История знаменитой лыжницы — наш ответ мировому тренду женского кино и первая настоящая спортивная драма отечественного производства.
В прокате «Белый снег» — спортивная драма о лыжнице и олимпийской чемпионке Елене Вяльбе. При всей своей противоречивости (и это мягко сказано) лента все-таки предлагает новый взгляд и на опостылевший формат патриотической спортивной драмы, и на современное кино вообще.
Сторонний наблюдатель от «Снега» имеет полное право ждать очередной патриотический спортивный блокбастер вроде «Движения вверх» или «Легенды номер семнадцать». За тем лишь исключением, что в производстве фильма телеканалы не были задействованы. В принципе, надоевший формат можно разглядеть хотя бы в драматургии истории Вяльбе, как она тут показана: упрямый ребенок превращается в зрелую спортсменку с волей к победе, ей противостоит бессмысленный политический функционер, но любовь к Родине оказывается сильнее всяких трудностей. Более того, финальный аккорд, собственно патриотический, тут кваснее некуда: Вяльбе заканчивает решающую гонку с гигантским российским флагом (извиняет патетику тот факт, что Вяльбе действительно так финишировала — на чемпионате мира в Тронхейме).
Тем не менее «Снег» в формат патриотического спортивного кино не вписывается, фильм получился больше и сложнее. В первую очередь благодаря героине: Вяльбе, девочка из ссыльного Магадана, которая пробивается на вершину мировой славы и признания, оказывается на приеме у норвежского короля. Наконец, она отказывается от спортивной карьеры ради семьи — ход совсем не представимый для классической спортивной драмы, герои которой обычно, наоборот, всем жертвуют ради победы.
Но главное здесь то, что «Белый снег» — это едва ли не первый русский фильм, который говорит о спорте на современном языке. Предлагает зрителю не цинично наслаждаться самопожертвованием героя, а сопереживать ему. Тут с удивительной прямотой говорится о трудности возвращения в спорт после родов, о неврозах, об одиночестве, о цинизме спортивной системы (здесь есть, например, сцена, в которой героине предлагают сделать аборт ради участия в очередной Олимпиаде) — и эти темы выходят на первый план.
Этот материал попал в правильные руки. Николай Хомерики — режиссер не только мастеровитый, но и обладающий важным качеством: он умеет снимать женщин — они все поголовно превращаются в его фильмах в див, его камера способна любоваться ими до бесконечности. И Ольга Лерман в роли Вяльбе превращается в фигуру действительно яркую и зрелищную: одновременно хрупкую и напористую, влюбчивую и хладнокровную. Маленькая девушка в смешной розовой шапочке, которая буквально прет напролом, обгоняет соперниц на подъеме, чтобы порыдать, уходит в лес.
Правда, здесь это оборачивается дисбалансом: остальные же персонажи как нарочно забыты, оказываются за бортом внимания и превращаются в набор карикатур. Анна Уколова в роли мамы главной героини больше всего похожа на хабалок из передачи «Городок», какими их изображал Юрий Стоянов. Заправский комик Федор Добронравов играет скетчи про смешного дедушку, выпивоху и рыбака. Надежда Маркина дежурно качает головой и старательно изображает заботливую бабушку. Дети из флешбеков в начале карьеры Вяльбе — вовсе как будто специально копируют манеры игры из драмкружка. Может, только Дарья Екамасова — актриса с мощным трагикомическим даром — встает с Лерман в один ряд. Но ей и достается вторая по важности роль — коллеги Вяльбе, спортсменки, принявшей допинг и снятой с соревнований.
Так или иначе, «Белый снег» — редкий в русском кино, погруженном в созерцательность, случай явления не столько художественного, сколько социального. Впервые русское кино заговорило о том, что значит для женщины быть спортсменкой, про муки, связанные с этой жестокой индустрией, про совсем уж болезненную и актуальную вещь — допинг. Разговор на новые темы всегда получается сбивчивым и очень несовершенным, поэтому неравномерность и противоречивость «Белого снега» вполне можно простить — за смелость.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»