Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия Общество «Решили подбросить Лёве». Как расследуют дела о наркосбыте в Петербурге

«Решили подбросить Лёве». Как расследуют дела о наркосбыте в Петербурге

57 453

В СИЗО сидит 21-летний петербуржец, арестованный по доносу бывшего друга. «Фонтанка» узнала секреты раскрываемости полицейского подразделения Петроградского района.

У Льва Лурье нашли 233 грамма психотропного вещества. Его обвинили в четырех эпизодах приготовления к крупному сбыту, каждый из которых обещает от десяти лет колонии. Молодой человек утверждает, что стал жертвой оговора с подкидыванием наркотиков.

Посевная


Завсегдатай даркнета Даниил Пономарев ночью 11 ноября 2020 года вышел из съемной квартиры в Петроградском районе на «посевную». В кармане джинсов, как следует из обвинительного заключения, лежали 40 порций дизайнерского наркотика.

С закладками Даниил планировал управиться до утра. Моральную поддержку ему оказывал давний друг Руслан. Оба находились в наркотическом опьянении.

Пономарев заложил четыре свертка в подъездах жилых домов. У пешеходного перехода на Большой Пушкарской к друзьям резко подъехал полицейский автомобиль. Патрульные кинулись к Пономареву, а Руслана осадили криком: «Стой и не рыпайся!»

Полицейские обыскали Даниила и нашли, что искали, вернули 36 свертков в карман и привезли друзей в 18-й отдел Петроградского УМВД. Руслану дали проспаться и отпустили с протоколом за потребление. Пономарев попал в «распоряжение» петроградского отделения по контролю за оборотом наркотиков (ОКОН).

Наутро к молодому человеку приехали оперуполномоченный Максим Исаев и адвокат Сергей Петрошенко. Его офис удобно расположен у метро «Чкаловская», в трех минутах ходьбы от 18-го отдела.

«Лицо, совершившее противоправное деяние, по закону должно понести наказание. Поддержка специалиста по уголовному праву предоставляет шанс выйти из переделки с минимальными потерями», — обращается Сергей Петрович к потенциальным клиентам со своей страницы «ВКонтакте».

Так началась многоходовая комбинация с поиском людей, которых можно сдать для облегчения участи Пономарева.

Поблажки


Даниил, согласившись на сотрудничество, получил две мощные преференции.

В съемной квартире оставались еще 70 — 80 граммов наркотика (это 250 порций примерно на 400 тысяч рублей), рассказал Пономарев оперативникам после задержания. Тем не менее неотложный обыск провели на следующие сутки.

Когда следователь в сопровождении сотрудников ОКОН пришла в квартиру, ей для описи достались «скомканный кусок фольги и полиэтиленовый сверток со следами наркотических веществ в крайне малом количестве».

Вторую поблажку Пономарев получил в суде. Его отпустили под домашний арест с возможностью прогулок и выхода в Сеть под тем предлогом, что «легальный источник дохода обвиняемого представляет удаленную работу в Интернете». Мы убеждены, что судья Артем Бродский подразумевал навыки Пономарева в программировании (друзья считают его перспективным айтишником), а не работу в даркнет-магазинах по продаже наркотиков.

Оперативники ОКОН взамен получили полное признание Даниила и доступ к аккаунтам в даркнете и мессенджерах.

Преемственность


Пономарев входит в тусовку учеников и выпускников 67-й и 70-й гимназий. Они общаются в открытом паблике «ВКонтакте». Судя по сетевому юмору, участникам известно увлечение Пономарева дизайнерским наркотиком, а наркопотребление считается нормой наравне с пьянством. Под изображением радостного юноши, который «съехал на условку по 228», можно найти комментарий Даниила: «Хочу».

Ребята из тусовки рассказали «Фонтанке», что им известно об одном магазине Даниила в даркнете. После задержания он закрылся. Название магазина было на слуху.

После отправки Пономарева под домашний арест в даркнете появилась новая нарколавка, администратором которой якобы стала близкая подруга обвиняемого Маша. С 20 ноября магазин совершил больше 1 500 сделок, указано в профиле.

Судя по отзывам, клиенты осведомлены о преемстве лавок. Один из них просил у нового магазина 50-процентную скидку, обещанную в пономаревском и не реализованную из-за закрытия.

«Мы ведь все прекрасно понимаем, who is who», — писал клиент, явно намекая на аффилированность магазинов.

Донос


В отношении Пономарева возбудили дело по пяти эпизодам приготовления к сбыту — за найденные при нем 36 свертков и выданные добровольно четыре закладки.

Находясь под следствием, Даниил составил донос против бывшего друга — 21-летнего Льва Лурье.

«Мне доподлинно известно, что дома у него всегда находятся наркотические средства», — заявил обвиняемый.

Лев Лурье — 21-летний сын журналиста Евгения Лурье из медиагруппы Mil.Press (сайты «Военное.рф», Flot.com, Mil.today). Участник гимназической тусовки, он давно знаком с Пономаревым. Жил отдельно от родителей в коммуналке на Каменноостровском проспекте.

Свидетель


Вечером 18 января 2021 года комнату Лурье обыскали и нашли 233 грамма психотропного вещества. На изъятии присутствовал весь Петроградский ОКОН — руководитель подразделения майор Денис Сычев и его подчиненные Борис Бермиков, Евгений Костюков и Максим Исаев.

Лурье предъявили обвинение по четырем эпизодам приготовления к сбыту и отправили в СИЗО. Он утверждает, что с синтетическими веществами не контактировал, изредка курит растительный продукт.

О непричастности Лурье к изъятым наркотикам заявила участница тусовки — восемнадцатилетняя Полина, в недавнем прошлом близкая подруга пономаревской Маши.

Задолго до обыска комнаты Лурье был разработан план по подбрасыванию психотропа, утверждает Полина. Пономарев в ее присутствии якобы смешал вещество с содой для большей массы, а Маша, напросившись к Льву в гости, положила пакет на книжную полку.

«Сначала она не хотела подбрасывать общим знакомым, так как все подумают на нее, но время шло, придумать ничего не могли, Маша решила подбросить Леве, Пономарев согласился с его кандидатурой», — говорит Полина.

Девушка дала показания по делу Лурье в качестве свидетеля.

«Она подробно изложила обстоятельства с подбрасыванием наркотиков, — сказала «Фонтанке» адвокат Карина Антонян, сопровождавшая Полину на допросе. — Девушка согласна на очную ставку с Пономаревым и его Машей».

По словам Полины, Маша предлагала ей поучаствовать еще в одной операции.

«Если ты найдешь второго человека, с которым можно размутиться, помимо Левы [Лурье], я готова заплатить тебе пять тысяч. Мы просто полчаса посидим и уйдем, а его примут на днях», — это предложение сохранилось в виде звуковых и видеосообщений в переписке девушек в мессенджере.

Полина, по ее словам, отказалась участвовать во второй акции. Маша на звонок «Фонтанки» отреагировала просьбой оставить ее и Даниила в покое.

Адвокат Александр Мисанов, защищающий Льва Лурье, убежден, что к тому времени, когда Пономарев написал донос, наркотики в комнате отсутствовали, и только этим можно объяснить заминку с обыском — она растянулась по меньшей мере на месяц.

Глава ОКОН Денис Сычев паузу объяснил судебной волокитой:

«Нам как только выдали постановление, так мы его и провели», — сказал он «Фонтанке».

По мнению майора, на данный момент объективных данных о том, что Лурье подбросили наркотики, нет.

Грезы Даниила Пономарева об условном наказании за сотрудничество не сбылись. 15 марта суд приговорил его к пяти годам строгого режима.

Случаи


Делами в отношении Пономарева и Лурье полиция занесла в актив девять раскрытых эпизодов по «сбытовой» статье 228.1 УК. Даже если не учитывать оспариваемое обвинение Лурье, такой подход к расследованию уголовных дел противоречит позиции Верховного суда. Он не одобряет разбивку одной партии на составные части, если умыслом охватывались одни и те же действия с наркотиками. Применительно к Пономареву его «посевная» в судебном понимании представляет единое преступление.

«Мы не мешаем полиции дробить эпизоды, потому что это играет на руку статистике, — рассказал «Фонтанке» на условиях анонимности сотрудник прокуратуры Петроградского района. — Суды не одобряют, да, но такова реальность».

«Фонтанка» нашла похожие случаи из деятельности Петроградского ОКОН — с отложенными обысками и неоднозначным обвинением жителей района в сбыте.

Вечером 14 февраля 2020 года сотрудники ОКОН позвали к себе хронического наркомана и попросили приобрести запрещенные вещества. Наркоман в присутствии всего подразделения (Дениса Сычева, Евгения Костюкова, Максима Исаева и Бориса Бермикова) позвонил своему знакомому, водителю-экспедитору Денису Пичкалеву, и получил от полицейских 1 500 рублей на закупку.

Наркоман в сопровождении оперативников и понятых подъехал к дому Пичкалева. С Бермиковым вошел в подъезд. Через некоторое время они вышли, наркоман держал в руке бумажный сверток с белым кристаллообразным веществом. Оперативники в рапортах указали, что задержать Дениса Пичкалева «не представилось возможным», следует из приговора Петроградского суда.

На обыск к Пичкалеву пришли через два месяца, 13 апреля. В квартире изъяли несколько видов наркотика и обвинили хозяина в сбыте и приготовлении к нему.

Суд положил в основу обвинения проверочную закупку, посчитав ее допустимым доказательством и не увидев заинтересованности свидетелей и понятых в исходе дела.

Рассказать, что происходило в подъезде, главный герой операции в суде не мог. Он умер через два дня после закупки.

Пичкалева приговорили к пяти годам строгого режима. Он утверждал, что, страдая наркозависимостью, хранил вещества для личных нужд.

Риелтор Вадим Барболин на фоне семейных проблем пристрастился к белому порошку. В 2019 году он купил 140 граммов за 700 тысяч рублей, чтобы в дальнейшем не задаваться вопросом приобретения, и начал потихоньку употреблять.

В октябре 2019 года к риелтору в гости ненадолго зашел старый знакомый, попросил угостить порошком или продать. Барболин, как утверждал он в суде, отказался. Через час после ухода знакомого риелтор вышел на улицу, его задержали сотрудники Петроградского ОКОН.

Барболина увезли в отдел полиции и принялись допрашивать, убеждая признать вину в том, что он сбыл знакомому порошок. На просьбу позвонить адвокату оперативники ответили, что сами вызовут защитника.

Приехал не известный подозреваемому адвокат и посоветовал делать «так, как говорят оперуполномоченные, чтобы была избрана подписка о невыезде».

«Того защитника вызывал лично Денис Сычев со своего телефона», — вспомнил в разговоре с «Фонтанкой» адвокат Илья Халилов, позже вступивший в дело Барболина.

Петербуржец не признал сбыт. Он просил провести дактилоскопическую экспертизу пакетика, якобы проданного знакомому, и сравнительную экспертизу веществ — найденных в квартире и из пакетика. Суд отказал и не увидел признаков провокации или оговора. Барболина приговорили к шести годам колонии. Денис Сычев приезжал к нему в СИЗО в Горелово и просил отозвать апелляцию на приговор, рассказал «Фонтанке» Илья Халилов, мол, иначе будет хуже.

«Мы написали в прокуратуру на действия сотрудников ОКОН», — уточнил защитник.

Эффективность


В МВД много лет существовала практика возбуждать два уголовных дела при задержании человека с наркотиками — хранение по 228-й УК (в отношении самого человека) и сбыт по ст. 228.1 (в отношении неустановленного лица). Она демонстрировала низкую эффективность полиции в борьбе с распространением наркотиков. В 2019 году из более 25 тысяч уголовных дел по сбыту в отношении неустановленных лиц обвинительным приговором закончились только 20 (0,08 %), посчитала Госдума и предложила запретить полиции возбуждать необоснованные и бесперспективные дела. Законопроект не поддержали в СовФеде.

Постепенно МВД изменило тренд. «Глухие» дела по сбыту возбуждать прекратили, а статистику по ст. 228.1 начали наращивать за счет тех, у кого нашли наркотики. Это сразу изменило статистику в пользу эффективности. Число связанных с незаконным оборотом дел уменьшилось, а количество эпизодов на одного обвиняемого выросло. Это позволило МВД заявить, что его деятельность направлена на «пресечение более опасных наркопреступлений, связанных не с потреблением наркотиков, а с их незаконным распространением».

Судя по статистике Петроградского района, борьба с реальным сбытом сошла почти на нет, а основной массив преступлений приходится как раз на сбыт потенциальный, когда найденные наркотики дробятся на несколько эпизодов покушения. При неизменном снижении уголовных дел доля покушений на сбыт активно растет.

В 2017 году в рассмотренных судом делах доля покушений из общего количества эпизодов сбыта составляла всего 17,6 %. К 2019-му она выросла до 42%, а в 2020-м подскочила до 88%.

«Фонтанка» попросила ГУ МВД прокомментировать ситуацию с уголовными делами Даниила Пономарева и Льва Лурье.

Александр Ермаков, Надежда Мазакина,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
50
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях