Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Недвижимость Мороженщиков — в Вологду, а холодильник — в труху. Как новые владельцы занялись редевелопментом «Петрохолода» (фото)

Мороженщиков — в Вологду, а холодильник — в труху. Как новые владельцы занялись редевелопментом «Петрохолода» (фото)

47 871

Холодильник «Петрохолода» на Полюстровском снесли законно, но вызвали возмущение градозащитников.

В минувшие выходные на площадке завода «Петрохолод» начался снос довоенного здания холодильника. Градозащитники пытались защитить его, но опоздали на несколько месяцев. Собственник уверяет, что проработавшее около 80 лет сооружение спасти было нельзя, да и незачем. Все сотрудники производства под известным далеко за пределами Петербурга названием «Петрохолод» распущены, теперь его мороженое будут делать москвичи — в Вологде.

Новые владельцы «Петрохолода» сносят его здания на Полюстровском проспекте, 87, включая выстоявший блокаду холодильник №6. В середине февраля КГИОП получил заявление на включение здания в список объектов культурного наследия, но рассмотреть пока не успел. Через полторы недели на бывшей производственной площадке начался снос. Как убедилась «Фонтанка» — по документам вполне законный. Заказчик работ уверяет, что здание было невозможно сохранить или приспособить для современного использования из-за изношенности и пожароопасности.

Спасти не успели


Магистр факультета свободных искусств и наук СПбГУ Алина Заляева 17 февраля направила в комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) заявление о признании здания под литерой А на Полюстровском проспекте, 87, объектом культурного наследия. По мнению петербурженки, оно имеет признаки памятника промышленной архитектуры.

Холодильник №6 был построен в конце 1930-х годов и проработал все время блокады Ленинграда. Первоначально он использовался для хранения мясомолочной, рыбной, ягодной продукции. Цеха по производству мороженого были запущены в нем только после войны, но большая часть истории здания была связана именно с замороженным десертом.

«Кушелевский холодильник №6 представляет собой выдающийся и редкий для Петербурга образец довоенной «сталинской» неоклассической промышленной архитектуры. Сохранность подлинных элементов декоративного оформления фасада и лестничных клеток, несмотря на пробивку дополнительных оконных проемов на главном фасаде, устройство навеса и пристройки, довольно высока», — пишет Заляева в заявлении в КГИОП.

Судить об историко-культурной ценности объекта могли бы специалисты — на рассмотрение заявления у экспертов КГИОП по закону есть 90 рабочих дней, но им теперь если и придется что-то исследовать, то лишь фотографии и обломки. Рабочие ООО «СносСтройИнвест» приступили к демонтажу холодильника 28 февраля. Как рассказала «Фонтанке» Алина Заляева, заметив тяжелую технику, она обратилась в полицию и написала заявления о сносе в КГИОП. По её словам, правоохранительные органы связались с представителем заказчика работ, собственником зданий и земли — ООО «Петрохолод», — который продемонстрировал им, что документы в порядке. Среди них было и письмо КГИОП от 8 февраля, подтверждающее, что здание под литерой А не является памятником и не находится в зоне охраны.

В Госстройнадзоре тоже подтверждают законность работ. «Петрохолод» 20 января уведомил его о готовящемся сносе 15 зданий. «Демонтажные работы проводятся на законных основаниях, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса», — сообщили «Фонтанке» в службе.

Градозащитница уверена, что с момента регистрации её заявления здание должно относиться к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия (ОКН), которые наряду с выявленными памятниками защищает федеральный закон №73. Однако в КГИОП со ссылкой на нормы того же правового акта «Фонтанке» сообщили, что полномочия комитета в подобных случаях ограничены: «Приостановка строительных и иных работ, проводимых в отношении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, не предусмотрена».

Очевидно, речь идет о пробеле в законодательстве, который ранее позволил стереть с лица города хлебозавод «Красный пекарь» на 11-й Красноармейской улице и другие объекты, ценность которых вызывала споры. У самого громкого за последнее время городского сноса — СКК — немного другая история. Там демонтаж начался ровно за день до того, как у градозащитников возникало право подать заявку.

Как отмечает активистка, по закону Петербурга об охране культурного наследия комиссия делает вывод об историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками ОКН на основе фотографий, сделанных не ранее даты поступления заявления о признании его памятником. Но сейчас здание выглядит так

1 из 6

Ржавчина и аммиак


В предыдущие годы собственником зданий завода по производству мороженого на Полюстровском, 87, включая землю, являлось АО «Петрохолод». Его бывший владелец и основатель Бадри Какабадзе ранее продал компанию структурам, связанным с «НБК-Строительство» предпринимателя Андрея Скоблова. Смена собственника отразилась в ЕГРЮЛ в конце 2020 года. Новые владельцы также изменили форму собственности юрлица с АО на ООО. Его возглавил бывший директор Центра государственной экспертизы Владислав Еремин, также известный по решению Куйбышевского райсуда, который в 2018 году признал его виновным в злоупотреблении должностными полномочиями на посту главы Госэкспертизы.

В разговоре с «Фонтанкой» Владислав Еремин отверг обвинения градозащитников в уничтожении культурного наследия. «Никакого упоминания о том, что эти здания — памятники и имеют какую-либо ценность, нет. По нашему запросу мы получили выписку из реестра на каждую литеру о том, что все эти здания не являются объектами культурного наследия и не находятся в охранной зоне», — отмечает он.

Еремин добавил, что, в силу опасности и изношенности внутренних конструкций холодильника №6, его невозможно было приспособить к современному использованию.

«Эти здания были построены и эксплуатировались не как холодильники, а как морозильники. Они генерировали сверхнизкие температуры. В основе создания мороза на предприятии по устаревшей технологии использовался аммиак — особо опасное, ядовитое химическое соединение. В последний период работу этих морозильников регулировали 10 — 12 договоров с разными службами — МЧС, пожарной охранной, [организациями, обеспечивающими] круглосуточные дежурства, [работу] тревожных кнопок и другие. Все это мы героическими усилиями работников предприятия додержали до закрытия производства в соответствии с нормами», — рассказал Еремин.

По его словам, компрессоры и оборудование морозильника заглушили, десятки литров токсичного вещества были слиты и утилизированы без утечек и загрязнений. «Когда все это оттаяло, мы увидели цеха, заполненные проржавевшими или сильно коррозированными морозилками наподобие радиаторов. При этом система теплоизоляции этих зданий с давних времен обустроена с использованием пожароопасного торфа. Демонтировать это изнутри невозможно, потому что любое возможное воздействие — огнем или пилой — привело бы к пожару. Единственный возможный выход — это снос. Об этом мы уведомили Госстройнадзор, администрацию Калининского района, ГАТИ, предоставили все документы приезжавшим к нам сотрудникам полиции», — говорит Еремин.

Он добавил, что говорить о строительстве чего-то нового на территории общей площадью около 5 га преждевременно, решение об этом еще не принято. При этом ранее участки, приобретенные структурами Скоблова, не раз покупались девелоперами под жилые проекты. Активно застраиваются жильем и территории, вплотную прилегающие к «Петрохолоду» со стороны Кушелевской дороги.

Где мороженое


С заводом «Петрохолод» площадку на Полюстровском больше ничего не связывает. Как рассказал основатель и руководитель предприятия Бадри Какабадзе, все торговые марки, включая «Дашу» и «Митю», предприятие передало своему нынешнему партнеру, компании «Айсберри». Мороженое будут делать на её площадке под присмотром технологов петербургского завода.

«Мороженое «Петрохолод» никуда не делось, оно будет выпускаться в Вологде. Вологда выбрана потому, что там качество молока лучше, чем в других регионах России. С компанией «Айсберри» мы нашли точки соприкосновения», — сказал «Фонтанке» Какабадзе.

По его словам, «Петрохолод» распустил сотрудников, работавших на производстве, но сохранил персонал, работавший в продажах. Торговать мороженым продолжит зарегистрированная в 2018 году компания «Петроайс». По данным СПАРК, она на 99,9% принадлежит кипрской «Севей холдингс лимитед» и на 0,1% — предпринимателю Олегу Ушакову. Выручка «Петроайс» в 2019 году составила 800 млн рублей.

«НБК-Строительство» инициировало банкротство «Петрохолода» в 2019 году. Основной долг предприятия превысил 1 млрд рублей. В мае 2020 года суд постановил прекратить процедуру и утвердить мировое соглашение с кредиторами. Полностью погасить задолженность перед ними обязалась компания «ПромКонсалтИнвест» Артема Бегуна, партнера известного петербургского бизнесмена Ильи Трабера.

«Айсберри» ведет историю от московских хладокомбинатов №8 и №10. Как сообщали «Ведомости», совладельцем группы компаний является бывший тесть Романа Абрамовича Александр Жуков. Основное юрлицо группы ООО «Айсберри групп» было ликвидировано в 2013 году. Его преемником при реорганизации стало ООО «Вологодское мороженое». В 2019 году его выручка составила 9,7 млрд рублей.

С 2013-го по 2016 год компания принадлежала «Реслен менеджмент инк.», которое связывают с Жуковым. Новым владельцем фирмы в конце 2016 года стало «Райзвуд Холдингс ЛТД».

Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
68
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях