Cпикер Госдумы Вячеслав Володин предложил юридически обязать депутатов выполнять свои обещания, данные избирателям. Профессионалы ответили выпускнику института механизации сельского хозяйства и доктору юридических наук.
«Люди обращаются к кандидатам в депутаты с проблемами, которые их волнуют, — строительство дорог, ремонт школ, модернизация больниц, выделение жилья для детей-сирот и многое другое. Депутат не имеет права об этом забывать», — заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин и предложил начать дискуссию о том, как можно юридически обязать «народных избранников» выполнять политические обещания. «Эффективность работы возрастёт точно, станет меньше демагогии, — не сомневается на страницах сайта Госдумы единоросс. — Правильно начать обсуждение, подумать, как это может быть закреплено юридически».
«Фонтанка» попросила известных юристов оценить идею высокопоставленного представителя законодательной власти РФ. Нового в ней мало, а популизма накануне выборов и так хватает, говорят профессионалы.
Судья Конституционного суда в отставке и член Конституционного совещания 1993 года Тамара Морщакова отмечает, что инициатива Володина не нова и не согласуется с принципами парламентской демократии.
— Реализация идеи противоречит требованиям «свободного мандата» в парламентских системах мира. В своё время в 90-е годы Конституционный суд рассуждал об этом в одном из своих решений, посвящённых тому, что в субъекте Федерации настаивали на праве отзыва депутатов. Но отзыв, как и «не выполненные» им поручения, никак не могут сочетаться с пониманием свободного мандата в парламентских формах правления. В советской истории это уже было — провозглашалось, что депутаты ответственны перед избирателями и выполняют их наказы. Свободный мандат означает, что кандидата выбирают в представительный орган власти, доверяя ему в личном качестве или голосуя по партийному списку, потому что знают о его взглядах или характере программы партии, к которой он принадлежит. Но это не то же самое, что давать депутату «наказы» от имени избирателей для того, чтобы он действовал в соответствии с ними и отчитывался о выполнении, как во времена СССР. И понятно, почему это не нужно там, где есть демократия, где существует принцип разделения властей.
Достойные представители народа знают, что необходимо в их деятельности для пользы избирателей. В законотворчестве нельзя переложить ответственность регулятора на избирателей. Не дело депутатов и заниматься починкой прогнивших труб или пополнением запасов угля для отопления. Ну, а призыв к избавлению от ненужной «демагогии», как и утверждение, что «парламент не место для дискуссий», очевидно, подразумевают нежелательность любых принципиальных обсуждений и расхождений. Для того же, чтобы маскировалась демагогия безделья, которая остается вместо эффективных обсуждений, почему бы не вернуться к фиксации наказов избирателей?
Подобные попытки демонстрировать открытость власти перед обществом неубедительны для адвоката Ивана Павлова, руководителя группы юристов «Команда 29», которая работает по проблемам закрытости государства.
— Мне кажется, это очередной отвлекающий от проблем посерьёзнее манёвр. В отсутствие настоящей политической конкуренции выглядит это новшество как косметический ремонт, который не повлечёт серьёзных изменений. Когда за выполнением политических обещаний следят внимательно общественники, кто и что обещает сначала, я ещё могу понять это. Но когда этим будет заниматься государство, это будет игра в одни ворота. Есть правящая партия, которой можно всё, потому что они правят. Остальным обещать ничего нельзя, потому что санкции будут применяться к ним. За невыполнение обещаний. И потом, обещания часто носят субъективный характер. Оценить выполненность обещаний, виновника их невыполнения, сложно. Слова Володина о том, что станет меньше демагогии, как говорится, Богу бы в уши. Но демагогии хватает у всех политиков. Этот подход используют все, или умело, или неумело. На практике же всё будет зависеть от того, в какой группировке находишься ты. Если в провластной, то у тебя индульгенция. Обещать можно что угодно, тем более что за тебя это сделает партия. Если ты член, проверять тебя никто не будет. А если ты неугодный, твои слова будут зафиксированы, за тобой будут следить и при первой возможности будут использовать дополнительное средство в арсенале политического устранения оппонентов. В условиях отсутствия реальной политической конкуренции всё равно это навряд ли будет широко использоваться. Похоже на предвыборный пиар.
Ещё один правовед, который не понаслышке знаком с советским правом и с тем, как оно менялось в РФ, генеральный прокурор в 1995–2000 годах Юрий Скуратов назвал идею «популизмом, не лишённым здравого смысла».
— Определённого здравого смысла идея не лишена. Во всяком случае, про те обещания, которые даются кандидатам на стадии избрания и не очень активно вспоминаются, когда депутат избран. Тем более что сама концепция, которая ныне главная и определяет отношения избирателя с кандидатом в депутаты, а потом и депутатом, заключена в том, что депутат представляет весь народ в целом и не должен быть связан юридически с волей своих избирателей. Западная концепция «свободного мандата». Схема, предлагаемая Володиным, возвращает нас к институту наказов, который долгое время существовал в СССР. Избиратели говорили, что «мы тебя избираем, но ты должен выполнить обязательства». Наказы оформлялись. Наказы давались депутатам разных уровней, в том числе Верховного Совета. Это была часть единого императивного института — «обязательного мандата», который, кроме наказов, включал в себя и отчёты обязательные депутатов. Выбора не было — встречаться или не встречаться, как сейчас, когда непонятно, должен ли депутат отчитываться. Кроме того, был институт отзыва депутата избирателями. И вот это триединое понимание сути депутатского мандата значительно повышало ответственность депутата перед избирателями.
В России сейчас концепция «свободного мандата». Володин намекает на возврат к тому, что было раньше. Но не думаю, что это примут с восторгом сами депутаты. Ведь надо же работать! Многие из них дают любые обещания ради избрания. И это в первую очередь относится к правящей партии, к единороссам. Они много чего обещают. Популизм присущ всем. Не знаю, насколько этот элемент борьбы с популизмом пройдёт. Мы же видим, что они творят, что хотят. А депутат — народный представитель. Следовательно, он должен выражать волю народа. А когда принимают закон о монетизации или другой громкий законопроект, у них стоит тройной кордон из полиции и ОМОНа. Народ ограждают. Тем самым мы утрачиваем реальную природу института народного представительства.
Сама по себе идея может быть полезной, но невозможно заранее понять смыслы обсуждаемых Володиным терминов, ведь политики в России регулярно делают взаимоисключающие действия, — комментирует Каринна Москаленко, первый в истории российский адвокат, выступивший в Европейском суде по правам человека.
— Учитывая, что все времена, во всех государствах, при всех народах политиками даётся масса обещаний и они редко исполняются в полной мере, можно было бы с иронией к этому отнестись. Но в России, где депутаты имеют иногда смелость не просто не выполнить своих обещаний, а встать на позиции, которые категорически противоречат обещаниям, сама по себе идея заставить власть слушать свой народ назрела. Воспринимать обратную связь. Но я понимаю, кто такой Володин, хотя с политикой не связываюсь и вообще плохо в ней разбираюсь. За эти слова их самих можно будет спросить в своё время, схватить за руку, если они не выполняют обещания. Но площадки, где их спрашивают, нет, поэтому миссия может быть невыполнима. Но остаётся непонятным: а что господин Володин вообще называет термином «обещание». Современная власть умеет таким образом использовать в свою пользу любое обстоятельство, и я не удивлюсь, если эти тезисы начнут защищать прямо противоположные идеи. С одной стороны, по ним ничего не бьёт, потому что они умеют представить белое чёрным и наоборот. Но сама по себе идея могла бы дать народу право требовать.
Саратовская область, откуда родом Володин, славится сильными филологическими традициями, поэтому осмысливать реальность, привезённую со «Средней Волги», получается только стихами, в рифму. С этим согласен и выпускник уральской юридической школы — партнёр, соруководитель уголовно-правовой практики коллегии адвокатов Pen & Paper, член рабочей группы Конституционной комиссии 1991–1993 годов Вадим Клювгант.
— «Когда сидишь в собраньях шумных, язык пылает и горит. Но люди делятся на умных и тех, кто много говорит…» Это Игорь Губерман. Других комментариев по этому поводу у меня нет. Пытаться это комментировать с позиций права — значит совсем не уважать право. (Улыбается.)
P. S. Стоит напомнить, что автор инициативы возвращения «наказов» депутатам, член думской фракции «Единая Россия» и первый замглавы президентской администрации в 2011–2016 годах в середине января заявил, что в России, в отличие от США, демократия есть. «Демократия — это процедура, нормы и правила. Видите, что происходит в США? Гибнет страна! Перечеркнули всё. (Слышны аплодисменты в зале.) Где у них рабочее движение? Где социалистическая партия? Где некогда сильная коммунистическая партия? Нет... Россия — последний остров свободы», — заявлял Володин в Госдуме в середине февраля. До выборов в Государственную думу VIII созыва остаётся полгода. Выборы должны состояться 19 сентября.
Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру».