Американка Джоанна Стингрей представляет свой неизвестный альбом «Stay Together», который был написан вместе с Борисом Гребенщиковым на заре перестройки. «Фонтанка» поговорила с ней и первой узнала подробности про уникальный артефакт «русского рока».
В год 40-летия Ленинградского рок-клуба выходит совместный альбом Джоанны Стингрей с Борисом Гребенщиковым «Stay Together», который, кроме близких друзей, никто и никогда не слышал, его ждут в начале марта. «Фонтанка» написала подруге именитых рокеров и буквально через несколько минут в телефоне услышала знакомый голос из-за океана: «Привет! Как дела?»
— Джоанна, потрясающие новости! Что это за записи?
— Все эти песни мы писали вместе с Борисом в конце 1984-го и в 1985 году. Мы не делали это специально. Просто у нас началась дружба. Я начала приезжать в Россию каждые три месяца. Рок-тусовка в Ленинграде была крутой! И мы с Борисом писали музыку вместе. Но потом, уже дома, я сделала запись в 1985 году на студии. Студия была в Малибу. Внутри автобуса! Прямо на океане. Было очень красивое место. Говорили, что это автобус группы Fleetwood Mac (британо-американская рок-группа, которая работает с 1967 года. — Прим. ред.). Мы записывались с инженером, который стал и продюсером. И музыканты были очень профессиональные. Барабанщик был из группы Spinal Tap (рок-группа, пародировавшая британских хеви-метал-музыкантов, играет с 1984 года. — Прим. ред.). И после записи в 1985 году я до сих пор ничего не делала с этими песнями. У меня сохранилась плёнка с первыми этими записями. И Максим Кондрашов (реставратор музыки и шеф петербургского издательства Maschina Records. — Прим. ред.), которому я переслала оцифровки плёнок по Интернету, просто потрясающе поработал с ними. Он реальный врач музыки! Я знаю, что он восстанавливает записи группы «Кино».
— То есть эти записи почти никто раньше не слышал?
— Пара песен известны в других версиях, они выходили на моих альбомах раньше. Но песни «Drama», «Welcome Us Home» и другие точно никто ещё не слышал. «Babylon» — это английская версия песни Гребенщикова.
— На английский переводил Борис?
— Борис — такой же хороший поэт на английском языке, как и на русском. Я писала много моих песен с русскими музыкантами. Музыку с Сергеем Курёхиным, Юрием Каспаряном и другими, а Борис — поэт, и он был для меня учителем. Благодаря ему я научилась лучше писать тексты на английском! Он хороший английский поэт.
— То есть Гребенщиков на пластинке — как соавтор?
— Все песни этой пластинки мы писали с ним вместе. Музыку и текст. Но 2–3 песни были изначально на русском. Их английский текст похож. Для «Gotta Break Out» я писала только слова, музыка была Бориса. И я много лет не возвращалась к этим текстам о том, как мне было хорошо тогда и там… Конечно, в той жизни в России, при коммунизме, были проблемы, и песня, в том числе, и об этом (улыбается).
— И что же заставило вас опубликовать эти записи сегодня?
— Вообще всё в моей жизни, что связано с Россией, — оно «просто случилось». Когда год назад я делала пластинку моей дочери (Stingray — «In Your Eyes» вышла в конце 2019 года, «Фонтанка» представляла первый сингл альбома. — Прим. ред.), я спросила Сашу Цоя, знает ли он кого-то, кто публикует в России музыку в Интернете. И пластинка Мэри стала доступна на интернет-площадках. Новый альбом тоже так опубликуем. В этом году большой праздник — 40 лет Ленинградскому рок-клубу. Я хотела что-то сделать, ведь Рок-клуб — это очень важная часть моей жизни. И я очень рада, что пластинка выходит сейчас. Она не единственная. Мы с Максом договорились сделать ещё два или три альбома. Будет очень интересно!
— Получается, что «Stay Together» — это подарок ко дню рождения Рок-клуба?
— Конечно! Я очень рада, что всё происходит прямо сейчас, накануне этого праздника. Я же попала в Рок-клуб через Бориса! Это мой подарок и Борису, которого я тогда встретила. Эта встреча привела в моей жизни к большим переменам.
— Альбом будет же не только в сети?
— Это будет и винил, и компакт-диск, и кассета! Сначала CD. Винил чуть позже.
— Рок-клуб возник за 10 лет до конца СССР. И исчез после 1991 года. Сегодня что-то подобное может повториться? Мощная творческая тусовка как символ перемен.
— Ещё раз что-то такое, как Рок-клуб? Конечно, может. Но невозможно написать конкретный план того, что должно случиться. Волшебство, которое подарил Рок-клуб, случилось вне плана. Ты не можешь форсировать такие вещи. Это больше, чем может делать человек. Нужна энергия, нужны звёзды.
— Мне повезло попасть на первый концерт «Кино» после 30 лет тишины. И я несколько раз слышал от людей в зале фразы: «Интересно, а Джоанна Стингрей здесь?» Вы приедете на грядущие стадионные концерты группы?
— Я на это очень надеюсь. У меня есть билет на концерт в Москве (концерты в Москве пройдут 14–15 мая. — Прим. ред.). Может быть, потом и в Петербурге буду (концерты в Петербурге пройдут 22–23 мая. — Прим. ред.). Вообще сейчас лучше, чем в 1987 году, когда я в принципе не могла быть на связи. Сейчас есть Интернет. Я видела записи с концерта. Это потрясающе! То, что сделали Саша, Юрий, Игорь и Саша Титов, — это очень круто, это очень нужно сейчас. Билет на самолёт у меня есть, но визы пока нет. Была трёхлетняя виза, но она закончилась в декабре, нужна новая. И вчера я уже получила первый укол вакцины.
— Не могу не спросить, как самочувствие?
— Я знаю, что обычно плохо становится после второй серии. Хотя у кого-то и после первой. Но у меня вроде всё ничего. Чуть-чуть больно руке, но ничего больше. Спала я нормально (улыбается). Если бы я не хотела приехать в Россию, может быть, я бы и не стала этого делать. Но я очень хочу в Россию. И не хочу оказаться в ситуации «долой!».
— Лучшая презентация музыкальной пластинки — концерт. Пластинки, которая сделана вместе с БГ, — концерт вместе с БГ. Это реально?
— Я не знаю… Макс хочет сделать презентацию с автографами. Но петь… Я не знаю даже (улыбается). Я не пела много лет. Если ты этого долго не делал, это трудно. И я хорошо знаю Бориса. Он не любит смотреть в прошлое. Он любит делать новую музыку, новые концерты. Но посмотрим. Никогда не говори никогда (смеётся).
— Как вообще БГ отреагировал на публикацию этих песен, которые вы делали вместе без малого 40 лет назад?
— Он сказал: «Хорошо. Спасибо». Он не против. Он слышал эти песни тогда же, в 1985 году. И это часть нашей общей истории, поэтому он не был против. Он будет указан как автор. Все официально зафиксировано, где чей копирайт.
— Вы сказали, что это не единственная пластинка, которая будет издана. Следующие — это переиздания известных альбомов Joanna Stingray?
— Я пока не спросила всех музыкантов, но я очень хочу сделать пластинку к 35-летию выхода «Red Wave: 4 Underground Bands From The USSR» (альбом, открывший миру ленинградский рок, сборник объединил группы «Аквариум», «Кино», «Алиса» и «Странные игры». — Прим. ред.). Я хочу сделать праздник — пластинку «Red Wave 2». Это мои записи 1986–1987 года, когда мне закрыли визу и я не могла быть в России… Мне было очень и очень грустно. Я тогда даже не могла встать утром, просто плакала. И мне тогда помогало, что я могу слушать песни моих друзей. У меня в голове играла музыка, а я писала свои тексты. И в то время я писалась на студии. Это песни «Алисы», «Кино», «Игр» и «Аквариума». Это будет пластинка моих версий их песен. Тексты там некоторые похожи, некоторые другие, какие-то из этих записей известны. Но есть те, которые вообще никто не слышал никогда. Это будет следующий подарок.
И потом ещё хочу издать пластинку с Сергеем Курёхиным. Он писал музыку, а я тексты, это 1985–1986 год, этого вообще никто не слышал. И ещё одна запись, которую я случайно нашла: кассета, где Курёхин писал для меня песни на пианино. Он там поёт! Он поёт не слова, а просто очень высоким голосом «ля-ля-ля». Он это записал для меня, а я потом в Лос-Анджелесе работала с этим на студии. В конце этой кассеты он говорит: Songs for Joanna. Так и назову пластинку (смеётся). Сергей там очень классно поёт очень высоким голосом. Будет очень интересно.
Издатель Джоанны Стингрей — шеф Maschina Records Максим Кондрашов о пластинке «Stay Together»:
— Стилистически эти записи — это пост-панк и нью-вейв. Они уникальны, сделаны в 1984–1985 году в Малибу в США. Они никогда не издавались и даже не ходили в копиях. Джоанна переписывала их друзьям, но не издавала. Три песни позднее были переписаны и изданы на альбомах 1990-х. Кстати, студия в Малибу в салоне автобуса — это, по всей видимости, знаменитая «Шангри-Ла», в которой потом писалась куча народа, включая «Death Magnetic» группы Metallica (альбом 2008 года. — Прим. ред.). Сейчас студия принадлежит Рику Рубину (знаменитый американский продюсер, основатель музыкальных лейблов. — Прим. ред.). Оригинальных лент, увы, не сохранилось. Мы использовали кассеты из архива Джоанны, так что пришлось попотеть над восстановлением звука. В целом можно оценить, что получилось, на 5 с небольшим минусом. Конечно, «кассетность» исходника наложила определенный шарм на эти записи, но может, даже это и лучше. В паре треков слышны легкие артефакты, но тут уже ничего не поделаешь. Это больше кусочек истории, хотя музыка спродюсирована очень качественно. Все прекрасно спето и сыграно, что называется, оценка без заискиваний, это реально хорошо. Мы сделали тизер для soundcloud, чтобы можно было получить представление о записи.
Что касается других записей, то да, мы планируем выпустить еще 2–3 пластинки, используя материалы из архивов Джоанны. Мы работаем над этим, но пока окончательная картина не сложилась, давайте не будем забегать вперед. Нам нужно разобрать и восстановить материалы. Одно можно сказать точно, что релизы будут. И они будут интересными. Кстати, на самом альбоме для тех, кто купит релиз на физических носителях, будет дополнительный сюрприз. CD и кассетная версия альбома увидят свет уже 7 марта, в годовщину открытия ЛРК. Винил будет к началу мая. И кстати, в буклете будут редкие фото из архива Джоанны с БГ периода 1984–1985 годов. Также в разрезе творчества Джоанны Стингрей не лишним будет упомянуть, что в феврале у нас вышли два альбома группы «Игры» Виктора и Григория Сологубов. Эта команда на протяжении долгого времени была концертным составом Стингрей. Джоанна перепевала песни «Игр» с английскими текстами, включая главный хит «Солнце встает над городом Ленина».
Николай Нелюбин, специально для «Фонтанка.ру»