Государственная дума во вторник, 9 марта, приняла во втором чтении нашумевшие поправки в закон об образовании, которые запрещают просветительскую деятельность без предварительного одобрения госорганами. В том числе, образовательным организациям запрещается подписывать международные договоры без одобрения профильных министерств.
«Поправки, рекомендованные к принятию, дополняют перечень участников просветительской деятельности органами госвласти и упорядочивают научно-методическое обеспечение. По закону об образовании можно использовать только учебники из федерального списка, из реестра издательств, определённого министерством», — заявила зампред комитета по образованию и науке Любовь Духанина, представляя поправки. Комментировать поправки, «рекомендованные к отклонению», член фракции «Единая Россия» не стала.
Автор «отклоняемых» поправок, которые исключали само понятие «просветительская деятельность» из законопроекта, первый зампред комитета по образованию Госдумы, член КПРФ Олег Смолин, настоял на рассмотрении своих предложений.
«Подход к просветительской деятельности, который содержит этот закон, грубо противоречит всей российской исторической традиции. Мы же сторонники традиционных ценностей? В традиции просвещение всегда рассматривалось как благо. Авторы законопроекта в духе Бенкендорфа или Победоносцева, скорее, видят в просвещении зло. Как писал Блок: «Победоносцев над Россией простёр совиные крыла». Закон не содержит ничего о поддержке просвещения, зато содержит много чего про его ограничение. Нам говорили, что просвещением в России занимается запрещённый [и внесённый в России в список террористических организаций] ИГИЛ. Но деятельность ИГИЛ к просвещению не имеет никакого отношения. Ограничение иностранного влияния в сфере образования можно обсуждать отдельно, но просвещение здесь ни при чём. Госдума, принимая этот законопроект, ставит себя в нелепое положение сторонников ухудшения просвещения в России», — заявил критик инициативы.
«Законопроект не нарушает ничьих прав, не ограничивает свобод, не ограничивает возможности доступа гражданина России к тем или иным знаниям», — ответила Любовь Духанина.
«В своё время были поручения президента на курс по дебюрократизации образования, — не сдавался Олег Смолин. — В своё время комитет Госдумы по образованию обнаружил, что каждое учебное заведение в России заполняет по 300 отчётов в год, по 12 000 показателей. Школы каждый свой шаг на международной арене должны будут согласовывать не с теми, кто их учредил, не с регионами, а с Министерством просвещения РФ. Я думаю, что министерство задохнётся от количества бумаг, а школы — от ожидания. Мы предлагаем, чтобы школы и вузы согласовывали свою просветительскую деятельность с теми, кто их учредил. Иначе получается прямо по Сергею Витте, который говорил: «Купить брюки может каждый, но надеть их разрешается только с согласия министра внутренних дел».
Духанина выразила надежду, что логика Олега Смолина будет учтена исполнителями закона, но поправки члена КПРФ в итоге не были поддержаны. Фракция «Единая Россия» проигнорировала голосования по предложениям коммуниста. В итоге законопроект во втором чтении был принят, несмотря на редкое для нынешней Госдумы количество голосов «против».
Третье чтение законопроекта о просветительской деятельности намечено на 16 марта.
8 февраля больше тысячи российских профессионалов в сфере просветительства опубликовали открытое письмо к властям с требованием отклонить принятие поправок, так как они создают «предпосылки для репрессивного и цензурирующего регулирования».
«Фонтанка» выясняла у противников ограничения просветительской деятельности, к чему может привести инициатива депутатов и сенаторов, которые заседают в комиссиях по иностранному вмешательству.