В частных яслях в Василеостровском районе 25 детей 1 марта остались без электричества и отопления. Вентили закрутила волевая рука главы ТСЖ «Шевченко 4», хотя долгов за коммуналку у садика не видно.
«Мы какое-то время пробыли, пока помещения не остыли. А потом были вынуждены отдать детей родителям. А завтра родители, представляете, не пойдут на работу», — вздыхает Светлана Мызникова, руководитель частного детского учреждения «Изюминка» на Шевченко, 4. Коммунальные услуги, по воле недружественного ТСЖ, им отключали и раньше, но не в +3 и не все сразу.
Ясли работают на первом этаже жилого дома уже 21 год. Нежилое помещение площадью 220,5 кв. метра у города с 2006 года арендует Санкт-Петербургский гуманитарно-эстетический детский фонд «Аврора». Из-за того, что оно используется под социальные нужды, организация платит за аренду по льготной ставке — около 45 тысяч рублей в квартал. Если раньше в ясли ежедневно приводили по 40 малышей, то теперь только 25 — из-за начавшихся две недели назад проверок младшую группу перевели в соседний дом, на Шевченко, 2, где фонд держит детский садик.
По словам Мызниковой, много лет саду никто не мешал — пока домом управлял «Жилкомсервис №1 Василеостровского района». Когда в 2016-м появилось товарищество собственников жилья «Шевченко 4», начались сложности. «Сразу поставили шлагбаум. А у нас привозное питание. Мы стали носить его от шлагбаума, и ТСЖ тут же написали в Роспотребнадзор, что мы носим еду. Нас, естественно, оштрафовали, — перечисляет Мызникова. — Еженедельные отключения отопления на выходные в морозы, отключения света...» Но одновременно батареи, краны и электричество, по ее словам, еще ни разу не перекрывали.
Председатель правления ТСЖ Лариса Бабакова, услышав вопрос о замерзающих детях, поначалу как будто бы ничего не поняла: «Я не знаю никакого детского сада, у нас здесь его нет. У нас нет с ним никакого договора на обслуживание, ничего. Поэтому я ничего вам по этому поводу сказать не могу». Потом женщина все же заговорила предметнее, хотя и перешла на повышенный тон: «Если вам по поводу детского сада, можете в Шевченко, 2, позвонить. А в Шевченко, 4, арендует коммерческая организация, некий фонд «Аврора». Организация, которая десятилетиями сидит на шее у жителей, ни за что не платит. Более того, их долги через прокуратуру вешают на ТСЖ. Почему жители должны объясняться по поводу коммерческой организации, которая сюда незаконно водит детей? С ТСЖ сейчас требуют порядка миллиона рублей за их долги». Председатель правления добавила, что две недели назад предупредила о планируемом отключении собственника помещений — КИО.
В КИО «Фонтанке», в свою очередь, предоставили такую информацию: 9 февраля арендатору направили просьбу предоставить договоры на водо-, тепло-, газо-, электро- и иное снабжение, а также справки от поставщиков, подтверждающие отсутствие задолженности. Но по состоянию на 1 марта ответ не поступил.
Исков к ТСЖ со стороны поставщиков электроэнергии, воды и тепла в картотеке арбитражных дел за два последних года не обнаружилось. С фондом «Аврора» тоже не судились. Мызникова сообщила, что услуги оплачены в полном объеме, и с готовностью показала «Фонтанке» свежие платежные поручения — у фонда заключены прямые договоры с поставщиками. В АО «ПСК» подтвердили: долгов нет, в последний раз фонду направляли уведомление в 2018-м. «Задолженность за потребленную тепловую энергию по детскому саду отсутствует. Ограничения поставки ресурса потребителю со стороны ТГК-1 не применялись», — присоединились теплоэнергетики. Водоканал претензий к организации тоже не имеет.
«ТГК-1 сказали, нет долгов? Это вранье. Документы есть? — не поверила Бабакова. — У нас, у жителей, нет долгов. А представление к нам на 600 тысяч рублей есть». Она уверена, что существующая сейчас у ТСЖ задолженность накапала с детского сада, и подчеркнула, что ждет доказательств. «Кто должен тогда? ТСЖ? Все это, как говорится, ля-ля. Есть бухгалтерские документы, будьте добры, их предоставьте», — заявила председатель правления. Самовольное перекрытие вентилей детскому саду незаконным она не сочла. «У нас вот запросто, если кто-то там за электричество не платит, приезжают, даже нас не спрашивает ПСК. Приезжает, ящик ломает и отключает квартиру», — объяснила она решение устроить самосуд.
Конфликт между «Авророй» и «Шевченко 4» переливался и в арбитраж. Еще в 2019 году садик пытался через суд обязать ТСЖ заключить с ним договор о долевом участии в расходах на управление домом, содержание и текущий ремонт общего имущества. Не то чтобы «Аврора» сама так рвалась платить управляющим — эти обязательства на нее возлагал договор аренды с КИО. Фонд утверждал, что проект соглашения второй стороне отправил, но ТСЖ от подписания уклонилось. Правда, этот иск суд не принял из-за отсутствия правовых оснований.
А в конце 2019-го в арбитраже против КИО выступило уже ТСЖ. Жаловалось, как ни странно, ровно на то, о чем «Аврора» пыталась договориться: детское учреждение больше 10 лет не платит за содержание дома. Список претензий был обширен: КИО не предоставляет жильцам финансовую отчетность, техническую документацию на нежилые помещения и копии договора аренды. А из-за того, что ведомство не согласует с собственниками квартир виды деятельности, права и обязанности арендаторов своих помещений, как писал истец, происходит вопиющее. «Разбили установленные на деньги жителей дома входные и внутренние двери, замки, видеокамеры, полусферы, шлагбаум, дерутся с собственниками, систематически устраивают короткое замыкание», — рисуется в судебных материалах нетривиальный образ детского работника. Пока КИО не расторгнет договор аренды с боевыми воспитателями, безопасность жителей будет оставаться под угрозой, в целом заключало ТСЖ и просило Фемиду признать орган власти недобросовестным. Впрочем, и этот иск суд оставил без рассмотрения.
К вечеру 1 марта в саду так и не появилось тепла, воды и света. Сотрудники Водоканала даже выехали на место и лично убедились: с трубами в доме все в порядке, ТСЖ, вероятно, отключило воду по внутренней сети. На этом зона ответственности ГУПа заканчивается, пояснили в пресс-службе.
В администрации Василеостровского района рассказали, что и руководство района, и даже представители энергетического вице-губернатора Сергея Дрегваля в течение дня созванивались с ТСЖ и просили пойти навстречу, чтобы дети до конца дня не замерзли. Но участие района в конфликте двух хозяйствующих субъектов весьма ограничено. «Можем только посочувствовать», — отметили в ведомстве. Хотя и подчеркнули: просто так пойти и перекрыть отопление, воду и свет ТСЖ вообще не имеет права — должны быть письменные уведомления, судебные иски.
Генеральный директор СРО НП ПЖК «МежРегионРазвитие» Владислав Воронков предположил, что у детского сада в теории может быть задолженность — например за освещение общего подъезда. «Если ТСЖ предъявляет именно эту сумму как долг для собственника нежилого помещения, то надо понимать, что на каждые 50 кв. метров эта сумма — 100–300 рублей в месяц. Если у нежилого помещения площадь 500 кв. метров, то, считайте, 3000 рублей не заплатили за освещение подъездов. Но если управляющая организация или ТСЖ не получила денежные средства от пользователя или собственника того или иного помещения, она вправе на них подать в суд, взыскать эти денежные средства в судебном порядке. И только после этого предпринимать какие-то действия на основании решения суда. Если бы было решение суда, отключением помещения от услуг занимались бы судебные приставы».
По мнению эксперта, в данной ситуации председатель правления ТСЖ серьезно превысила свои полномочия. «Согласно Жилищному кодексу, в многоквартирном доме нельзя отключать отопление в зимний период, холодную воду — в течение всего года. Маленькие дети остались без горячей и холодной воды, без тепла и электричества. На самом деле это чрезвычайное такое происшествие. Должны были быть вызваны все службы и надзорные органы. На месте детского сада я бы обратился все-таки в государственную жилищную инспекцию, прокуратуру, а также в ресурсоснабжающую организацию: Водоканал, ТГК-1. Чего-то это у нас тепло или вода перестали идти? Это наш с вами договор, это ваша задача поставить ресурс», — порекомендовал эксперт.
Елизавета Ивантей, «Фонтанка.ру»