«Фонтанка» в режиме онлайн встречала Алексея Навального во Внуково — и не встретила. Зато посмотрела вблизи, что из себя представляет возвращение оппозиционного политика на родину. События дня, связанные с прибытием «берлинского пациента», — в трансляции «Фонтанки»,
В день возвращения Алексея Навального московский «Внуково» перешел на осадное положение. 17 января количество полицейских почти сопоставимо с пассажирами. Журналистам запретили съемку, а для входа в аэропорт необходимо предъявить билет.
К возвращению Навального стали готовиться еще накануне. Силовые структуры крупных мегаполисов переведены в состояние «Геморрой № 1» - с поездов и авиарейсов в столицу снимали желающих увидеть оппозиционера во Внуково. Главу регионального штаба Навального Ирину Фатьянову задержали на Московском вокзале вечером 16 января, но она сумела перехитрить систему и на следующий день добралась до Москвы. Журналисту «Медиазоны» Давиду Френкелю повезло меньше. В полицейский автозак его проводили от стойки регистрации в Пулково, откуда он думал вылететь во Внуково утром 17 января.
Навальный уже прибыл в аэропорт Берлина. В «Твиттере» опубликовано прощальное фото.
Вот так оппозиционера провожали немецкие поклонники и журналисты. Местной прессе, к слову, тоже не позволили снять проводы.
«Твиттер» правительственного телеканала Deutsche Welle сообщает, что самолет, на котором должен вылететь Навальный, почти заполнен. Нет пока только самого оппозиционера. Как передает корреспондент DW, на борту находится «агрессивный человек с неадекватным поведением». Его будут снимать с рейса.
В Берлине Навального провожали с особым почетом. На рейс его зарегистрировали полицейские, а в аэропорт доставили кортежем с охраной. Подвезли прямо к трапу, сообщил Deutsche Welle.
«Меня арестуют? Меня арестуют по прилете? Это невозможно сделать, - заявил Навальный в самолете перед взлетом. - Я чувствую себя гражданином России, который имеет право вернуться к себе домой».
Алексей и Юлия Навальные на борту самолета повторили фразу из «Брата-2». Правда, капитан воздушного судна предупредил, что употреблять алкоголь на борту запрещено. Экипаж, к слову, у этого рейса «Победы» «птичий» - командир авиалайнера Александр Соловьев и второй пилот Сергей Соколов.
Самолет Навального вылетел из Берлина и взял курс на Москву. Следить, как летит Навальный, можно по этой ссылке - https://www.flightradar24.com/data/flights/dp936#26982c78.
А вот что сейчас происходит во Внуково. Зону прилёта еще днем оградили серыми пластинами, которые в толпе прозвали Берлинской стеной. Несмотря на то что в здание аэропорта сегодня пускают только тех, у кого на руках билеты, встречающих довольно много. Фактически здесь два вида фанатов - одни ждут Навального, а другие, простите, Ольгу Бузову. Дива якобы должна прилететь из Петербурга. В ожидании кумира группа девушек поет «Мало половин», потом перешли на «Мандаринку». Началась словесная перепалка между молодыми сторонниками Навального и мужчиной в чёрной бейсболке с видеокамерой.
Когда группа из 6-7 девушек затянула песни Бузовой, их начал подбадривать и снимать на видеокамеру взрослый мужчина в чёрной бейсболке. На головном уборе вышит стилизованный крест и надпись Rusultras Nordic style (к слову, из Петербурга мерч).
Часть журналистов все же смогли пройти в здание аэропорта, несмотря на запрет на съемку. Пытаются затеряться в толпе и корреспонденты «Фонтанки». По их словам, примерно с 14 часов во Внуково начали происходить странные вещи. Вышли из строя одновременно несколько лифтов, ведущих в зону прилёта. Один из эскалаторов закрыли. Затем на первом этаже выросла серая стена, которая мешает встречающим увидеть своих близких сразу после того, как они выйдут из «чистой зоны». Перед серым забором толпа - около 200 человек, преимущественно молодёжь. Часть говорит, что ждёт Навального, другие сначала обмолвились, что встречают Ольгу Бузову, потом стали стыдливо отмалчиваться в ответ на вопросы.
Во Внуково находится режиссер Виталий Манский, который, напомним, недавно провел публичное мероприятие в «скрытой форме», как написано у него в протоколе, а проще говоря, постоял с синими трусами у здания ФСБ в Москве.
«Я здесь потому, что у меня профессия писать летопись смутного времени, - рассказал режиссер «Фонтанке». - 17 января 2021 года день, который обречен войти в историю... Прилетит - не прилетит, выпустят - не выпустят – вопрос вторичный. На него ответил сам Алексей, самим фактом своего возвращения в Россию и тем страхом, который испытывает сейчас вся вертикаль, которая так долго выстраивалась одним человеком».
По словам Манского, его оператора не впускали в аэропорт, потому что у него в багаже был фотоаппарат.
Во Внуково перед зачищенной зоной прилёта минимум три ряда препятствий. Первый - это «Берлинская стена» из серых пластин. Перед ней стоят фотографы и самые убежденные встречающие, толпа становится все плотнее. Метрах в пяти от «стены» - сдвинутые в цепь металлические скамейки. Молодёжь перепрыгивает через них; несмотря на наклеенные на спинки желтые кресты «социальной дистанции», заняты все места, на некоторых теснятся по двое. Ещё метрах в 30 - рамки металлоискателей. Рядом с ними полицейские в форме. За рамками чернеет толпа. Очевидцы рассказывают, что на входе в аэропорт очередь. Чтобы попасть внутрь, люди покупают авиабилеты на рейсы, лететь которыми не собираются.
Во Внуково задержали Любовь Соболь, Руслана Шаведдинова и Константина Котова, а также Илью Пахоменко и Анастасию Кадетову — помощников Навального, сообщают корреспонденты «Новой газеты».