В пятницу, 22 января, в «Метрострое» должно состояться собрание акционеров, из которого, как из пены морской, может выйти новый руководитель. Одновременно акционеров созывает новый совладелец компании. Это похоже на войну за место гендиректора.
Акционеры «Метростроя» получили извещение о том, что 22 января состоится «повторное годовое общее собрание акционеров». В повестке дня — те же 7 пунктов, что значились на плановом годовом собрании в августе: от утверждения годового отчета до выплаты дивидендов и, что наиболее важно, избрания совета директоров. Предприятие почти полгода находится в подвешенном состоянии и фактически без управления, поэтому там удивились: а что, так можно было?
Подписано извещение просто — ОАО «Метрострой». На самом деле что сейчас понимать под этим — большой вопрос. «Фонтанка» рассказывала, что на том самом августовском годовом собрании акционеров из-за корпоративного конфликта не удалось принять решение ни по одному вопросу, что оставило предприятие без переизбранного совета директоров. Чуть позже компанию покинул и гендиректор Сергей Харлашкин, нового просто некому назначить.
Все основные документы подписывает заместитель директора и главный инженер Алексей Старков — но не в статусе хотя бы и.о. директора, а просто по доверенности. Чтобы полностью завершить эту картину управленческого хаоса, добавим, что в компании введена процедура наблюдения, и временный управляющий Григорий Авдеев, к примеру, пытается взыскать 5 млрд рублей с бывших директоров компании, среди которых Николай Александров — по совместительству еще один из крупнейших акционеров. Хорошо хоть вопрос о полноценном банкротстве предприятия суд сдвинул как минимум на апрель.
К пятничному собранию много вопросов. Оно называется «повторное годовое»; и в законе об акционерных обществах, и в уставе «Метростроя» говорится, что его можно созвать, если на плановом годовом собрании не было кворума. Однако в августе как минимум для одного вопроса — по избранию ревизионной комиссии — кворум набрался. Это объясняется тем, что при рассмотрении именно этого пункта повестки из голосования «выкидываются» доли членов совета директоров (отца и сына Александровых на тот момент), так что и требуемый минимум оказывается меньше. В итоге голосование состоялось, хотя и не было принято решение.
Положение о ревизионной комиссии самой компании говорит: в этом случае надо собирать не «повторное годовое собрание», а внеочередное годовое. Разница — в пониженном кворуме: если отталкиваться от точки зрения, что в августе собрание вообще не состоялось, то для правомочности повторного собрания достаточно акционеров, обладающих в совокупности 30%, а не большинством, как при обычном. Таким образом, если у держателей 30% акций (а это, к примеру, город во всех своих ипостасях), есть солидарное мнение, то такое собрание сложно саботировать.
Нет сомнений, что главным вопросом для пятничного собрания является избрание совета директоров: компании сейчас не до отчета, который в отсутствие гендиректора еще не ясно, кто будет представлять, и не до выплат несуществующих дивидендов. В совет предлагаются: бывший директор Вадим Александров; представители от городских комитетов Александр Герман, Иван Каргин и Олег Матвеев; еще один экс-директор, а до этого председатель КРТИ, Сергей Харлашкин; Дмитрий Кунец от еще одного акционера — ГУоП «Петербургский метрополитен»; бывшие председатели совета директоров Клименти Касрадзе и Александр Петров; начальник ОП «Тоннельный отряд» Николай Лаптев; бывший советник директора Сергей Седойкин; Илья Дубяга (человек с такими же ФИО раньше был совладельцем СУ-17 и исполнительным директором ООО «СТ-Девелопемент»); Александр Макарчев (ФИО совпадают с совладельцем ООО «Лидер Консалт»).
Собеседники «Фонтанки», близкие к компании, считают, что конечная цель — даже не совет директоров, а и.о. гендиректора: совет, согласно положению «Метростроя», может назначить его 75 процентами голосов. Предположительно, в этой схеме таким исполняющим обязанности должен стать человек «со стороны города», например Каргин.
Главный вопрос: почему сейчас такая спешка? По идее город, как крупный акционер, мог еще осенью подавать иск в суд о понуждении «Метростроя» собрать не повторное, а внеочередное собрание; это стандартный путь любого совладельца, заинтересованного в том, чтобы компания все-таки обрела какое-то легитимное руководство. Такого иска не было несколько месяцев, и появился он лишь накануне; однако подал его не город, а Константин Ерошенко: он стал акционером «Метростроя» совсем недавно, выкупив 13,63% акций у семьи Александровых, и считается аффилированным со «Стройтрансгазом» Геннадия Тимченко. Именно Константина Ерошенко еще летом Александровы видели гендиректором компании, чему воспротивился город.
По данным «Фонтанки», речь идет, по сути, о второй попытке. В исковом заявлении Ерошенко указывает, что управление в «Метрострое» фактически никем не осуществляется, что может привести к негативным последствиям. В нормальной ситуации он как владелец более 10% обратился бы в совет директоров, чтобы тот собрал внеочередное собрание, но обращаться не к кому. Так что Ерошенко требует через суд обязать «Метрострой» провести внеочередное собрание акционеров, в повестку которого включить один вопрос: избрание единоличного исполнительного органа (то есть гендиректора). Полномочия по подготовке и проведению собрания предложено возложить на Ерошенко, к назначению на должность директора предложить его же. Вряд ли из скромности, но новый акционер «Метростроя» не просит за себя сам: исковое подписано представителем Ерошенко по доверенности; им выступает супруга Николая Александрова Ольга: именно она уже ратовала за Ерошенко летом, и именно у нее он приобрел долю в уставном капитале компании. Со стороны кажется, что это очередная серия противостояния города, с одной стороны, и Александровых со «Стройтрансгазом» — с другой. В том, что эта вторая команда нашла взаимопонимание, убеждают и косвенные признаки: Николай Александров замечен входящим в курс работ на месте СКК, где работает дочерняя структура СТГ.
Справка:
Смольный уже договорился с ВТБ о том, что строить метро в Петербурге вместо «Метростроя» будет совместное предприятие города и банка под названием «Метрострой Северной столицы». С аналогичным предложением к чиновникам обращался «Стройтрансгаз», однако город не стал входить в зарегистрированный СТГ «Метротрансстрой». В итоге в капитале традиционного «Метростроя» просто появилась доля у аффилированного со «Стройтрансгазом» акционера.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»