Бывший корреспондент «Коммерсанта» и советник главы Роскосмоса Иван Сафронов рассказал о том, что следствие не ознакомило его с содержанием предъявленных обвинений. В контактах с гражданином Чехии Мартином Ларишем он никакого шпионажа не видит.
Интервью опубликовано в «Коммерсанте» 14 февраля. Как говорит Сафронов, с начала следствия по его делу были назначены несколько экспертиз — в частности, на предмет секретности сведений, которые содержались в отправленных им письмах. «Как минимум одна из этих экспертиз была готова в середине октября 2020 года, но, несмотря на все наши просьбы, меня с ней до сих пор не ознакомили. Когда ознакомят — понятия не имею, — говорит он. — Все допросы велись исключительно по моим ходатайствам. По сути, я просто сижу в четырех стенах — и ничего не происходит. Возможно, это такая тактика у следователя. Может, он поймал настоящего шпиона и все силы бросил на него».
Сафронов настаивает, что до сих пор не знает, в чем его обвиняют. «Вместо того, чтобы показать мне «матчасть» и получить объяснения, меня вынуждают заниматься гаданием на кофейной гуще. Говорят, что в 2017 году я совершил преступление, но не говорят, что именно я сделал, — предлагают вспомнить, — рассказывает он. — Я три месяца занимался самокопательством, но никаких преступлений так и не вспомнил. Ну и вишенка на торте: как только я прошу ознакомить меня хоть с какими-то материалами, чтобы понять, о чем идет речь, следователь квалифицирует это как попытку выведать объем собранных ФСБ материалов». По его словам, в категорию свидетелей перевели всех его близких, что не позволяет ему общаться с ними.
Кроме того, Сафронов в интервью рассказывает о своем общении с гражданином Чехии Мартином Ларишем — ранее некоторые СМИ предположили, что именно эти контакты интересуют следствие. Сафронов подтверждает, что они приятельствуют, были друг у друга гостями на свадьбе и на дне рождения. В 2017 году Мартин Лариш создал Информационное агентство анализа и профилактики безопасности и предложил Сафронову писать туда аналитические тексты.
«Следователи факт моего знакомства с Мартином считают вербовкой, его письма — разведывательными заданиями, а в моих ответах откуда-то взялась государственная тайна. Фантастика? Нет. Следствие считает меня чешским шпионом, — говорит Сафронов. — Кстати, дата моей «вербовки» — март 2012 года — вызывает исключительное недоумение, впрочем, как и все остальные посылы следствия. В марте 2012 года мне был 21 год, а Мартину — 26. Какая вербовка? Какой он к черту разведчик?»
Советник главы корпорации «Роскосмос» по информационной политике Иван Сафронов, а в прошлом журналист «Коммерсанта» и «Ведомостей», был задержан 7 июля. Позже его арестовали и предъявили обвинение в госизмене. По версии ФСБ, он работал на чешские спецслужбы, через которые секретные сведения из России утекали в США. Теперь ему грозит до 20 лет лишения свободы. Сафронов не признает себя виновным. От сделки со следствием он отказался.
Президент России Владимир Путин в эфире телеканала «Россия 24» заявил, что Сафронов обвиняется в госизмене не за журналистскую деятельность, а «за ту информацию, которую <...> он передавал одной из европейских спецслужб» во время работы в Роскосмосе. Адвокат Сафронова Иван Павлов отметил, что его подзащитного обвиняют в передаче секретных данных в период, когда он работал журналистом, а Роскосмос подчеркнул, что во время своей работы в госкорпорации у Сафронова не было допуска к гостайне. Позднее Путин повторил свой тезис на пресс-конференции в декабре.