербург не доехали 90% туристов, а рестораны недосчитались 80% оборота. Но «эффект домино» докатился и до магазинов, и до салонов красоты, которые не могли объяснить клиентам, зачем прихорашиваться в закрытом городе.

Новогодние ограничения в Петербурге стали одними из самых жестких в России: чтобы замедлить распространение коронавирусной инфекции, власти Северной столицы на время каникул закрыли музеи, зоопарк, отменили концерты и выставки. Запрещена также была работа театров, хотя в итоге им разрешили давать спектакли с 7 января, рестораны с 25 по 29 декабря работали до 19.00, лишившись корпоративов, с 30 декабря по 3 января не могли принимать гостей вовсе, а с 4 января вернулись к работе до 23.00. Но послабления, о которых чиновники объявили в канун Нового года, не смогли уберечь бизнес от потерь. Те, для кого запреты были продлены до конца января, могут уже не вернуться к работе.

Туризм и отели: «Живем, как бюджетная семья»

Итоги новогоднего локдауна для туристической сферы подвел Российский союз туриндустрии. По его данным, после того, как власти Северной столицы в декабре объявили о закрытии ресторанов, музеев и театров, туры аннулировали 90% потенциальных путешественников. Остальные 10%, кто имел невозвратные билеты, были вынужден развлекать себя самостоятельно. Например, ездили в Выборг и Гатчину, а также в Карелию и Новгород.

По информации комитета по развитию туризма Смольного, загрузка гостиниц в каникулы не превысила 18–20% в среднем по городу. По данным аналитической системы Hotel Advisors (выборка примерно из 100 несетевых отелей Северной столицы), загрузка в саму новогоднюю ночь составляла 27,7%, плавно снижалась в следующие дни и к 10 января упала до 3,3%.

Для сравнения: в прошлом году средний показатель в праздничные дни составлял 60–75%, говорит Виктория Шамликашвили, инвестор отеля Hotel Indigo St. Petersburg — Tchaikovskogo. Таким образом, снижение было 3–4-кратным. Цены упали на 10–20%, показатель дохода на номер просел примерно на 60–70%. «Те, кто не поехал в Петербург, переориентировались на Казань, в Сочи было столпотворение, в итоге мы подарили другим регионам гостей», — отмечает она.

Отель «Гельвеция» был забронирован на новогодние праздники почти на 100% уже в ноябре, рассказал его владелец Юнис Теймурханлы. После объявления о локдауне пошли массовые отмены. Но гостинице удалось переориентироваться на новый тип гостей. «Люди, которые по каким-то соображениям не уехали за границу, хотели провести Новый год в тусовочном варианте», — отметил предприниматель. В основном среди них состоятельные жители Центрального региона России, но бронировали номера и сами петербуржцы. «Они праздновали Новый год дома, а потом уходили от семьи и детей, устраивали романтические дни в гостинице», — комментирует Юнис Теймурханлы. По его словам, цены на номера «Гельвеция» даже приподняла, а загрузка была 45–48% в сам Новый год и подросла до 70–75% с 1 до 4 января, но начала стремительно падать после 8-го. В общей сложности выручка упала на 30% к прошлому году. «Создали «подушку» на остаток января. А вообще живем, как бюджетная семья — накопили и тут же потратили», — рассказывает отельер.

Рестораны: «О прежних показателях не приходится мечтать»

По данным Федерации рестораторов и отельеров России, в новогодние праздники рестораторы Петербурга потеряли до 80% выручки. Число гостей в ресторанах сократилось из-за снижения доходов населения, запрета на работу в ночное время и закрытия общепита в торговых центрах, сообщил ТАСС президент организации Игорь Бухаров.

Опрошенные «Фонтанкой» владельцы заведений соглашаются с подсчетами. Так, сеть блинных «Теремок» с 25 декабря по 4 января лишилась 80% выручки, с 4 по 10 января — 70%, рассказал ее совладелец Виталий Свидовский. «Фуд-корты закрыты, а в новогодние праздники они всегда хорошо торговали», — отмечает он. Компания поставила около 30 зимних веранд, но они оказались востребованными далеко не везде. По словам предпринимателя, ситуация не внушает оптимизма: убыток компании в декабре вырос в 3 раза по сравнению с ноябрем. «Возникают кассовые разрывы, есть серьезные проблемы с оплатой поставщикам и арендодателям», — комментирует Виталий Свидовский.

Beer Family Project («Карловы пивовары», «Иван да Марья», Kriek и др.) оценивает снижение оборота с 25 декабря по 10 января на 80% по сравнению с прошлым годом. Даже несмотря на то, что с 4 января ресторанам разрешили работать до 23.00, а не до 19.00, как планировалось изначально, людей стало приходить меньше. По мнению совладельца компании Николая Митчина, снижением покупательской способности можно объяснить разве что 10% сокращения дохода. Остальные потери — это ограничения и отсутствие туристов.

В пиццериях «22 сантиметра» выручка в новогодние праздники упала на 25% от аналогичного периода прошлого года, в ресторане Red. Steak & Wine — на 38%, рассказал их совладелец Эльдар Кибиров.

Сложнее всего пришлось барам. Традиционно с 25 по 31 декабря заведения зарабатывают 60% декабрьского оборота, а в каникулы — 80% январского оборота. Но о прежних показателях не приходится мечтать. «Кассы были по 15 — 20 тысяч рублей в день, тогда как должны быть по 150–200 тысяч», — говорит совладелец «Цветочки» и «Полторы комнаты» Владимир Николаев. По его словам, работать до 19.00 для вечернего заведения равнозначно закрытию, а создание ярмарок и утепленных зимних кафе помогли разве что «поддержать штаны». «Ребята получили рабочие часы и получат зарплату, уменьшенную, конечно, но не совсем мизерную», — отметил предприниматель. Зато с 4 января бары были почти полными, хотя из-за «комендантского часа с 23.00» лишились половины рабочего времени.

Торговля и ТЦ: до февраля доживут не все

Отсутствие туристов, тотальный запрет на работу общепита и детских развлечений в ТЦ нанес удар по торговым моллам Северной столицы. По данным Shopping Index, рассчитанного компанией Watcom, в последние дни перед Новым годом (28–31 декабря) трафик оказался на 27% ниже, чем за тот же период годом ранее. В сами каникулы снижение составило около 30%. Причинами помимо ограничений стали переход в e-commerce и сокращение потребительских расходов, считают в компании.

«Цель падения посещаемости достигнута. Люди перестали ходить за чем-то, кроме разовых покупок», — комментирует директор ТРЦ «Галерея» Дмитрий Зубков. В самом комплексе трафик упал на 30% к прошлому году. Выручки ретейлеров, вероятно, сократились на столько же, добавляет он. «Fashion в первые 10 дней работает на туристах, которые в этом году не приехали в город. Также в Новый год трафик дают развлечения и рестораны, которые сейчас не работают», — комментирует топ-менеджер. Работа общепита в ТЦ запрещена до конца января, напоминает Дмитрий Зубков. «Если раньше мы говорили о паре операторов, которые не перетерпят [ограничения], то теперь можно сказать, что только пара останется», — говорит он: многие из заведений, которые приостановили работу, перестали платить за аренду и могут не найти в себе ресурсов снова открыться, так как уже уволили персонал.

Индустрия красоты: «Эффект домино»

Смольный не ограничивал работу парикмахерских и салонов красоты, но потери понесли и они: из-за отменившихся корпоративов упал спрос на маникюр и прически. «Можно сказать, эффект домино», — говорит Лялья Садыкова, омбудсмен Ассоциации предприятий индустрии красоты и руководитель сети эконом-парикмахерских «Бигуди» и клубов красоты «Лаки Лайк». Сказывается и снижение покупательской способности. «Это первый кризис, когда бюджетный сегмент чувствует спад. То есть у людей нет денег даже на эконом», — отмечает она. По словам предпринимателя, первые две недели декабря были худшими за всю историю отрасли: в среднем падение составило порядка 60% к прошлому году. «Люди откладывали до последнего, корпоративов не было, наряжаться некуда», — отмечает Лялья Садыкова. В первую декаду января снижение достигло 40%: те, у кого есть деньги, уехали, а у кого нет — и не тратили.

Кинотеатры и планетарий: «Хотя бы работали»

В отличие от театров и концертных площадок, кинотеатры могли работать на праздниках при условии, что заполнят лишь 25% мест. Это ограничение, а также отсутствие в прокате кассовых фильмов не дало им как следует заработать. По данным Ассоциации владельцев кинотеатров, сборы в Северной столице в новогодние каникулы составили 173 млн рублей, что на 47% меньше, чем в прошлом году. Падение посещаемости составило 60%: всего было продано 446 тысяч билетов. Для сравнения: в целом по стране снижение составило 34%. По мнению главы ассоциации Олега Березина, зрителей отпугнул негативный информационный фон: слыша в новостях, что койки вот-вот кончатся, люди опасались идти в кино. Повлиял и запрет работы фуд-кортов.

«Люмьер-Холл» не смог функционировать как выставочная площадка и планетарий из-за ограничений в новогодние каникулы, так что работал как кинотеатр. Но, несмотря на вместимость 800–1000 человек, площадка смогла принимать не более 50 человек, рассказал основатель проекта Евгений Гудов. В итоге выручка упала в 8 раз по сравнению с прошлыми праздниками. «Этого хватило на коммунальные расходы и немножко зарплату заплатить. Но хотя бы работали», — заключает он.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях