Эмоциональный отзыв о враче, оставленный в «Инстаграме», обойдется петербурженке в три десятка тысяч рублей. А еще ей придется опубликовать в профиле решение суда не в свою пользу. Но она считает, что легко отделалась, за поруганную репутацию и нравственные страдания доктор изначально хотела треть миллиона.
При этом сам пост был удален и разбирательство строилось на ролике из новостного Telegram-канала, а доктор в уточненных требованиях просила не только денежной компенсации, но и извинений для себя и работодателя — администрации Клинической инфекционной больницы имени Боткина — «за предоставленные неудобства».
Расстановку сил «Фонтанка» подробно описывала в феврале прошлого года. Накануне пандемии пациентка Наталья Царакова попала в пятое отделение больницы имени Боткина на Пискаревском проспекте с рецидивом. Второй раз за две недели она обращалась с осложненной ангиной, и в прошлый раз ей уже вскрывали абсцесс. Чтобы не терять время, девушка на встрече с новым лечащим врачом заявила, что ощущения у неё прежние и есть абсцесс. Но самодиагностику врач Наала Джугелия не оценила. Диалог, по словам пациентки, шёл на повышенных тонах и в итоге в её сторону якобы полетел медицинский инструмент, а вечером того же дня лор обнаружила абсцесс и вскрыла.
Убедившаяся в своей правоте девушка потребовала сменить лечащего врача, а когда ей отказали, позвонила на горячую линию Комитета по здравоохранению и написала гневный пост в «Инстаграме», где живописала перипетии. Признает, что позволила лишнего — добавила фото Джугелия. Прочитавшие послание друзья начали ставить лайки и отмечать в нем врача, и вскоре та узнала о публикации. По словам Натальи, на неё начали оказывать давление и пост она удалила, но было поздно — прямо в палате ей вручили иск с требованием извинений и 350 тысяч рублей компенсации.
К первому заседанию исковые требования были снижены до 50 тысяч, но доктор также потребовала, чтобы Наталья разместила в своем «Инстаграме» обновленный пост с заголовком «ОПРОВЕРЖЕНИЕ» и следующим текстом: «Приношу свои извинения Джугелии Наале Назыбеевне, которая является врачом Клинической инфекционной больницы имени С.П. Боткина. Все негативные сведения, распространенные мной в отношении ее профессиональных навыков и мои комментарии, являются недостоверными. Также приношу свои извинения администрации Клинической инфекционной больницы имени С.П. Боткина за предоставленные неудобства».
Кроме того, пост из «Инстаграма» отправили на лингвистическую экспертизу (есть в распоряжении редакции). Точнее даже не сам пост, так как он был удален, а ролик из одного новостного Telegram-канала, в котором фигурировали цитаты. На 13 листах заведующая отделом аспирантуры Института лингвистических исследований РАН Наталья Козловская подробно исследовала утверждения о том, кому можно работать врачом, а также объяснила, почему упомянутое в посте бросание шпателя и общение на повышенных тонах — негативная информация в форме утверждения.
В результате Василеостровский районный суд 11 февраля решил заявление Джугелия о защите чести и достоинства удовлетворить, но лишь частично. Как следует из решения, в частности, сведения о том, что врач раздраженно крикнула и бросила в пациентку шпатель признали не соответствующими действительности и порочащими и её честь, и достоинство.
Суд обязал пациентку Царакову в течение месяца после вступления решения в законную силу опубликовать на своей странице «Инстаграм» опровержение — само судебное решение. А также заплатить за моральный вред врачу 30 тысяч рублей.
Наталья заявила, что в целом она считает, что ей еще повезло, и она не видит смысла в апелляции и ждет результата рассмотрения своего встречного иска к врачу в Красногвардейском районном суде.
Наала Джугелия заявила «Фонтанке», что решение суда не комментирует. В больнице Боткина также от комментариев отказались.
Илья Казаков, «Фонтанка.ру»