Продажи еды через Интернет в Северной столице и Ленобласти за год выросли почти в три раза — до 21 млрд рублей. Лидером рынка стал местный сервис iGooods. В ближайшие три года ему предстоит побороться с федеральными службами экспресс-доставки.
Петербург и Ленинградская область в 2020 году стали лидерами среди российских регионов по доле онлайн-торговли продуктами питания. Согласно исследованию аналитического агентства INFOLine, их жители за прошлый год заказали в Интернете еды на 21 млрд рублей, что составляет 2,4% от общего розничного оборота продовольствия двух субъектов (по данным Петростата, совокупный показатель в 2020 составил 759 млрд рублей, но эксперты INFOLine оценивают рынок в 875 млрд рублей. — Прим. ред.).
В 2020 году на фоне коронавирусных ограничений, перехода на удалёнку и закрытия заведений общепита рынок e-grocery (продажа товаров повседневного спроса) пережил настоящий бум. Так, в Петербурге и Ленобласти объёмы заказов еды через Интернет выросли на 180% по сравнению с 2019 годом, отмечает генеральный директор INFOLine Иван Федяков.
Северной столице есть куда стремиться: в Москве и Московской области жители потратили на онлайн-покупку еды в четыре раза больше — 81,9 млрд рублей. Но доля интернет-шопинга в столичном регионе составила лишь 2,1% от общего оборота. На третьем месте оказался Краснодар, где на доставку пришелся 1% всех продаж продуктов питания (2,1 млрд рублей). Далее идёт Ростов-на-Дону (1,4 млрд рублей, 0,7% от всего оборота). В Казани, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Новосибирске на заказ продуктов жители потратили по 1,3 млрд рублей.
По количеству покупок Петербург и область уступают лишь столичному региону (62,2 тысячи заказов в день против 184,2 тысячи), но с большим отрывом опережают прочие миллионники. При этом жители Северной столицы и Ленобласти делали менее крупные закупки: по сумме среднего чека (1 200 рублей) они оказались лишь на 10-м месте. Самые объёмные заказы в Самаре (1 850 рублей), Новосибирске (1 800 рублей), Екатеринбурге (1 730 рублей).
Структура рынка в Петербурге и Ленобласти также отличается от других регионов. Если в Москве и области абсолютным лидером является интернет-магазин «Утконос» (18% рынка), а во всех других миллионниках — «Сбермаркет», то в Петербурге крупнейшим игроком стал местный сервис iGooods. Компания сама не закупает и не хранит продукты, выполняет роль посредника между гипермаркетами и конечными покупателями. По подсчётам INFOLine, на неё пришлось 20,7% рынка, или 4,3 млрд рублей. Ранее сам iGooods сообщал, что доставляет в Петербурге 1 900 заказов в день со средним чеком 3 300 рублей. По мнению экспертов, именно эта компания, основанная в 2015 году, сформировала в Северной столице культуру онлайн-потребления и за 5 лет сделала то, на что «Утконосу» в Москве понадобилось 20 лет. В 2020 году iGooods начал работать в 20 новых городах. Его оборот в целом по стране составил 7,8 млрд рублей.
«В следующем году мы планируем начать работу в одной из европейских стран. Для этого мы проведем новый раунд инвестиций, который, предположительно, завершится во втором квартале 2021 года», — сообщил, комментируя годовые итоги, управляющий и сооснователь сервиса Григорий Кунис.
Но старожила e-grocery вот-вот догонит сервис «Самокат», который принадлежит Сбербанку и Mail.ru Group и работает по принципу экспресс-доставки из собственных дарк-сторов. Его оборот аналитики оценили в 3,8 млрд рублей (18% всех онлайн-продаж еды). Ранее компания сообщала, что развозит 40 тысяч заказов в сутки в Петербурге и Ленобласти. Свой средний чек «Самокат» не раскрывает.
Именно модель экспресс-доставки в ближайшем будущем будет набирать обороты и привлекать новых клиентов, отмечает Иван Федяков. Классические сервисы, рассчитываемые на крупную и плановую закупку, конкурируют с гипермаркетами. Экспресс-доставка рассчитана на удовлетворение повседневных нужд и заказы несколько раз в неделю, то есть начинает быть уже альтернативой магазинам у дома.
Классическая торговля тоже готова побороться за потребителей и подстраивается под их изменившиеся привычки. X5 Retail Group оказалась на третьем месте среди онлайн-продавцов. Её интернет-выручку INFOLine оценило в 3 млрд рублей (14,4% всех онлайн-продаж еды). При этом на общем рынке продуктового ретейла X5 является крупнейшим игроком в Петербурге и ЛО (по оценке INFOLine, доля рынка более 27%). Из-за антимонопольных ограничений компания не имеет права открывать новые розничные магазины в Северной столице. А значит, может привлекать новых покупателей, только обновляя действующие магазины. «В такой ситуации X5 Retail Group имеет смысл быть максимально агрессивными в развитии интернет-продаж», — комментирует Иван Федяков.
Проект «Перекрёсток Впрок», запущенный осенью 2018 года, на конец 2020 года доставлял 3 тысячи заказов в день со средним чеком 3,5 тысячи рублей.Также ретейлер запустил сервис экспресс-доставки из «Пятерочки» и «Перекрёстка». Это позволит нарастить долю на рынке, считают в INFOLine. При этом «Перекрёсток Впрок» Х5 намерена расширить до торговой площадки под названием «Около».
Четвёртое место занял ещё один представитель классического ретейла — «Окей». Эксперты оценивают его оборот в 1,3 млрд рублей (6,2% рынка). На пятом онлайн-ретейлер Ozon, который когда-то начинал с продажи книг, но затем начал торговать другими категориями, в том числе по модели маркетплейса (его партнером является, к примеру, сеть «Дикси»). Ozon заработал 1,1 млрд рублей (5,4% рынка). Таким образом, на ТОП-5 игроков в общей сложности пришлось почти две трети всех продаж (65%).
По прогнозу экспертов, популярность интернет-доставок будет только расти, и уже через несколько лет до 10% населения в крупных городах будут регулярно заказывать продовольственные товары онлайн. При этом рынок будет становиться более консолидированным. В Петербурге и Ленобласти доля 10 крупнейших игроков будет увеличиваться, и к 2024 году практически приблизится к 100%. Явный лидер вряд ли появится, но в INFOLine прогнозируют усиление крупных игроков, которые уже закрепились на московском рынке, — онлайн-гипермаркета «Утконос» и сервиса «Яндекс.Лавка». «Утконос», который пришёл в Петербург в конце 2020 года, решил сразу играть по-крупному и вложил в запуск своего центра на Кубинской улице 250 млн рублей.
Кроме того, на долю рыночного пирога смогут претендовать федеральные ретейлеры, которые запустили продажи через Интернет только в 2020 году: в первую очередь «Магнит» и «Лента». Их доля рынка по итогам 2024 года может достичь 6,5%. «Лента» также начала развивать услугу экспресс-доставки: сервис «Ленточка» заработал в Петербурге летом 2020 года, сейчас он доступен почти во всех районах города и ближайшей области. «Магнит» пока использует сторонние службы (iGooods, DeliveryClub, «Яндекс.Еда» и несколько небольших), сообщила директор Северо-Западного округа торговой сети Ольга Колганова. По её словам, компания планирует делать и собственную доставку, но конкретные сроки и планы пока держатся в секрете.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»