Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино Театры «Спиртное не любил, а бани — вообще ненавидел...» «Фонтанка» вспоминает роли Андрея Мягкова

«Спиртное не любил, а бани — вообще ненавидел...» «Фонтанка» вспоминает роли Андрея Мягкова

27 563

Житель блокадного Ленинграда, скромный, интеллигентный человек и самый знаменитый актер страны — каким мы запомним народного артиста РСФСР.

18 февраля не стало Андрея Мягкова. «Фонтанка» вспоминает роли актера, родившегося в Ленинграде и ставшего для зрителей всей страны своего рода талисманом, с которым они вступают в каждый новый год.

Последнее время он почти не давал интервью, не снимался в новых фильмах, потому что не хотел размениваться на плохие и грубые сюжеты, осуждал пошлость — в значении «банальность» — в театре. Всю жизнь был однолюбом: его супругой была актриса Анастасия Вознесенская, для которой он старался искать роли в фильмах, где снимался, и без которой мог отказаться от участия. О своих коллегах и знакомых отзывался с большой теплотой и нежностью, называя ласково — Егорушка, Сашенька, Юрочка… Рисовал портреты — в том числе зрителей, смотревших на него из театрального зала. Писал книги. Радовался тому, что с годами слава преследовала его все меньше, и при этом расстраивался, что «Иронию судьбы...» «затаскали», показывая каждый год, — в этом он видел уже что-то нездоровое.

А тем временем зрители, попадая на «главные» фильмы с его участием, переставали «листать» телеканалы, отвлекались от своих дел и в который раз ловили знакомые интонации, сопереживали героям, в которых видели людей искренних, верящих в лучшее и ищущих счастья, сомневающихся и оттого таких понятных и близких, хороших и добрых. Вот эту душу человека своей актерской игрой умел передать он — и тем делал зрителей добрее и человечней.

Хотя его героев знали все, о жизни самого актера знают не так много. Он родился в Ленинграде в 1938 году, ребенком пережил здесь с семьей блокаду. Здесь же окончил Химико-технологический институт (ныне — Технологический институт) и получил распределение в НИИ, работавший с пластмассами. Здесь же сделал первые шаги к сцене — в самодеятельности. А потом, взяв отпуск, поступил в Школу-студию МХАТ и уехал в Москву, которая его приняла.

Сначала он стал актером «Современника», где одной из первых его ролей стал Дядюшка в спектакле «Дядюшкин сон», потом — и уже до последних лет на сцене — МХТ имени Чехова.

В кино до «Иронии судьбы» были еще десять лет съемок — первой была роль стоматолога Чеснокова в «Похождениях зубного врача» Элема Климова. Но фильм быстро лег на полку, поскольку в нем усмотрели пародию на советскую действительность. Меж тем его партнершами по киносъемкам были Алиса Фрейндлих и Вера Васильева, а музыка в фильме звучала Альфреда Шнитке — позже некоторые фрагменты оттуда композитор включил в свою «Сюиту в старинном стиле».

Другой заметной его ролью стал Алеша Карамазов в «Братьях Карамазовых», последней работе Ивана Пырьева, скончавшегося до ее завершения, — картину доделывали Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. Фильм, к слову, номинировался на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке и получил спецприз ММКФ.

Потом в его актерской карьере шла череда ролей известных исторических фигур — Александра Герцена («Старый дом», 1969), Аркадия Гайдара («Серебряные трубы», 1971), Владимира Ленина («Надежда», 1973). К слову, к роли Ленина он вернулся еще раз — но уже в сатирическом ключе, когда уже после развала Союза сыграл русского мафиози Артиста (или Дядю Мишу) в комедии Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» — в разных эпизодах он появлялся последовательно в образе Ленина, Сталина, Хрущева и Брежнева.

1 из 8

Байку о том, как Мягкова взяли в «Иронию судьбы...», слышали все: после проб Эльдара Рязанова попросили брать кого угодно, но только не его — потому что он «даже на пробах пьяный, и это видно». Тогда-то и стало ясно, что Мягков вошел в образ так, что способен «обмануть» даже председателя Госкино СССР.

При этом в одном из немногих своих больших интервью — Дмитрию Гордону — Андрей Мягков признавался, что в своем исполнении ему не нравится ничего. «Честно говорю, и понимаю, что если по душе многим, то с моей стороны так утверждать неприлично», — разводил руками он.

Но становившиеся знаменитыми роли шли одна за другой — так, вскоре после «Дней Турбиных» (где он сыграл Алексея Турбина) появился знаменитый «Служебный роман» (1977) того же Рязанова. А там и его же «Гараж» (1979). Кстати, интересно, что, как и «Иронию судьбы», «Служебный роман» потом пересняли на новый лад — а роль Новосельцева сыграл теперь уже президент Украины Владимир Зеленский.

Было в карьере Мягкова и детское кино — комедийный фильм «4:0 в пользу Танечки», где он сыграл директора школы. И детективное — «Гонки по вертикали», где его героем был оперуполномоченный МУРа Станислав Тихонов. К слову, тема угрозыска не оставила актера — к ней он возвращался в своем литературном цикле «Сивый мерин».

В карьере каждого актера находится ситуация, когда жизнь в силу профессии повисает на волоске. У Мягкова такая случилась на съемках «Жестокого романса» (1984): лодка с ним попала под лопасти винта корабля — актер слишком вошел в роль: он же догонял любимую, которую увозят!

«Спасло меня только то, что лодка была не современная, которая в щепки бы разлетелась и меня бы вместе с этими щепками перемололо, а большая, дубовая, крепкая, поэтому одной лопастью ударило по ее носу — и она на дыбы встала, а второй лопастью — по корме, и лодка вертикально ушла вниз, — вспоминал он. — А я остался целехонек! Лишь небольшая царапинка на руке — все, а на берегу полная ясность, что я вместе с лодкой вряд ли всплыву. Крик, паника, а я всплыл!»

Среди последних его ролей в кино было возвращение к роли Евгения Лукашина в «Иронии судьбы. Продолжение» и роль председателя КГБ в сериале «Туман рассеивается».

Соболезнования в связи с кончиной народного артиста РСФСР выразили президент России Владимир Путин и министр культуры Ольга Любимова, которая назвала актера «замечательным» и «искренне любимым зрителями».

«Андрей Васильевич обладал ярким, уникальным талантом и был предан любимому делу. Как никто другой он чувствовал своих героев, создавая на экране и сцене образы, восхищавшие не одно поколение ценителей кино и драматического искусства», — отметила министр.

После смерти актера депутат ЗакСа и член Топонимической комиссии Петербурга Алексей Цивилев предложил присвоить имя Андрея Мягкова улице или скверу в Петербурге.

Дата и место прощания и похорон актера пока не сообщаются.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях