Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Общество Бизнес Дорогие для них старики. В Петербурге частная «Опека» готовит к выселению 600 пенсионеров

Дорогие для них старики. В Петербурге частная «Опека» готовит к выселению 600 пенсионеров

87 163
автор фото Сергей Савостьянов/ТАСС

Крупнейшая сеть пансионатов для пожилых «Опека» разрывает отношения с властями Петербурга. Социальный бизнес недополучил 100 млн компенсации из бюджета и теперь вынужден спасать себя сам.

Родственникам 620 бабушек и дедушек до конца марта придется найти для них новое место жительства в Петербурге. Руководство сети пансионатов «Опека» не нашло финансового сочувствия у Смольного и решило отказаться от клиентов, содержание которых частично оплачивается из бюджета. Город для бывших постояльцев из частного дома престарелых может предложить только половину мест.

Маме Ефима Мойжешевского 86 лет. Жительница блокадного Ленинграда полтора года назад перенесла инсульт и переехала из квартиры в частный пансионат «Опека» на Леснозаводской улице. В учреждении пенсионерка круглосуточно находится под присмотром специалистов.

В марте Ефима Мойжешевского и других родственников постояльцев «Опеки» информировали о том, что пансионат разрывает отношения с городом, а значит, те, кто попал в учреждение по госпрограмме, больше не смогут там находиться на льготных условиях. Услуги они оплачивали, отдавая 75% пенсии, остальная сумма добавлялась из бюджета. Теперь «Опека» намерена работать только с коммерческими клиентами, самостоятельно покрывающими все расходы. Чтобы остаться, льготникам придется доплачивать порядка 80 тысяч в месяц или искать аналогичное место в другом пансионате. Последний вариант — переезд в «казённый дом», психоневрологический интернат.

«Коечное место с комфортными условиями по квоте в городе не найти, — говорит Ефим Мойжешевский. — ПНИ — это закрытые учреждения, там не всегда к людям относятся с уважением. Не надо спихивать туда людей, если не можете создать там условия».

Вопрос с переездом коснется 620 постояльцев «Опеки». Их родственники написали коллективное обращение губернатору Петербурга Александру Беглову, в котором отметили, что средний возраст проживающих в пансионатах — 83 года, среди них есть ветераны ВОВ, блокадники. «Неужели они не заслужили достойную старость в комфортных условиях, получая качественное обслуживание? — говорится в письме. — Болезни наших мам и пап в основном очень тяжелые, этот пансионат стал настоящим спасением для нас, ведь мы продолжаем работать и не можем постоянно находиться рядом с ними, а также не обладаем медицинскими компетенциями».

По словам родственников, «Опека» — сеть пансионатов с хорошей репутацией, в то время как в СМИ периодически возникают новости о полулегальных коттеджах, где содержат пожилых. Последний резонансный случай произошёл в ноябре 2020 года в Красном Селе, где сгорел частный пансионат и погибли три человека. «Мы не можем понять, кому понадобились деньги на содержание наших стариков, на какую статью бюджета правительство Петербурга решило их перекинуть», — говорится в письме Беглову.

О проблемах в денежных отношениях со Смольным социальный бизнес заговорил в прошлом году, когда коронавирус серьёзно потрепал городской бюджет. Тогда чиновники задним числом изменили порядок финансирования. Включённые в реестр поставщиков социальных услуг организации стали получать не компенсацию, а субсидию. Если раньше расчёт оплаты был достаточно прозрачным и опирался на тарифы и реальное количество людей в учреждении, то теперь механизм усложнился. Пансионаты предоставляют документы о затратах, а в Смольном решают, какие позиции стоит компенсировать, какие нет.

По словам основателя «Опеки» Алексея Маврина, в прошлом году сеть недополучила 50% заявленной суммы затрат, а именно 100 млн рублей. В организации рассчитывали на 3 000 рублей за содержание одного человека в день, но из бюджета выплатили 1 050 рублей. «Сочли затраты необоснованными. Не очень понятно, что комитет компенсирует, а что нет», — отметил в разговоре с «Фонтанкой» Маврин.

С декабря 2020 года пансионаты вообще ещё не получали бюджетной подпитки. Проект постановления правительства Петербурга, регламентирующий выплаты в 2021 году, пока находится на юридической экспертизе. По оценкам бизнесменов, процедура может растянуться до лета. Это значит, что первые полгода дома престарелых будут работать полностью за свой счёт. При таком раскладе уже апрель «Опека» закончит с дырой в 50 млн рублей. «Мы ничего не можем в этой ситуации сделать, потому что у нас нет денег», — говорит Маврин и уточняет, что принял решение о выходе из городского реестра негосударственных поставщиков социальных услуг. 620 постояльцев, живущих в «Опеке» по квоте, должны покинуть пансионаты к апрелю.

«Мы это решение приняли, чтобы спасти компанию и людей. Если дальше так пойдёт, то мы обанкротимся», — заявил бизнесмен.

«Опека» также работает в Москве и Ленинградской области, где, в отличие от Петербурга, сохраняется компенсация затрат по тарифам. В этих регионах, по словам Маврина, проблем с финансированием нет.

В комитете по социальной политике заявили, что затраты пансионатам «Опеки» компенсировали на основании предоставленных документов. В 2021 году сохранится введённый ранее порядок предоставления субсидий, на эти цели предусмотрено 2,1 млрд рублей. Сумма с прошлого года осталась неизменной. «Все работают на единых условиях», — подчеркнули в Смольном.

Сейчас комитет ищет варианты размещения для бывших постояльцев «Опеки». В государственных стационарах свободно 365 мест — чуть больше половины от потребности. «Руководителям государственных стационарных учреждений поручено обеспечить преемственность и непрерывность предоставления социальных услуг указанным гражданам», — добавили в пресс-службе комитета.

Родственники пытаются пристроить своих бабушек и дедушек в другие частные пансионаты, включённые в реестр поставщиков социальных услуг. Но подобные организации в Петербурге обладают камерной обстановкой и по масштабу не сопоставимы с «Опекой», у которой в городе шесть пансионатов. Руководитель дома престарелых «Наша забота» Анна Юрганова говорит, что её учреждение готово принять несколько человек. При этом Смольный также будет выплачивать компенсацию.

По словам социальных бизнесменов, если не брать в расчёт инвестиционную составляющую, то властям выгодно сотрудничество с частными домами престарелых, так как из бюджета оплачивается только услуга по содержанию престарелого человека. Кроме того, система оплаты по тарифам предполагает одинаковые расценки, как для частных учреждений, так и для государственных.

«Нашей заботе» за прошлый год полностью компенсировали затраты, но финансовое положение продолжает оставаться шатким, так как выплат приходиться ждать месяцами. Анна Юрганова не планирует идти по пути коллеги и разрывать отношения с городом. «Мы построили для города хороший центр. Мне Ржаненков (глава комитета по соцполитике) с Эргашевым (профильный вице-губернатор) торжественно вручили награду «Женщина года», показывая тем самым, что эти проекты городу интересны. Но денег все равно нет».

Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
38
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях