Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Пристрастить к спорту и поговорить по-мужски — но не о Навальном. Зачем в школах Петербурга создают советы отцов

Пристрастить к спорту и поговорить по-мужски — но не о Навальном. Зачем в школах Петербурга создают советы отцов

16 912
Автор фото Александр Подгорчук/«Коммерсантъ»

Отцовские советы в школах — это не только про «привезти-отвезти». «Фонтанка» поговорила с активными папами о том, почему с парнями должны говорить мужчины, чтобы не пришлось говорить полиции.

В противовес преимущественно женским родительским комитетам в школах Петербурга отцы объединяются в советы. Папы помогают с организацией выездов на природу и спортивных кружков, проводят «мужские» беседы с подростками. Советы отцов созданы более чем в 50 школах, опыт планируется распространять и на другие учреждения.

У инженера Вадима Доронина четверо детей, трое школьников учатся в 344-м лицее Невского района. Вадим и сам заканчивал эту школу, а теперь возглавляет в ней совет отцов. «Мы не собирались ради того, чтобы собраться. У нас это произошло само собой, — рассказывает он. — Стали общаться с директором, если возникают какие-то проблемы, помогаем».

Совет отцов в 344-м лицее действует шестой год. Отцы организовывают спортивные секции, турслёты и помогают, если нужно перенести что-то массивное из класса в класс. «Педагогический состав школы, согласитесь, это все-таки женщины. У нас есть преподаватели-мужчины, но они ещё у меня преподавали. Женщинам одним тянуть все тяжело, поэтому включаемся по мере возможностей», — уточняет Доронин.

В лицее также собран и родительский комитет, где заседают в основном мамы. По словам Доронина, две организации дополняют друг друга. «У нас дети проводят концерты в доме престарелых во Всеволожске. Там, кстати, в основном принимают участие мамы. Здесь отцовская задача — помочь организовать, привезти-отвезти», — отмечает он. Совет отцов помогает в организации внеурочных мероприятий, но напрямую в воспитательной деятельности школы не задействован.

«Нельзя, с моей точки зрения, все возлагать на школу... Пускай все школа решает… Это не очень правильно, — рассуждает Вадим Доронин. — Здесь должно быть взаимодействие: и родители, и учителя, и директор. Если мы хотим контролировать процесс воспитания, должны быть все на связи. У нас как-то сложилось в нашей стране, что мужчины больше работали, женщины больше по хозяйству. Сейчас ситуация меняется, отцы подключаются».

Похожей деятельностью занят и совет отцов в 141-й школе Красногвардейского района. Председатель и отец двоих детей Игорь Косов не мог в него не прийти, потому что его «жизненная позиция — оказывать помощь».

«Это такой же родительский комитет, только не в границах класса, а более обширно — в границах школы, — уточняет Косов. — Собираемся раз в квартал; если возникает какая-то срочная ситуация, можем и экстренно встретиться. Отрываем детей от гаджетов. Кого-то на экскурсии нужно возить, где-то спортивные соревнования устраивать, чтобы хотя бы 2–2,5 часа у ребёнка уходило на то, что он общается с друзьями, занимается спортом».

141-я школа специализируется на восточных единоборствах. Многие ученики занимаются тхэквондо, ушу. Совет отцов помогал в организации турнира по единоборствам совместно с корейским консульством.

Кроме организационных функций у совета есть и воспитательное направление. «Мы с детьми работаем, когда требуется мужское влияние на ребёнка. Когда он выходит из-под контроля, чтобы не привлекать, как говорится, органы, полицию, отдел по делам несовершеннолетних, — комментирует Косов. — Кто-то из педагогического совета увидел, что ребёнок со взрослыми общается, где-то начинает совершать какие-то правонарушения внутри школы. Тогда мы подключаемся. 2–3 отца приходим, берём мальчика и общаемся. Смотрим реакцию ребёнка на это, также с родителями беседуем, что ваш ребенок начинает совершать правонарушения, есть вероятность употребления наркотических средств, как, например, эти испарители непонятные».

После беседы с ребёнком информацию передают классному руководителю и администрации школы, затем взрослые решают, как действовать дальше. Косов подчёркивает, что в школе хороший педагогический коллектив, но он женский, а с мальчиками-подростками должны разговаривать мужчины.

«Мальчики немного по-другому воспринимают, когда с ними женщина разговаривает. Когда сидят взрослые мужчины и разговаривают с ними почти на равных, у ребёнка другая оценка ситуации. Женщине они могут не все раскрывать», — объясняет петербуржец.

Совет отцов задействован и в патриотическом воспитании. Силами пап и учеников в 141-й школе установлена мемориальная доска выпускнику Юрию Фёдорову, погибшему при исполнении воинского долга в Дагестане 1999 году. «Детям стало интересно разыскать родственников, собрать исторический материал. В результате договорились с администрацией и сделали мемориальную доску в школе», — вспоминает Игорь Косов.

Что же касается интересов подростков к протесту и оппозиционному политику Алексею Навальному, то Косов считает, что отцам «нет необходимости» проводить со школьниками подобные беседы. Совет отцов вне политики.

«В школе сильный преподавательский состав, и дети стараются через преподавателей разъяснить ситуацию, — отмечает Игорь Косов. — У нас очень сильный историк в школе, она сказала, что ученики начинают задавать вопросы по Навальному, что он такой хороший и все прочее. Она им сразу разъяснила, что живём в России, что такое Навальный и как на это наше правительство реагирует. Тут не нужно вмешательство совета отцов».

В Петербурге также сформирован и городской совет отцов при комитете по образованию. В него входят 37 представителей школ из 18 районов. Активных пап привлекают к мониторингу организации горячего питания в учреждениях, проверке продуктовых наборов. Но главная задача совета — организация спортивных мероприятий совместно со школами и федерациями.

«Отцы очень мало вовлечены в воспитательный процесс, они в основном погружены в работу. Мы стараемся создать условия, где мужчины могут больше уделить внимания взаимодействию со своими детьми, заниматься воспитанием, — рассказывает председатель городского совета Алексей Волков. — На свои мероприятия привлекаем также будущих учителей, в том плане, что маловато мужчин в школьном образовании работает. Пытаемся повысить престижность этой работы. Чтобы студенты пообщались с мужчинами, добившимися успеха в работе в системе образования».

Благодаря интересу к спортивному увлечению сына участник городского совета отцов Андрей Бибич изменил свою жизнь и переквалифицировался в педагога.

«Сына пригласили поехать на соревнования по спортивному ориентированию, и я к нему присоединился, так в этом спорте и остался. В этом году будет уже 10 лет. Никогда раньше спортом не занимался, вел неправильный образ жизни, работал в бизнесе. Получается, в спорт пришёл за сыном», — говорит Бибич.

Сейчас петербуржец работает педагогом-организатором, ведёт секцию по спортивному ориентированию, куда активно приглашает отцов с детьми. «Ориентирование — такой вид спорта, что в выходные выезжаем на сборы, тренировки, в лес куда-то. Очень приятно видеть, когда отцы участвуют в воспитании своих детей, когда они приезжают со своими сыновьями и дочерьми, сами бегают дистанции, помогают детям и другим родителям, тренерам. А когда их дети начинают показывать неплохие результаты, отцы прям светятся».

Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
67
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях