После двух лет на посту вице-губернатора Евгений Елин возвращается в Москву. Его имя знает даже тот, кто не с ходу назовет фамилию главы петербургского правительства.
О том, что Евгений Елин 1 марта покинет Смольный, стало известно 15 февраля. В интервью «Фонтанке» чиновник рассказал, что считает свои задачи выполненными. Реализацией транспортных и экологических «стартапов», которые запустил экономический блок, теперь займутся профильные ведомства. А коллеги-чиновники теперь знают, как управлять городом по уму. Даже обещанный до пандемии триллионный бюджет не является несбыточной мечтой, говорит Евгений Елин, но воплощать ее придется уже его преемникам.
— Евгений Иванович, уход из Смольного был вашим собственным решением или губернатора?
— Совместное. Оно было принято в ходе обсуждения дальнейших целей и задач. Это не тот случай, когда поругались и разошлись, но посмотрели, как эффективнее дальше строить работу, есть ли задачи, где я могу себя реализовать. Здесь нет никакой интриги. Люди приходят и уходят, дело обычное.
— Если вы говорите, что решение было совместным, то значит, у губернатора тоже были вопросы к вашей работе?
— Я свои задачи завершил. Самое значимое — решение проблемы пробок через развитие городского железнодорожного транспорта. Это тот вариант, по которому пошла Москва. Концепция РЖД одобрена и принята вице-премьером Маратом Хуснуллиным в качестве основной. Проект с Росатомом по повышению эффективности управления государственных структур тоже был сдан губернатору. Ковид — третье. С «Газпромом» подпишем соглашение по постепенному переводу транспорта на газомоторное топливо. Это большая и значимая история для города. Основное в этом проекте не экономика, а экология и сохранение исторического облика города, борьба с онкологией.
— Как так вышло, что вы пришли в экономический блок, а занимались транспортом и экологией?
— Так здоровье — это экономическая категория. Если люди умирают, это важнее, чем любые экономические проблемы.
Вообще задача вице-губернатора — это заниматься не текущим управлением, для этого есть председатели комитетов, а искать для города новые уникальные возможности в развитии города и источники инвестиций. Экономисты занимаются новыми проектами, оценивают эффективность и целесообразность. Если полезность для города подтверждается, мы передаем отраслевым ведомствам. Например, проектом с РЖД будет теперь транспортный блок заниматься. Так же со здравоохранением, так же с системой управления.
— Но экономический результат в виде бюджета на 1 трлн рублей, который обещали при вступлении в должность Александра Беглова, достигнут не был.
— Но это не к 2021 году нужно было. Поживем — увидим. И это не задача только экономического блока. Но никаких экономических катастроф в городе тоже не произошло — ни с доходами, ни с оборотами предприятий, ни с зарплатами.
— Какой самый масштабный из намеченных проектов выполнить не удалось?
— Основная задача — получение новых навыков, которые требуются в современном мире, это до конца не довели. Это внедрение процессного и проектного управления. Второе — это сервисная модель. Переход от продуктов к оказанию услуг бизнесу и населению.
— Вы же как раз этим и занимались вместе с Росатомом?
— Это были пилотные проекты, мы принципиально показали, что это эффективно, но теперь нужно массово внедрять.
— В чем конкретные результаты вашей работы по повышению эффективности госуправления, которые видны людям и бизнесу?
— По каждому проекту есть измеримые параметры. По КИО (комитет имущественных отношений. — Прим. ред.) сроки оформления недвижимости с 400 дней сократили до 40 с лишним. То есть в 10 раз. Принятие решений в комздраве в пять раз сократили по срокам. Выдачу лицензий на алкоголь тоже в несколько раз ускорили. По вакцинации с 30 в сутки довели до 200 мощность каждого пункта, понимаем, что можем довести до 400. Прелесть в том, что эффективность возрастает кратно.
— Говорят, после ухода из Смольного вы собираетесь в Москву? Какие-то предложения уже получили?
— Наверное, в Москву. Какие-то разговоры, конечно, идут. Но на госслужбу не планирую.
— Выходит, в госуправлении вы разочаровались?
— Чтобы не отрываться от реальной жизни, нужно перемежать госслужбу с работой в реальном секторе экономики, чтобы понимать, что происходит на земле. Я и до этого циклами шел: из бизнеса пришел на госслужбу, с госслужбы обратно в бизнес, потом опять на госслужбу. Как слоеный пирог должен быть.
— Есть ли у вас идеи, кто станет экономическим вице-губернатором вместо вас?
— Не ко мне вопрос. Точно предположить не могу.
Беседовала Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»