Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Выставки Куда пойдем сегодня «Молодая была не очень молода». Русский музей взялся за тридцатилетних (фото)

«Молодая была не очень молода». Русский музей взялся за тридцатилетних (фото)

21 021

Покрас Лампас, Стас Багс, Миша Маркер, Максим Има и другие художники, давно известные по выставкам, уличным проектам и фестивалям (а в случае уличного искусства — и просто по новостям), обнаружили себя на эскизе коллективного портрета поколения.

Русский музей впервые обратил пристальное внимание на искусство поколения, в определении которого путаются даже те, кто к нему принадлежит: рожденные с середины 1980-х по середину 1990-х — «миллениалы», или «поколение Y», или даже «эхо-бумеры». За то время, что кураторы выжидали, пока творчество молодежи «настоится», необходимость показать его становилась все более очевидной. И дошла до стадии, когда непонятно, кому такая выставка нужнее — ее героям или уже самому музею.

В большинстве своем авторы хорошо известны, и не только тем, кто активно следит за современным искусством: придя в выставочные залы с улицы, в том числе через выставки Музея стрит-арта, их творчество изначально имело широкую аудиторию. Покрас Лампас, Стас Багс, Миша Маркер, Максим Има, их «привечаемые» музеями коллеги Нестор Энгельке и Семен Мотолянец, а также ряд других художников, по разным причинам не столь часто мелькавших в новостях, — вышли за границы петербургского искусства, на материале которого кураторы Русского музея в первую очередь основывают экспозицию.

Так что музей не раздавал «авансов». Но предложил «Гамбургский счет»: в беспристрастных, преимущественно белых стенах залов третьего этажа Мраморного дворца, без «поддержки» среды, контекста или просто возможности погрузить посетителя надолго в свою «вселенную» (от каждого тут — по чуть-чуть), — произведения, с одной стороны, проиграли, а с другой — выиграли: взгляд посетителя изначально настроен на серьезное их восприятие и поиск скрытых смыслов (на это работает авторитет музея).

Непривычна сравнительно скупая подача: кураторы независимых проектов, в том числе из коммерческих соображений, обычно подробнее объясняют зрителю работы. В Мраморном дворце же описания — сборные: на стене зала висит один огромный лист, читать который приходится разом, стараясь запомнить содержание, — чтобы не «расплескать» интерпретацию до встречи с самим объектом. Удается не всегда.

Выставка начинается, как сказали бы музыканты, «с затакта»: до основного зала посетитель проходит пару коридоров, используемых как залы (традиционно для этого пространства). Видит голограммы Владимира Абиха, где сквозь испуганное человеческое лицо проступают строки про митинг, поворачивает у сломанной металлической буквы F («отломав» верхний «козырек» у логотипа «Фейсбука», Константин Бенькович обозначил «крушение» соцсети).

Но доминантой выставки оказывается гигантская стена в первом же большом зале, расписанная золотой каллиграфией Покраса Лампаса. «Каллиграфию называли искусством красивого письма. Разрушая стандарты красоты, мы меняем представление о том, что есть каллиграфия, и какая у нее функция», — гласит надпись, которую не многие рискнут попробовать прочесть в оригинале (к счастью, расшифровка прилагается).

1 из 2

Со стеной, кстати, есть небольшой курьез, на который случайно обратила внимание «Фонтанка», сопоставив размеры блока с проемами дверей и окон: целой работа отсюда не выйдет. Окончательная судьба произведения неясна; по словам кураторов, его могут, как вариант, «замуровать» по окончании выставки (придвинуть к стене и закрыть панелями). Но пока — это собственность художника, и он может разделить ее на части и увезти с собой.

«Если придется ее разломать — значит, зрители видели ее в таком виде последний раз, — рассудил Покрас Лампас в разговоре с «Фонтанкой». — Если мы ее разберем, возможно, дальше восстановим и переинсталлируем. Цель же — не сохранить работу, а дать смысл, новую эстетику, поэтому для меня было важным именно принести что-то с улицы, из своей мастерской, с точки зрения опыта, практики нанесения этих всех растворов, слоев, фактур, а дальше что с ними произойдет — меня не так сильно волнует».

Объект, к слову, создавался внутри Мраморного дворца почти две недели (в силу высокой занятости Покраса Лампаса). Сам же художник говорит, что для него присутствие его работ в музейных коллекциях — не столь важно.

«Моя задача — не попасть в коллекцию, а быть художником, который делает актуальные высказывания и демонстрирует свой опыт и владение техникой каллиграфии, — рассказал он. — Задача — поделиться. Если дальше институция готова это поддержать, сохранить — я с удовольствием готов пойти навстречу. Но мне кажется, что художник не должен стремиться попасть сразу в музей. Дарить или нет — выбор каждого, но, на мой взгляд, лучше диалог и сотрудничество, чем попытка отдать и забыть».

В целом, по словам кураторов, экспозиция делится на три части. «Диалог с материалом» (переосмысление художественных техник), «Внутри себя» (передача собственных эмоций — поколение характеризуют «самоцентризмом») и «Среда обитания» (выход во «внешний мир», тут — и реальный стрит-арт Максима Имы, и макет двора с помойкой и собачьей конурой — работа «Стена Славы» Павла Плетнева). Но даже такая структуризация не устраняет ощущения разрозненности, при которой сходятся «лицом к лицу» интернет-мемы (Grumpy Cat на триптихе Стаса Багса), кинетическое искусство (объект «Пакет вещей» Анны Мартыненко) и скульптура (пирамидка из керамических «обмылков» Семена Мотолянца «Осталось 35 лет»).

Вопросом, есть ли основания для объединения этих художников в одном выставочном пространстве, задается в каталоге выставки и сам завотделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, отмечая: «Поколение 30-летних (плюс-минус пять), на мой взгляд, самое трудное для любой формализации». Причина — в невиданном доселе разнообразии, разношерстности, когда друг с другом соседствуют совсем разные и даже противоположные стратегии.

1 из 12

От выставки не стоит ждать особых открытий: на вернисаже Боровский и сам процитировал Ильфа и Петрова, что «молодая была не очень молода». Так что это, скорее, первый набросок коллективного портрета поколения.

«Когда появился наш отдел и музей начинал работать с современным искусством, с искусством Тимура Новикова и компании, музей был всем — и галереей, и критиком, и отделением милиции и мамой родной, — напомнил завотделом новейших течений. — Не было инфраструктуры, не было еще галерей, только все начиналось, не было понятия кураторства. Сейчас все изменилось, почти все художники здесь расхватаны солидными галереями, которые с ними работают, они уже на виду. И это накладывает определенные обязательства. Открытий — таких, чтоб шли мои сотрудницы и на улице увидели трех великих художников, — уже нет. Это 30 лет назад можно было зайти в старую квартиру и там увидеть какого-нибудь Владика Мамышева-Монро».

Еще одно наблюдение: на выставке нет злободневного, нет остросоциального — в музее считают, что это не его задача. С одной стороны, это делает показ современного искусства «беззубым». А с другой — позволяет пофантазировать, все ли это, «что останется после нас» в истории искусства. И тут ответ кажется неутешительным.

«Не обязательно каждое поколение — самое сильное, — рассудил в разговоре с «Фонтанкой» Александр Боровский. — Было очень цельное поколение «Новых художников» в 80-е, 90-е, некрореалисты, потом они распались на другие. Сейчас тоже есть попытка выставляться группами, но музей всегда показывает, кто есть кто в отдельности, группа здесь «не проходит». Поэтому видно: есть пустоватые вещи, есть гламурные, есть серьезные, очень много захваленных художников. Я думаю, все это полезно посмотреть. Я намереваюсь даже пройтись с авторами потом по выставке и дать сеанс критики, от которой все отвыкли. Если будет желание».

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях