В Петербурге за 12 лет не смогли построить новое здание туберкулезному диспансеру Фрунзенского района. Дата передачи старого здания РПЦ была известна шесть лет назад, но все равно стала неожиданностью.
Под вопросом судьба туберкулезного диспансера на Боровой улице. Шесть лет назад здание — изначально оно было храмом — попросила передать в управление Санкт-Петербургская епархия. За это время Смольный не предпринял никаких шагов для обустройства нового места для медучреждения, хотя участок под строительство был выделен в 2008 году. Проблему предстоит обсудить на ближайшем совещании с «медицинским» вице-губернатором Олегом Эргашевым, епархия со своей стороны подчеркнула, что не намерена торопить диспансер с выездом.
В редакцию «Фонтанки» обратились сотрудники медучреждения, обеспокоенные проблемой дальнейшего трудоустройства и судьбой своих пациентов. Здание, которое в настоящее время занимает учреждение, расположено по адресу Боровая улица, дом 1, было возведено во второй половине XVIII века как церковь подворья Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря. Под лечебное заведение его перестроили после 1945 года.
В 2014 году одноименная религиозная организация подала заявление на передачу ей здания в рамках 32-го федерального закона, однако позднее отозвала свою заявку. Повторную в 2015 году подала уже Санкт-Петербургская епархия РПЦ. Согласно этому закону, с момента подачи заявки передать объект требуется в течение шести лет. «Дедлайн» для здания на Боровой истекает в 2021 году. Как ранее сообщили в комитете имущественных отношений города — до 12 ноября. При этом закон не предусматривает пролонгацию срока рассмотрения заявления.
Поскольку здание закреплено на праве оперативного управления за диспансером, требуется подготовка проекта постановления правительства Санкт-Петербурга, утверждающего план передачи здания религиозной организации.
Как рассказали сотрудники медучреждения, на встрече с коллективом диспансера было заявлено, что такой документ готовится и к апрелю 2021 год он будет подписан, а августе 2021 года диспансер полностью съедет с Боровой.
Плановая мощность учреждения — 250 посещений в смену, в нем трудятся порядка сотни медицинских работников. В течение 9 месяцев 2019 года в диспансере, к примеру, наблюдались 320 больных с активными формами туберкулеза, клинически излеченных — 531, в прочих группах риска — 7429 человек. Были зарегистрированы и взяты под наблюдение 234 очага туберкулеза.
В середине прошлого века Боровая улица относилась к Фрунзенскому району, но в 1961 границы изменили и тубдиспансер оказался на «чужой» территории, в Центральном. Обсуждение, что диспансеру нужно новое здание — в современных границах Фрунзенского района, началось не менее 13 лет назад. В 2009 году комитет по градостроительству писал коллегам из комстроя и райадминистрации, что рассматривается пятно для застройки в районе улицы Олеко Дундича — квартал 48, корпус 18, южнее реки Волковки. КГА в ответ на запрос строительного ведомства писал, что принципиально не возражает размещению в этой локации диспансера на 300 посещений, и призывал к разработке градостроительной документации.
В конце прошлой недели, 12 марта, проблему с диспансером на встрече с «медицинским» вице-губернатором Олегом Эргашевым подняла депутат Заксобрания Оксана Дмитриева. По итогам встречи, рассказала она, было принято решение провести совещание с приглашением всех руководителей фтизиатрической службы, комитета имущественных отношений, чтобы принять согласованное и юридически правильное решение.
«[Чтобы] определить направление по строительству объекта, который был намечен на улице Олеко Дундича. А дальше никаких движений не было», — рассказала она.
Редакция обратилась с запросом в комитет по здравоохранению, попросив прокомментировать ряд моментов из прошлого, до того, как ситуация накалилась из-за приближения дедлайна: куда планируется трудоустроить сотрудников, куда перенаправить пациентов, что с планами на строительство нового здания. Ведомство пообещало подготовить ответ к 15 марта, однако этого не произошло.
Вместо ответа комздрав на своей странице во «ВКонтакте» опубликовал справку: «в последние годы в Санкт-Петербурге наблюдается стабильное улучшение ситуации по туберкулёзу». А на уточнение «Фонтанки» добавили, что до совещания с вице-губернатором больше ничего говорить не будут.
В самом диспансере сотрудники видят два выхода из ситуации: либо продолжить работу учреждения в здании по Боровой по договору аренды с епархией, пока для диспансера не построят новое, либо временно разместиться в здании ПТД № 12. Они также рассказали, что в беседе с ними представители РПЦ подчеркивали готовность искать компромиссы.
Руководитель сектора коммуникаций при епархиальном информационном отделе Наталья Родоманова подтвердила, что представители диспансера действительно приходили в епархию и беседовали с юристом и с епархиальным секретарем Сергием Куксевичем. «Речь шла о том, что епархия совершенно не настаивает на немедленном освобождении этого пространства. Все эти годы никакие вопросы в плане рассмотрения заявки с нашей стороны не форсировались. Потому что это задача собственника (а им даже в случае передачи имущества в пользование церкви продолжает оставаться город, объект передается только в управление). И епархия готова была ждать сколько необходимо для решения этого вопроса для туберкулезного диспансера», — рассказала она.
Родоманова привела в пример схожую ситуацию. В 1996 году Анатолий Собчак (на тот момент мэр Петербурга. — Прим. ред.) передал символические ключи от Александро-Невской лавры патриарху Алексию II. На территории лавры на тот момент находились разные объекты, включая «оборонку» и станцию переливания крови — в здании, где сейчас находится библиотека и покои наместника.
«Дольше всего мы ждали здания, где располагалась станция переливания крови, в течение 11 лет, получив его только в 2007 году», — рассказала Родоманова.
«Со стороны епархии каких-то ускорений или настоятельных движений в сторону, чтобы немедленно освободить здание, которое занимает туберкулезный диспансер, не было. Если город найдет возможность искать новое место [для медучреждения], и тубдиспансеру нужно там [на Боровой] оставаться, никто не будет на этом настаивать», — подчеркнула представитель епархии.
Ирина Корбат, «Фонтанка.ру»