В помощи Навальному уличена «спецслужба США». Ею оказались полицейские из Петербурга. «Фонтанка» дает эту геополитическую драму в комических куплетах, тем более что уголовного дела пока нет, а «База» есть.
«Пора нашему району на международный уровень выходить, отстоять честь отчизны», — именно эта фраза прокурора из комедии «Особенности национальной рыбалки» должна была вырваться у начальника Василеостровского УМВД полковника Титкова, когда начальник УСБ полиции города полковник Васильев ознакомил его с масштабом перспектив.
Вряд ли кто-нибудь из взрослых сомневался, что после того, как 14 декабря вышел ролик Навального, где он совместно с «Беллингкэт» методично показал, на каких авиарейсах за ним летали контрразведчики, кто они и в каких подразделениях служат, силовая машина не перейдет к реваншу. Тем более что в своем видео Навальный демонстративно заявил: «…Коррумпированные сотрудники правоохранительных органов свободно торгуют данными наших с вами мобильных телефонов и данными наших авиаперелетов тоже…». Как многие наблюдали, он выложил сканы с компьютерных баз, откуда видно, как летали трое попутчиков, кого он обвиняет в покушении.
Уже 17 декабря на своей пресс-конференции Владимир Путин дал оценку выступления оппозиционера № 1 по поводу отравления: «…Это легализация материалов американских спецслужб. Если это так, то он пользуется поддержкой американских спецслужб…».
Не надо быть матерым, чтобы предположить — точности, предоставленные Навальным, взяты с серверов наших органов. А если кто-то когда-то в эти базы заходил, а зайти можно только под своим служебным паролем, то оставил it-следы. Так что при данном накале и ресурсе специальных технических служб МВД прошерстить нужные транзакции — как домохозяйке под краном трусы выстирать. И «лыжня» привела в Петербург.
А если точнее, то на конкретное рабочее место в уголовном розыске Василеостровского района. Пароль же, под которым заходили в базу данных «Магистраль», отвечающую за железнодорожные и авиаперелеты по России, принадлежит с сегодняшнего дня самому известному сыщику 2021 года — Роману Гладышеву, о ком только что подробно написал 47news.
В этом месте его начальники обхватывают голову и сквозь зубы растягивают синоним девушки с низкой социальной ответственностью. Рядовые товарищи аплодируют, откинувшись на спинку служебного стула.
Так как дело касается сами знаете кого, а на контроле оно стоит опасно сказать у кого, то сразу алчно хватать «крота» не стали. Майора обложили всеми видами скрытых наблюдений, вплоть до вмонтирования маячков в его домашний холодильник. Мигом разворошили биографию — была ли его прабабушка на оккупированной территории тоже подняли. Не была. Заодно разложили связи, как листья в гербарии. Но ничего шпионского не обнаружили.
УСБ пришло в кабинеты уголовного розыска и под предлогом проверки режима секретности вытряхнуло оттуда всё, вплоть до пыли. После генеральной приборки наверняка оставили что-нибудь микрофонное. Так что, если опера расслабленно трепались о шкурняках, то их искренность уже подшита в папочки с тесемочками.
Умело прослушивая телефонные переговоры и скрыто наблюдая за майором Гладышевым, УСБ выяснило, что попросил его покопаться в базе «Магистраль» его сосед по кабинету, капитан полиции Константин Голубев. Он также вместе с ним служит в отделении по борьбе с имущественными преступлениями. Таким образом, оперативно-разыскная мощь теперь навалилась на него. Мощь и показала пальцем на журналистку телеграм-канала «База» Мяйле Мачюлите.
Её, как уже всем известно, встретили на Московском вокзале в Петербурге 27 февраля, доставив в Следственный комитет Петербурга, а через 7 часов отпустили под громкие заголовки СМИ. Причем и сама Мачюлите, и её коллеги не стали объяснять причины такого поведения силовиков, сославшись на данную журналистом подписку о неразглашении. А 1 марта «Ъ» вскрыл интригу, сообщив, что её превентивное задержание связано с майором полиции, который заподозрен в помощи Навальному.
По данным журналиста «Фонтанки», она согласилась с версией оперативников, что попросила знакомого Голубева пробить в «Магистрали» соответствующие фамилии. Ответила и на предсказуемый контрольный вопрос — кто её-то попросил? Автор статьи не знает всех точностей, но, поверьте, — не Навальный.
Однако слухи о том, что возбуждено уголовное дело по статье 286 УК «Превышение должностных полномочий», несколько преувеличены. Оно не возбуждено, отсюда журналистку Мячюлите никто и не допрашивал. Разумеется, возникает интрига, отчего и капитан Голубев до сих пор исполняет свои обязанности, и майор Гладышев находится в распоряжении главка как переходящий в управление уголовного розыска на вышестоящую должность.
Дело — в тонкостях наших с вами личных данных и вытекающей из этого процессуальной оценки. Ведомственная база «Магистраль» если и показывает, то максимум — фамилию, имя, отчество, а минимум — фамилию с инициалами. Назвать это разглашением личных данных — трудно. При этом в материале проверки УСБ нет информации, что Гладышев и Голубев получили какое-либо вознаграждение. Кстати, журналистка «Базы» это тоже отрицает.
Но это всё петербургские дела, а Главное управление собственной безопасности МВД смотрит со своих высот. Навальный же не одной «Магистралью» подкрепился. В его высказывании о сотрудниках ФСБ есть их фотографии, конкретные данные, не имеющие отношения к «Магистрали». Тем более что уже стало известно, как 19 января этого года самарского полицейского отправили под домашний арест по делу о злоупотреблении служебным положением именно за аналогичный «пробив» данных, которые впоследствии появились всё у того же Навального.
Поэтому задача УСБ не установить всех полицейских помощников Навального, это дело тактическое, и оно, по данным журналиста, уже выполнено. Цель — понять, кто организовал сбор информации, привлекая совершенно не связанных между собой региональных оперативников. Отсюда беседа с журналисткой «Базы» показалась им вкусной.
Как бы ни развивалась история, её со временем можно будет торжественно передать в музей политического сыска на Гороховой, 2, где до сих пор экспонируется кабинет Дзержинского.
Евгений Вышенков, «Фонтанка.ру»
На всякий случай вредная аналогия: ну не везет Васильевскому острову. Как-то «Фонтанка» писала о подполковнике полиции Кулакове, кто, как выяснилось, до работы в районном уголовном розыске сумел послужить в разведке военно-воздушных сил США.