Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Технологии В Clubhouse что-то пошло не так, или Как создать собственный клан, не привлекая внимание санитаров

В Clubhouse что-то пошло не так, или Как создать собственный клан, не привлекая внимание санитаров

24 196
Источник:

Тем, кто ринулся убивать время в виртуальных комнатах, интересно: зачем Кантемир Балагов наплодил «покемонов», кто такие питерские «черти» и чем занимается «латексная полиция».

Алексею Навальному, который жаловался на то, что у него вся камера «завалена фотографиями котов», похоже, теперь предстоит удивиться еще больше. Биониклы решили прислать ему свои фото. Помешать им могут только начавшиеся в Clubhouse неприятности. Сообщество, которое прославилось тем, что кикнуло из новой соцсети телеведущего Владимира Соловьева, похоже, напоролось на то, за что боролось.

Биониклы — снятая с производства серия игрушек Lego — стремительно вырвались из небытия, когда 6 февраля один из пользователей Twitter назвал омоновцев в шлемах-сферах не «космонавтами», а «биониклами». Соцсеть накрыло волной мемов с налетом ностальгии: многие вспомнили, что «у меня тоже в детстве такой был». Потом постить картинки с биониклами начал редактор журнала DOXA Армен Арамян, мемы пошли в массы. В итоге Арамян, объединившись с блогером Майклом Наки и правозащитником Романом Киселёвым, создали в Clubhouse комнату «Мата Нуи», назвав ее в честь острова, где, по легенде, положенной Lego в основу серии игрушек, обитали биониклы. К старейшинам «Мата Нуи» присоединились стендап-комик Александр Долгополов и журналистка Виктория Аракелян.

Комната «Мата Нуи» открывается каждый день в 23 часа и функционирует, пока админы не начнут собираться «отходить ко сну», — а произойти это может в третьем часу ночи. Основной род деятельности биониклов в Clubhouse — «дипломатические набеги» на чужие комнаты, где много слушателей и видных спикеров с большим числом подписчиков. Перед набегом какое-то время приходится потратить на то, чтобы договориться о смене аватарок. Иногда в «Мата Нуи» устраивают «минуту тишины», потому что даже биониклам нужна психологическая разгрузка.

«Набег» выглядит следующим образом. Один из старейшин (чаще всего переговоры начинает комик Саша Долгополов) поднимает руку, чтобы админы чужой комнаты дали ему слово. Получив слово, старейшина просит разрешения зачитать «Манифест коммунистической партии биониклов». У партии есть герб — на красном поле желтые серп и молот, сложенные из деталек Lego Bionicle. С помощью этой игры участники клана пытаются пропагандировать права человека. Они призывают донатить в «DOXA_OVD», а тому, кто пожертвует больше 1 312 рублей, обещают прислать в подарок «оригинальный комикс про биониклов». Кроме того, клан призывает отправлять письма Алексею Навальному «с рассказами про своих первых биониклов и их фотографиями». Дело в том, что оппозиционер в письме жене рассказал, что ему почему-то присылают очень много фотографий котов. «Мне кажется, это будет забавный мем, когда среди многих фотографий котов он получит фотографии биониклов», — говорит Майкл Наки. Блогер считает, что мемы и фотографии поднимут Навальному настроение. Правда, в манифесте об этом нет ни слова.

Сам документ, представляющий собой переиначенную версию Манифеста коммунистической партии Карла Маркса и Фридриха Энгельса, по современным меркам звучит несколько затянуто, особенно если читать его вслух. Начинается с рассказа о том, как призрак Мата Нуи «бродит по клабхаусу», а заканчивается предложением господствующим комнатам содрогнуться перед Революцией Биониклов. «Маторанам нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь клабхаус, — говорится в программном тексте клана. — Биониклы всех стран, соединяйтесь!»

Иногда «дипломатический набег» биониклов на чужие комнаты заканчивается, толком не начавшись. Например, предполагаемая «третья дочь Путина» Луиза Розова (чей диалог в комнате «Все те же на манеже» с журналистом-расследователем Андреем Захаровым стал новостью федерального масштаба), выслушав обращение Долгополова, уточнила: «Что вы курите?» После этого биониклов стремительно выставили за дверь. В комнате «Найдем вам жену в МГИМО» дела пошли получше. В этой беседе, кстати, присутствовал режиссер Кантемир Балагов, который иногда присоединялся к биониклам и даже менял аватарку на изображение игрушки. В этот раз Балагов молчал и никак не реагировал на появление старых знакомых — вероятно, рассчитывал, что так «жену в МГИМО» ему подыщут быстрее. Правозащитник Роман Киселев попросил разрешения зачитать манифест, получил его, а дальше что-то пошло не так. Киселева и еще одну участницу движения биониклов не просто выставили из чата прямо во время чтения манифеста, а заблокировали в Clubhouse из-за жалоб неких участников комнаты. Этот случай стал поводом для отдельного обсуждения на следующий день в комнате «Что нового», где клан биониклов и сочувствующие им делятся новостями личного свойства и творческими планами.

Надо отметить, что многие администраторы комнат общаются с биониклами вежливо и терпеливо, как взрослый говорил бы с ребенком, у которого в руках граната без чеки. Но уже к 15 февраля у клана оформился конфликт с сильным антагонистом — сообществом, назвавшим себя «лего-человечками». У «человечков» есть собственный гимн https://soundcloud.com/risten-rebel/rk1vgr98rfqd и стойкое убеждение, что в Clubhouse должны быть безопасные пространства без биониклов с их манифестом и иронией, которая откликается не во всех сердцах.

«Лего-человечки» утверждают, что пытались договориться с уроженцами Мата Нуи в комнате «Кто такой и зачем нужен». «Мы ждали биониклов там час, чтобы рассказать про свои намерения и придти к миру между лего и биониклами, — написала в Twitter руководитель отдела по работе с блогерами в рекламном агентстве «Пикчер» Любава Зайцева. — Для того, чтобы ее обсудить, мы встретились на нейтральной территории. Однако вы не пришли, а в своем чате вы говорили, что мы агрессивные, называли нас эшниками, пропутинцами и оскорбляли нас. В данной ситуации, мне кажется, стоит широкой аудитории понимать, что в итоге вся эта история с биониклами и лего вылилась в безумный абсурд и мета иронию, и все это не больше, чем очень глубокий юмор, где история очень быстро развилась».

15 февраля «человечки» объединились с биониклами и совместными усилиями вытурили из Clubhouse телеведущего Владимира Соловьева. Зайцева отметила, что следом за двумя крупнейшими кланами в соцсети «появились волки, хотвилс, покемоны и многие другие гендеры». «Все они настроены неагрессивно и хотели общей цели — свергнуть Соловьева из КХ», — написала девушка.

Тренд на создание кланов подхватили другие пользователи соцсети.

«Режиссер Кантемир Балагов создал комнату, где выбирал своего любимого покемона, так появился клан покемонов, — рассказала Любава Зайцева «Фонтанке». — Каким-то образом появился клан волков. Руслан Габидуллин из студии «Кубик в Кубе», Ресторатор из «Версуса», блогер Эльдар Джарахов — питерская тусовка — создали сообщество «чертей». Их позиция: можно быть кем угодно и одновременно чертом, достаточно на аватарку поставить шапочку черта. Затем появилась «латексная полиция». Это сообщество как бы следит за миром между всеми кланами. Еще были замечены Гном Гномычи и Джиганы. Ни у одного из этих кланов нет идейной составляющей, они просто собираются и что-то обсуждают в своих комнатах. Идейность есть только у биониклов. Создать собственный клан просто: собираете друзей, ставите похожие аватарки, называете себя как-нибудь вроде «Собрание картофельных очисток». Это просто смех и ирония».

Но уже на следующий день, 16 февраля, конфликт между биониклами и лего-человечками разгорелся с новой силой. В Clubhouse вернулся Соловьев — оказалось, что блокировка для него означала только запрет создавать собственные комнаты. А вот приходить в чужие телеведущий все еще может. И Соловьев пришел к лего-человечкам, которые дали ему не только слово, но и права модератора. В результате участники беседы, которые разговаривали с Соловьевым, подверглись за это буллингу в других социальных сетях. Участники клана лего-человечков отмечают, что шутка немного затянулась и начала выходить из-под контроля.

То, что в Clubhouse что-то пошло не так, заметили и сами биониклы.

«Мы зачитали манифест, и у нас заблочили двоих, — рассказал в комнате «Что нового» Роман Киселев наутро после неудачного набега на комнату, где всем подряд искали жену в МГИМО. — Кто-то накидал нам репортиков (жалоб администрации соцсети. — Прим. ред.). Это обидно. Ты набираешь подписоту, а потом Clubhouse блочит тебя без всяких вопросов». Участники беседы вспомнил историю с Соловьевым, но уже с новым чувством. «Очевидно, платформа не располагает для живых дискуссий, если можно заблочить человека просто так», — признал Киселев.

«В «Твиттере» ты по крайней мере понимаешь, за что тебя блочат. А в клабхаузе тебя просто репортят, и ты не понимаешь, почему, — согласился со старейшиной «Мата Нуи» Александр Долгополов. — Почему? Ты просто не нравишься или занимаешься троллингом? Если большое количество людей тебя зарепортит, тебя забанят, и система не будет разбираться, за что».

После блокировки ждать разбирательства со стороны админов Clubhouse можно очень долго. Поэтому единственный вариант для забаненного — создавать новый аккаунт с нового телефонного номера. Перед этим на смартфоне надо удалить приложение Clubhouse, затем перезагрузить устройство. Если нарушить этот ритуал, система опознает в вас рецидивиста и заблокирует снова.

История с нежданно прилетающими «репортиками» осложняет процесс накопления социального капитала в Clubhouse. А это главная цель практически всех, кто ринулся убивать время в виртуальных комнатах.

«На первом аккаунте у меня было 550 подписчиков, на втором 250, сейчас, привет, у меня всего 50», — пожаловался единомышленникам Роман Киселев. Больше, чем у него, «воскрешений» только у одного пользователя — журналистки Сони Грезе. В 2018 году она оказалась в центре микроскандала в микроблогах Twitter. За месяц до годовщины теракта в метро Санкт-Петербурга Грезе объявила, что хочет снять документальный фильм о трагедии и ищет выживших, чтобы взять у них интервью. Активистка Александра Шнайдрук, которая занималась помощью жертвам теракта, указала девушке, что пытаться делать имя таким образом недопустимо.

Кроме искусства избегать внезапных репортов, у завсегдатаев Clubhouse есть еще одна забота: не бесить слишком сильно свое окружение. «Я как фрилансер заблочила всех своих клиентов, чтобы они не понимали, чем я занимаюсь вместо работы», — похвасталась одна из пользовательниц.

Пока Clubhouse обретает все более явственные признаки антиутопии, в нем кипит жизнь. Накануне в одной из комнат рассматривали фильм «Сумерки» через призму коммунизма. Обсуждение длилось четыре часа и завершилось глубоко за полночь. Тиктокерка Анна Баранова рассказала, что главные коммунисты в обсуждаемой вселенной — это волки-оборотни.

Сегодня планируют обсуждать Гарри Поттера и фашизм.

Венера Галеева, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях