Третий кассационный суд Петербурга оставил в силе приговор Верховного суда Карелии, который ранее кратно увеличил наказание руководителю республиканского отделения общества «Мемориал» (Международный «Мемориал» — НКО-иноагент по решению Минюста. — Прим. ред.), исследователю могильника Сандармох Юрию Дмитриеву. Об этом сообщает «МБХ-медиа». 13 лет в колонии строгого режима по ст. УК РФ 132, ч. 4, законны, сообщил судья Сергей Жирнов. Все ходатайства защиты были отклонены. Дмитриев присутствовал на суде 16 февраля удалённо, по видеосвязи из СИЗО-1 Карелии.
Защита просила отменить решение судьи Верховного суда Республики Карелии Аллы Раць. В конце сентября она в четыре раза увеличила наказание историку, заменив приговор в 3,5 года на 13 лет. После этого омбудсмен Татьяна Москалькова занималась изучением резонансного уголовного дела.
Процесс Юрия Дмитриева продолжается уже почти 4 года. В 2018 году исследователь мест захоронения жертв сталинских репрессий был оправдан по обвинению в изготовлении детской порнографии. Через несколько недель он был арестован повторно. Дело слушалось в закрытом режиме. Дмитриев вину отрицал. Фотографирование обнажённой приёмной дочери он объяснял контролем за её развитием после жизни в детдоме, а прикосновения к ребёнку — контролем за её здоровьем.
Защита Дмитриева сообщала о давлении и угрозах во время нахождения в СИЗО. 22 июля 2020 года на повторном процессе Дмитриев был признан виновным и получил 3,5 года.
После увеличения приговора с 3,5 до 13 лет «Фонтанка» связывалась с адвокатом Дмитриева Виктором Ануфриевым, который указывал на странности пересмотра приговора.
Осенью 2019 года «Фонтанка» опубликовала фрагменты книги «Сандармох: драматургия смыслов», которую написала руководитель петербургского отделения общества «Мемориал» Ирина Флиге. Издание рассказывает, как шли поиски пропавшего этапа с Соловецких островов из 1 111 заключённых. Как документы НКВД помогли сначала узнать имена расстрелянных, а после и место казни. Юрию Дмитриеву и другим сотрудникам «Мемориала» удалось поимённо установить 6 241 человека, расстрелянных в Сандармохе. Дмитриев также составлял книги памяти жертв политических репрессий в Карелии за 1930–1940-е годы.
Уже несколько лет Российское военно-историческое общество во главе с экс-министром культуры Владимиром Мединским проводит спорные с точки зрения закона раскопки в Сандармохе в поисках доказательств версии, что в могильнике на самом деле покоятся останки советских военнопленных, погибших в финском плену.