Градозащитники предлагают вместо сноса дореволюционного Цимбалинского путепровода пустить по нему велосипедистов и пешеходов. КГИОП не готов признать его братом Финляндского моста.
Петербург может лишиться столетнего Цимбалинского путепровода. Проект реконструкции готовится по заказу ОАО РЖД, и, хотя высокоскоростная линия пройдет в стороне от исторической части, возможность сохранения не обсуждают ни город, ни компания. Зато активны «Петербургское велообщество» и градозащитники — они обратились к губернатору Александру Беглову с открытым письмом, в котором предлагают сделать нынешний путепровод частью пешеходного и велосипедного маршрута из Фрунзенского района в Невский.
«Отталкивались от идеи сохранить исторический Цимбалинский путепровод, который является одним из старейших в городе», — рассказал «Фонтанке» основатель «Петербургского велообщества» Павел Хусу, один из авторов обращения. Он напомнил, что градозащитники добивались включения Цимбалинского в перечень выявленных объектов культурного наследия (это спасло бы конструкцию от сноса в силу закона), однако комитет по охране памятников отказал заявителям. При этом Финляндский железнодорожный и Большеохтинский мосты с аналогичными арочными фермами являются памятниками федерального значения.
Весной 2018 года Цимбалинский украсили плакаты к бывшему жителю Купчино, а на тот момент премьер-министру Дмитрию Медведеву — с просьбой посодействовать долгожданному ремонту. После этого дорожное покрытие обновили, но конструкция требовала более основательного подхода.
В 2019-м транспортная прокуратура пыталась принудить РЖД капитально отремонтировать путепровод. В сентябре того же года Смольный и РЖД наконец договорились о реконструкции. Проект оценили в 4,5 млрд рублей — решили, что скинутся поровну, а путепровод перейдет городу. Получить «добро» от Главгосэкспертизы планируется в мае 2021 года, а договор дарения — в июле.
Плачевное состояние объекта признают все стороны. Цимбалинский — один из старейших путепроводов в городе, был построен еще в 1910 году, а последний капремонт проводился 40 лет назад. В настоящее время движение по нему разрешено только в одну сторону.
По информации КРТИ, путепровод «не отвечает современным требованиям по грузоподъемности, долговечности и имеет ограниченную пропускную способность», а капитальный ремонт с целью восстановления грузоподъемности сооружения при сохранении габарита проезжей части нецелесообразен. Цимбалинский путепровод нуждается в реконструкции с заменой пролетных строений и опор.
В пресс-службе РЖД на просьбу рассказать, рассматривается ли сохранение исторической части конструкции, ответили уклончиво. «Мы действуем в рамках соглашения, подписанного с администрацией Санкт-Петербурга. Когда проект будет готов, мы представим его общественности, до тех пор мы воздержимся комментировать какие-либо подробности», — прокомментировали в компании.
В ответе РЖД одному из авторов открытого письма содержится чуть больше информации. В документе говорится, что «после переключения движения на новый путепровод существующий будет полностью демонтирован».
В КРТИ пояснили, что реконструкция путепровода предусматривает в перспективе возможность развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла, в том числе реализацию высокоскоростной магистрали. В рамках проекта, который разрабатывает РЖД, предусмотрена полноценная двухполосная велодорожка, отделенная от пешеходной зоны.
Городская же часть задачи — это проектирование подходов к Цимбалинскому. Накануне КРТИ сообщил, что подведомственная организация — ГКУ «Дирекция транспортного строительства» заключила контракт на инженерные изыскания и разработку проектной документации с АО «Петербург-Дорсервис» за 20,6 млн рублей, а все работы должны быть выполнены не позднее 15 декабря 2022 года. При этом срок сдвинули на 4,5 месяца.
В апреле прошлого года КГА выпустил распоряжение о подготовке проекта планировки территории для размещения линейного объекта, документы необходимо подготовить до 30 сентября 2021 года. Как это будет выглядеть, в общих чертах показали на февральской встрече жителей с представителями РЖД и Смольного. Предлагаемый вариант — это спрямление улиц Белы Куна и Цимбалина и строительство нового путепровода южнее исторической части.
«Мы встретились с жителями, собрали их предложения и вопросы и отправили в КРТИ. Обратной связи пока не было, ждем следующей встречи. Основные предложения: организовать проезд под будущим путепроводом, в сторону Фрунзенского района (чтобы убрать трафик из дворов), минимизировать трафик перед домом 25 по Белы Куна, сохранить зеленые насаждения перед домом», — рассказал глава муниципального образования №72 Павел Швец.
Стоит отметить, что путепровод состоит из двух мостов, между которыми находится насыпь. Историческая часть расположена со стороны улицы Цимбалина, ее легко отличить по четырем клепаным арочным фермам. Между тем высокоскоростная магистраль, которая по необходимой для нее высоте «не пролезает» под существующую развязку, проходит в стороне.
Ирина Корбат, «Фонтанка.ру»