Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода

переменная облачность, без осадков

ощущается как -4

3 м/c,

ю-з.

738мм 82%
Подробнее
1 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Афиша Plus Куда пойдем сегодня Лекции «Это прямая цензура. Уберите законопроект, не позорьтесь!»

«Это прямая цензура. Уберите законопроект, не позорьтесь!»

44 220
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив

Владимиру Путину ушло письмо от просвещенной интеллигенции. Мастера культуры, науки и образования просят гаранта не трогать закон об образовании введением «лицензий на просвещение». Ибо ниже дно, и Горький тут ни при чем.

Представители сферы культуры, образования и науки России, осуществляющие просветительскую деятельность на территории нашей страны, обеспокоены будущим и культуры, и образования, и науки. Причиной стал принятый Госдумой в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ», который, в частности, делает обязательной государственную проверку «просветительских программ».

8 февраля больше 1 000 российских профессионалов в сфере просветительства опубликовали открытое письмо к властям с требованием отклонить принятие поправок, так как они создают «предпосылки для репрессивного и цензурирующего регулирования». 9 февраля детали законодательной инициативы должен рассмотреть комитет Госдумы по образованию и науке во главе с внуком Вячеслава Молотова Вячеславом Никоновым. Уже 10 февраля законопроект может пройти второе чтение.

Соавтор законопроекта, депутат «Единой России» от Свердловской области Дмитрий Альшевских, ранее поделился с «Фонтанкой» своими доводами за принятие новых норм, уничтожающих на корню «антироссийскую пропаганду» под видом «просветительской деятельности». «Определённые силы пытаются внедрить Бандеру», — в частности, пояснял «народный избранник».

Авторы открытого письма президенту Путину, премьеру Мишустину, спикеру Госдумы Володину и всем авторам нашумевшего законопроекта и сами не чужды постпостмодернизма в искусстве, но в данном случае единодушны: мудрить тут нечего, мы все ближе к мракобесию и патологиям, которые лучше пресекать на корню.

Работать станет сложнее

Энтузиасты развития независимой культурной среды уверены, что нормы регулирования просветительской деятельности усложнят работу организаторов выставок, лекций, паблик-токов и всевозможных дискуссий.

«Сейчас нет требований к согласованию выставочных проектов и просветительской части к ним — лекций, семинаров, встреч, за исключением тех случаев, когда проект финансируется за счет государственных грантов», — говорит о текущем положении дел директор Музея стрит-арта Татьяна Пинчук.

Сооснователи проекта Big City Art, проводящего арт-завтраки с лекциями по искусству и экскурсии, Наталья Карасёва и Елизавета Зиновьева опасаются нечеткости механизмов получения лицензии, отсутствия перечня документов для этого и, что немаловажно, стоимости всей процедуры.

«Лицензию будет получить фактически невозможно из-за её стоимости и бюрократических сложностей. И, соответственно, наша деятельность окажется вне закона», — опасаются они.

Кроме того, игроки рынка независимого просвещения в целом не могут понять, что именно им придется лицензировать.

«Из законопроекта неясно, что же конкретно включает в себя «просветительская деятельность», — удивляются в Big City Art. — Одно дело — получить лицензию на образовательный центр, другое — на камерные встречи и ведение блога».

Искусствовед Анастасия Пронина тоже видит расплывчатость формулировок в законопроекте.

«Опять чиновничий аппарат получает дополнительные рычаги давления и регулирования, а те, кто занимается просветительской деятельностью, попадают в сложную ситуацию, — говорит куратор. — Если закон примут, возникнут проблемы с согласованием тем, заявленных спикерами, и мы обязаны будем заключать договора на проведение всех лекций и паблик-токов. Для «Бенуа 1890» (общественное пространство. — Прим. ред.) лекционная деятельность носит просветительский характер, посещение мероприятий бесплатно. В период пандемии мы ввели символическую стоимость, чтобы регулировать посещаемость. Наш проект популяризирует современное искусство в спальном районе Петербурга, думаю, и так понятно, что это непросто, и мы благодарны всем лекторам, которые работают с нашей аудиторией совершенно бесплатно».

Куратор Лизавета Матвеева отмечает, что отдельным пунктом в законопроекте выделены партнерство и привлечение иностранных специалистов — на это тоже придется получать специальные разрешения.

«Это очередной виток маниакального стремления нашего государства истребить какое-либо присутствие иностранных коллег и, о боже, распространение «их» ценностей и информации, — уверена Лизавета Матвеева. — Моя сфера деятельности не может функционировать без общения с иностранными коллегами, без двустороннего обмена опытом — культура и искусство не могут существовать в изоляции, у нас уже был такой опыт, и ни к чему хорошему он не привел».

Где цензура порылась?

«Чем более расплывчат закон, тем более он репрессивен, — делится своим опытом Лизавета Матвеева. — Сейчас контроль осуществляется в корректирующей форме, но есть опасения, что этим законопроектом и последующими подзаконными актами может быть введено предупреждающее регулирование, требующее согласования просветительских материалов до их публикации, а это и есть самая настоящая цензура».

«Все может развернуться так, что рассказ о полотнах Энди Уорхола сочтут пропагандой западного образа жизни, — говорят Наталья Карасёва и Елизавета Зиновьева. — Абсурдно, но не исключено». По словам организаторов неформальных культурных мероприятий, в области современного искусства цензура может проявиться еще легче. «Это может коснуться проектов, критикующих власть художественными средствами, или проектов, созданных в содружестве с иностранными коллегами», — приводят девушки примеры.

«Если культурные институции будут обязаны согласовывать с государством каждый выставочный проект с культурной программой, то реализация любого проекта превратится в бюрократический ад, — согласна Татьяна Пинчук. — Кроме того, не ясно, насколько широкими будут полномочия контролирующих органов. Если тема выставки или содержание лекции им не понравится — они просто запретят их проводить, так получается?»

«Просветители рассказывают ведь и про закон Ома, — ужасается историк Лев Лурье. — Встаёт вопрос: а не выпячивают ли они при этом заслуги иностранных учёных? Может быть, они недооценивают достижения новосибирских вирусологов из центра «Вектор»? В естественных науках тоже нужен баланс! Соответственно, сейчас нужно развернуть подготовку этих методистов. Отставные офицеры справятся. Политработники. Если, не дай Бог, Макаров не будет переизбран в ЗакС, он вполне мог бы ходить на такие мероприятия, ведь он чувствует, где есть блокадный ген, а где нет. Он мог бы и сам вести такие мероприятия, но контроль главнее».

Кто попадет под действие закона?

Никто толком не считал, сколько независимых образовательных площадок существует сегодня в России. Ясно, что до последнего момента это направление развивалось достаточно динамично. Есть профессиональные образовательные платформы и школы, а есть «клубы по интересам». «Встречи и лекции также проводятся в книжных магазинах, библиотеках, кафе, независимых выставочных галереях и прочих местах», — перечисляет Лизавета Матвеева.

«Исходя из общих формулировок, можно сделать вывод, что выставочный проект, посвящённый творчеству отдельного художника, и демонстрация его произведений искусства подпадают под просветительскую деятельность, так как, демонстрируя творческий путь художника, так или иначе, осуществляется распространение информации об опыте и компетенции художника, — анализирует Татьяна Пинчук. — Наряду с реализацией выставочных проектов музеи, в том числе Музей стрит-арта, реализует и культурно-просветительские проекты, в рамках которых проводятся различные мероприятия: встречи, семинары, лекции. В рамках данных мероприятий распространяются знания об искусстве, а представители культурной среды делятся своим опытом и компетенцией. То есть деятельность музеев подпадает под определение просветительской деятельности, приведённой в законопроекте».

Все упрется в деньги

В открытом письме сказано: «Граждане России, в том числе незащищенные слои населения, лишатся возможности получать знания от высококвалифицированных специалистов на регулярной, часто безвозмездной, основе».

«Если организаторам и лекторам придется плодить и размножать бумажки, чтобы получить разрешение на проведение каждой своей разовой лекции в библиотеке или в кафе, проще вообще ничего не устраивать и ждать, пока в России наступят лучшие времена, — отвечает на вопрос «почему» Лизавета Матвеева. — Многие события организуются энтузиастами, профессионалами, увлеченными своим делом. Часто мероприятия проводятся бесплатно или за символическую плату — на них приходят слушатели, у которых нет возможности купить дорогой курс или времени пойти учиться, но они могут периодически ходить на лекции, чтобы узнать что-то новое, может, познакомиться и пообщаться с людьми. Разного рода просветительские мероприятия популярны и среди пожилых людей, для них это определенная форма досуга».

«Если коммерческие образовательные мероприятия просто вырастут в цене и часть аудитории «отвалится», то некоммерческие организаторы, скорее всего, сойдут с дистанции, так как не смогут потянуть расходы», — согласны Наталья Карасёва и Елизавета Зиновьева.

«Появляются люди, которые скажут тебе, что ты не правильно рассказываешь про ёжиков. «Ты не так, ******, про ёжиков рассказываешь!» — говорят тебе. «А если я пятьдесят тысяч дам, то я правильно буду про ёжиков рассказывать?» — уточняешь. «Ну, за пятьдесят вроде лучше, но за шестьдесят точно будет хороший рассказ про ёжиков», — вот и всё про этот закон», — категоричен Лев Лурье.

Чему учит история

«Увеличение количества бумажной работы никогда не помогало просвещению», — сразу выводит основную формулу директор Музея стрит-арта Татьяна Пинчук.

Примеры в истории, как конкретно ввести госконтроль, тоже есть. «Культурная революция в СССР на рубеже 1920–1930-х годов, — напоминает Лев Лурье. — Тогда все частные нэповские лавочки были поставлены под контроль. Стали государственными. Вошли в общую структуру. Из этого, в частности, появилось общество «Знание». Или времена Победоносцева, когда на всякое собрание приходил пристав и мог его закрыть».

«Нас тащат в средневековье. Или в СССР, — уверена сотрудник Русского музея, специалист по научно-просветительской деятельности музея Марина Рудина. — Там был прекрасно опробован этот опыт. Возникает стойкое ощущение мракобесия. Причём, с моей точки зрения, поток странной информации льётся отовсюду. В том числе, из федеральных и государственных телеканалов. Защита от экстремистских влияний? Так на это есть уже один закон. И почему опять в новом законе у нас появляется борьба с экстремизмом, я не понимаю. Видимо, это понятная формула: везде одни враги, мы должны от них защищаться. Всё принесём в жертву?»

«Мы же прекрасно относимся к подвигу Александра Матросова и Зои Космодемьянской, к Валентине Терешковой и Дмитрию Донскому, — вспоминает другие конкретные исторические примеры Лев Лурье. — Ничего плохого не ожидаем. Проблема в том, что у нас несовершенная цензура. Нет твёрдых указаний, например, является ли положительным персонажем Победоносцев или Маленков. И поэтому мы не знаем, чего ждать. Есть неопределённость. Мы боимся сказать положительно о Маленкове. Вдруг окажется, что он работал против нашей Родины».

Для этого, полагает Лурье, который ещё на старте конституционной реформы Путина говорил о неминуемости тотальной цензуры, и должны появиться «специальные люди». Те, кто или открыто, или под прикрытием будет посещать экскурсии и другие мероприятия, лекции, квесты. «Затем они будут писать записку начальству. Должны всё зафиксировать с помощью оперативной техники. Чтобы это не было голословно, — на ходу пишет новый антиутопический роман историк. — И окажется потом, что кто-то ругал Матросова. Значит, потребуется нормативный документ, где будет сказано, что Александра Матросова ругать нельзя. Ведь такое отношение к Матросову может нашептать враг, а просветитель мог не знать, что так нельзя. Надо оберечь просветителей!»

«Зачем они это делают?»

«Законопроект вобьет очередной гвоздь в гроб частных культурных институций России. Такое ощущение, что проводимая политика нацелена на то, чтобы образованных людей с широким кругозором было всё меньше и меньше, а знания вне школьной программы можно было получить только за границей», — делится ощущениями Татьяна Пинчук.

«Уже принятые нашим государством цензурирующие и репрессивные законы сильно поменяли климат и среду, усложнили и так предельно непростую жизнь культурных профессионалов, — говорит Лизавета Матвеева. — Нам уже нельзя публично и открыто затрагивать определенные темы, нельзя работать с определенными организациями и лучше не получать гранты от международных организаций и фондов. Учитывая, что государство не оказывает никакой поддержки художникам, искусствоведам и прочим деятелям культуры и искусств, не очень понятно, как, по мнению чиновничьего аппарата, люди должны себя содержать и работать».

«Зачем они это делают? Чтобы образование, видимо, совсем сошло на нет, — спрашивает и сразу отвечает Марина Рудина. — Чтобы не было полёта мысли и широкого простора для мысли. Должно быть много мнений, много источников знаний и течений. А если всё будет регламентироваться, должно быть одобрено поставленным сверху человеком, то это прямая цензура. Недопущение никаких мнений, кроме «одобрено генеральной линией правительства». Просто уберите этот ваш законопроект, не позорьтесь!»

О том, что избиратели просят депутатов Госдумы ввести в России цензуру, «Фонтанке» ранее заявила депутат от Санкт-Петербурга Елена Драпеко.

Петицию против поправок, по данным на 8 февраля, подписали 209 000 человек.

Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
51
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях