Накануне в 76-е отделение полиции прокатилась львиная доля депутатского состава МО «Смольнинское». Всем раздали протоколы за нарушение «антиковидных» мер. Аналогичные можно выдавать и чиновникам Смольного, шутят теперь муниципалы.
Тринадцать депутатов муниципального образования «Смольнинское» провели вечер 20 января в отделении полиции, куда их забрали после попытки провести заседание. Официально — за нарушение антиковидных мер, ограничивающих проведение в зданиях мероприятий. Но по этой логике правоохранители могут с таким же успехом предъявить претензии и к смольнинским, и к парламентским заседаниям. От приехавшей группы поддержки здание УМВД защитили планом «Крепость».
Вечером 20 января у входа в здание муниципального образования «Смольное» собрались для проведения заседания 14 из 20 народных избранников. Вход оказался закрыт, несмотря на время — 4 часа дня. Впрочем, такая ситуация происходит уже не впервые: предыдущее заседание депутаты, например, провели на крыльце. А по регламенту в МО должны собираться каждую среду. За полчаса до этого было назначено заседание местной контрольно-счетной комиссии.
Чтобы понять, почему у совета вообще возникли трудности с проходом в зал заседания, надо вернуться почти на полтора года назад. Напомним, что в «Смольнинском» по итогам выборов в сентябре 2019 года партия власти потеряла большинство в совете. Состав поделился на два фронта: выдвиженцев от «Яблока» и движения «Центральный район за комфортную среду обитания». Договориться между собой у избранников и местной администрации получается далеко не во всем, поэтому они с завидной регулярностью утыкаются в закрытые двери муниципалитета, и в МО до сих пор не избран глава. Очередная попытка должна была состояться на последнем заседании.
Собравшиеся решили пройти в здание через расположенный со стороны Суворовского проспекта черный вход в досуговый центр «Зеленый слон» (муниципальное бюджетное учреждение) — там было открыто. И за неимением лучшего решили заседать прямо в коридоре МБУ — люди, что называется, уже привычные.
«Мы прямо в коридоре. Уложились в полчаса, все вопросы решили, направили депутатский запрос», — рассказал депутат Никита Юферев.
Параллельно, говорит депутат «Смольнинского» и глава реготделения «Яблока» Екатерина Кузнецова, члены совета вызвали полицию, чтобы заявить об отсутствии допуска в помещение муниципалитета. Приехавшие сотрудники полиции приняли заявление. «Сначала нам говорили покинуть помещение. А когда у нас заседание уже завершилось, мы хотели выйти, то нам просто перекрыли выход, очень долго не хотели говорить, что мы задержаны. Когда подъехал воронок, и человек 10–12, нам сказали, что мы задержаны», — пояснила она.
На выходе полиция образовала «коридорчик», который упирался в открытую дверь микроавтобуса. Первым вывели депутата Никиту Юферева, сопротивление никто не оказывал. Все в автомобиль не влезли, и остальных рассадили по другим машинам. Так Юферев, Кузнецова, Дмитрий Балтруков, Дмитрий Палюга, Анна Киселева, Диана Серая, Александр Захаров, Елена Мишкинис, Марина Шпринг, Павел Безумов, Иван Чеботарь и Алексей Шавлов попали в 76-й отдел полиции. Еще один депутат, Елена Бархатова, после того, как правоохранители озвучили, что члены совета могут быть задержаны, компанию покинула.
Официально им было объявлено, что все задержаны за нарушение 121-го, «антикоронавирусного», постановления Смольного. Напомним, что в городской закон об административных правонарушениях введен пункт 8.6.1 — «Нарушение требований нормативно-правовых актов правительства Санкт-Петербурга, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Санкт-Петербурга».
Тем временем к зданию полиции начала подтягиваться группа поддержки депутатов. Приехали их коллеги из муниципальных образований «Владимирский округ» и «Литейный округ», депутат ЗакСа от «Яблока» Борис Вишневский. Попытки объяснить правоохранителям, что задержанные были в своем праве, не помогли. Зато через некоторое время собравшихся выставили на улицу, введя в здании план «Крепость». Он предусматривает блокировку входов и выходов и сбор личного состава для пресечения попытки захвата объектов органов внутренних дел.
Депутаты в «крепости», тем временем, боролись за право посетить уборную. Диана Серая сообщила, что с первой попытки проникнуть туда не удалось — полиция объяснила, что помещение «опечатано».
А заодно активно шутили, что аналогичным образом полиция может задержать и депутатов Заксобрания, и чиновников Смольного — и те, и другие регулярно проводят заседания. Аналогично тренировались в остроумии и снаружи.
В муниципалитете мнения относительно того, могли ли заседать депутаты, расходятся. Сами народные избранники ссылаются на принятый ими же регламент. А Григорий Ранков (и.о. главы муниципалитета, который не избрался в новый созыв) считает, что заседание может созывать только глава совета, а он его не созывал. Относительно его собственного статуса «и.о.» позиции сторон также расходятся. Юферев рассказал, что с решением совета при отсутствии Ранкова председательствующей на заседании считается Елена Мишкинис. В свою очередь, этот документ оспаривается в суде, который 24 декабря наложил обеспечительные меры в виде приостановления действия документа. Однако совет ранее принял похожее решение (что председательствующей в отсутствии и.о. главы на заседаниях является Мишкинис), которое в настоящий момент действует.
Около десяти вечера депутатов начали выпускать. Из полученных на руки протоколов они узнали, что, по мнению правоохранителей, нарушили 121-е постановление, обязывающее граждан по 31 января «соблюдать режим ограничения проведения в зданиях... спортивных, физкультурных, культурных, зрелищных, конгрессно-выставочных, торжественных, досуговых и иных мероприятий».
При этом, указано в документе, заняв помещение «Зеленого слона», гости мешали «проходу детей». К какому именно из вышеперечисленных мероприятий приравняли заседание, народным избранникам уточнить не удалось.
Получатели протоколов уже направили жалобу в прокуратуру и планируют пожаловаться в Следственный комитет на воспрепятствование деятельности депутата
Ирина Корбат,
«Фонтанка.ру»