Петербурженка Татьяна Холодцова с фигуркой «Хищник» победила в номинации «декоративных статуэток» в престижном британском конкурсе Cake International. «Фонтанка» наведалась в гости к автору и расспросила ее о работах.
Когда смотришь на фигурку «Хищника» с его кожными складками, клыками, щетиной и бородавками, уж не говоря обо всей металлической амуниции, она совсем не ассоциируется с десертом. «Но! Этого парня съесть можно, он полностью съедобный», — заверяет создательница статуэтки Татьяна Холодцова. И ей веришь. А как иначе, если поверило жюри британского кулинарного конкурса, отдавшее россиянке первое место в номинации?
Работа Холодцовой даже среди других лауреатов выделяется контрастностью формы и содержания. Ее коллеги выдвигали на конкурс сладостей нежные беседки, ювелирные украшения, цветы, карточки с африканскими мотивами, книгу, старинный телефонный аппарат (он получил главный приз судей). Но лепить из сахара монстра, на которого смотреть-то страшно, не то что есть — другие не брались.
«Мне его захотелось сделать, потому что он очень сложный, у него сложная пасть, сложный костюм, а англичане очень любят, когда много мелочей, фигурка проработана, все детали, все отточено: чем сложнее работа и чем мельче работа, тем им интереснее, — объяснила Татьяна Холодцова «Фонтанке». — У меня все другие работы такие милые, красивые, нежные, а мне хотелось, чтобы на него было страшно смотреть. Но в то же время, чтобы он был узнаваем, потому что это известный персонаж».
Конкурс Cake International проходил в начале марта в Бирмингеме, и в 2021 году Татьяна участвовала в нем не в первый раз. В прошлом году ее работа также набрала количество баллов достаточное до победы в номинации, но лауреатом Холодцова не стала. Всего на конкурс, по ее словам, поступает порядка 800 заявок, и многие из России (жительницы нашей страны только в этом году взяли еще четыре приза). Отбор очень строгий, и происходит много дисквалификаций.
«Работу полагается снимать с шести ракурсов, — рассказывает Татьяна Холодцова. — И если с верхнего ракурса видно хоть чуть-чуть, что хоть палец фигурки выходит за пределы подставки — это дисквалификация».
Обычно конкурс проходит вживую, да-да, участники везут свои торты в Англию самолетами! И при этом те часто ломаются, за что подлежат дисквалификации. Но из-за пандемии его формат изменили на дистанционный. Жюри приходится верить участникам на слово, что те действительно делают свои работы из съедобных материалов, но Татьяну на конкурсе и так уже знают.
Фигурка «Хищника», высотой 34 сантиметра, сделана из пластичного шоколада. Единственное, что в ней есть несъедобного — проволока, как элемент конструкции, разрешенный конкурсом, но по условиям ее не должно быть видно.
«Листики за Хищником сделаны из вафельной бумаги, но, естественно, каждый держится на маленькой проволочке, и если бы хоть где-то торчала эта проволочка — это была бы дисквалификация, — делится секретами производства мастерица. — То, что похоже на мох, это кукурузные рыльца. Я не имею права использовать ничего, что несъедобно. Когда выставка проходит очно, к работам участников подходят со специальными аппаратами, сканируют их, нюхают, и могут потыкать чем-то, чтобы удостовериться, что это не полимерная глина, а съедобные материалы».
Впрочем, с полимерной глиной Татьяна тоже работала — в учебных целях. Так в ее жизни появился Путин.
«Я ездила в Москву поучиться на портретную лепку, — вспоминает она. — И мне было интересно слепить какое-то известное лицо, и я его (президента — прим.ред.) взяла и слепила. И у меня он стоит до сих пор — и голова, и руки лежат, я все не могу никак доделать. У него один глаз с прищуром, у меня была идея сделать его стоящим в кимоно и указывающим пальцем на кого-то».
«Так что Путин несъедобен», — заверила кондитер «Фонтанку».
В основном при изготовлении статуэток Татьяна использует мастику на основе какао-масла.
«Единственное ее неудобство — если долго держишь в руках, начинает течь, липнуть, — говорит кондитер. — Когда жарко, с ней работать невозможно, потому что, как шоколад она начинает таять».
Выполнять сложнейшие детали действительно приходится руками, там, где не годятся кондитерские инструменты.
«Видите иголочки, которые у «Хищника» из головы торчат? Это я делала иголочкой в голове тоненькую дырочку, потом раскатывала тонкие ворсинки, и в каждую дырочку пинцетом вставляла», — рассказывает мастер.
Уровень мастерства впечатляет и при производстве других работ. Например, поверить в то, что вода на снимке торта с водопадом ненастоящая — очень трудно, кажется, что она замерла только потому что это фотография. Но на самом деле для имитации воды используют всего лишь сладкие кондитерские гели, глюкозный сироп или карамель.
Производственные материалы, к слову, достаточно дорогие: 2,5 килограмма мастики обходится в 2300 рублей. Но сама работа — бесценна. Хотя даже для специалиста уровня Холодцовой это не средство заработка, а всего лишь хобби: «Это направление, где мне хочется творчески выражаться, когда надоедают документы, бумажки. Я работала достаточно долго в банке, сейчас работаю администратором в автосервисе».
В кондитерском деле Татьяна называет себя самоучкой. Проходила частные курсы, но лишь для понимания технологических процессов. Художественное образование тоже получила только начальное, но талант не скроешь.
«Я училась в свое время в детской художественной школе при Мухинском училище, восемь лет на театральном факультете (с первого по восьмой класс), но в сознательном взрослом возрасте уже не продолжала, — вспоминает она. — Видимо, те знания все равно дали о себе знать».
Под «хобби» у Татьяны дома отведена целая комната. Там есть стеллаж с выполненными в предыдущие годы работами, которые хранятся в стеклянных колбах (как и «Хищник», они по идее не предназначены для поедания, хотя съесть их и можно). К слову, со временем они даже не портятся, лишь высыхают и становятся каменными, навредить им может только вода и тепло. Также специально для тортов у нее есть отдельная духовка, отдельные холодильники и отдельный стол для готовки, чтобы все это никак не пересекалось с повседневной жизнью семьи.
К слову, двое из троих сыновей Татьяны также сделали приготовление блюд своей профессией. Ее старший сын — шеф-повар (о том, что будет поваром, заявил маме еще в четырехлетнем возрасте), средний сейчас служит в армии, но по профессии — технолог общественного питания. А младший пока только учится в четвертом классе.
Сама Холодцова делает торты уже десять лет, и за это время заказчики к ней обращались самые разные, в том числе статусные персоны.
В одном из фотоальбомов у Татьяны опубликована грамота — благодарность за торт от депутата петербургского ЗакСа Елены Бабич.
«Ой, это было в самом-самом начале моей деятельности, это был тортик с ангелочками, — вспоминает Холодцова. — Она собирала ангелочков, это было ее увлечение. Мне же как обычно говорят при заказе: мы хотим то-то и то-то на торте видеть, а дальше полет фантазии. Заказывал наш общий знакомый».
Еще в портфолио Татьяны торты, сделанные, судя по логотипу, для сотрудников «Газпрома» и даже Смольного (он даже снабжен подсветкой: она нужна по сюжету, так как речь шла о предприятии «Автоматическая телефонная станция Смольного»).
«Заказывали не они сами, а для своих начальников, сотрудников, — подтверждает Татьяна. — Тот, который с «Газпромом», сначала заказывал для себя, а потом корпоративный заказали торт. А недавно я делала торт для дворца спорта «Юбилейный», они поздравляли своего сотрудника. На нем есть Джеймс Бонд, но не с пистолетом, а с электродрелью, потому что заказ был для инженера, который почти всю жизнь проработал в этом комплексе, «мастер — золотые руки». Торт большой, трехъярусный, забирать его приехала бригада из нескольких молодых людей».
Среди других заказчиков у мастерицы было крупное агентство недвижимости, а также петербургский бизнесмен, увлеченный хоккеем. Для него работы она делала даже дважды. В одном случае перед ней ставили задачу объединить два его увлечения — хоккей и рыбалку, и Татьяна усадила его фигурку в хоккейной форме прямо на лед, с удочкой, а рядом расставила друзей-рыбаков в тулупах и с уловом. Во втором — изготовила торт по мотивам медали. К слову, рыбалку Холодцова любит и сама, поэтому несколько ее последних тортов выполнены в виде рыб.
Не всех адресатов своих тортов кулинар знает по именам. «Кто это будет, что он делает — эту сторону я даже не узнаю, потому что люди, может быть, и не хотят «светить», — признается она. — Мне ставят задачу — я ее выполняю».
Проводя столько времени за готовкой сладостей (например, на «Хищника» ушло в общей сложности 40 часов), она их продолжает любить и в качестве едока.
«У меня дома главная сладкоежка — это я сама, — смеется она. — Я все надеялась, что мне за десять лет надоест это, а мне никак не надоедает. У меня в окружении одни мужчины, а они как раз не сладкоежки. Поэтому для дома торты делаю, но крайне редко, потому что знаю, буду есть это одна я».
Алина Циопа,
«Фонтанка.ру