Защитник молодежной хоккейной команды «Динамо Санкт-Петербург» Тимур Файзутдинов 16 марта умер в ярославской больнице, так и не придя в сознание после попадания шайбой в голову. Знакомые и партнеры 19-летнего игрока вспоминают о нем как о настоящем лидере и капитане.
Трагический момент произошел во время второго матча плей-офф Молодежной хоккейной лиги, в котором «Динамо Санкт-Петербург» играло в Ярославле против местного «Локо». Защитник ярославцев Дмитрий Тювилин вбросил шайбу в зону петербуржцев, чтобы начать атаку, но попал в голову Тимуру Файзутдинову. Тот сразу упал на лед.
Неутешительные новости
Буквально пару секунд хоккеист еще двигался, пытался приподняться на локтях, держась за голову, а потом окончательно упал и застыл. На лед выбежала бригада скорой помощи. Его тщетно пытались привести в чувство. Было принято решение о срочной госпитализации. Шею закрепили бандажом, при помощи партнеров по команде Тиму погрузили на носилки и увезли в больницу имени Соловьева. Новости оттуда все четыре дня поступали неутешительные.
Тимура подключили к аппаратам искусственного дыхания и кровообращения. Наготове находился спецборт для перевозки хоккеиста в московскую клинику. В Ярославль вылетели родители, руководство «Динамо» и школы-интерната № 576, где учился и начинал свой хоккейный путь Тимур. По данным «Фонтанки», владелец «Динамо» Аркадий Ротенберг лично взял под контроль ситуацию с мальчиком. Но не помогло.
Сами ярославцы говорят, что в больнице имени Соловьева действительно хорошая травматология, особенно по хирургии рук, но к лечению подобных травм головы местные медики были не готовы. По данным сайта 76.ru, консилиум врачей не дал разрешение на его транспортировку из-за тяжести повреждений.
— Выполнены компьютерная томография головного мозга, компьютерная ангиография, бронхоскопия, — говорили в департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области. — Пациент в полном объеме получает интенсивную терапию тяжелой черепно-мозговой травмы. Тактика ведения пациента ярославскими специалистами была полностью согласована с федеральными коллегами. С самого начала лечения проводятся устные консультации с реаниматологами Центра Бурденко.
Однако все попытки спасти 19-летнего Тимура Файзутдинова оказались тщетными. Во вторник, 16 марта, его сердце остановилось и запустить его уже не удалось.
«Он был очень правильным во всем»
Друзья и партнеры еле сдерживают слезы, когда вспоминают о Тимуре. Большинство с трудом подбирают слова.
— Тимур был хорошим человеком, другом, партнером, — сказал «Фонтанке» Павел Поносов, партнер Файзутдинова по звену. — Очень жаль и очень тяжело осознавать, что больше нет с нами нашего капитана, который всегда был горой за команду… Больше не знаю, что сказать...
Как рассказала пресс-атташе «Динамо Санкт-Петербург» Анна Овчинникова, Тимур отыграл за молодежку четыре года — дольше всех в команде. Она тоже вспоминает о нем как о лидере, без которого теперь очень трудно представить динамовский коллектив.
— Первый свой год он провел около 30 матчей в лиге и мотался туда-сюда — из школьных матчей в матчи МХЛ, — говорит Анна. — Есть такие хоккеисты в МХЛ, которые строят из себя крутых, кичатся чем-то. Тим был совершенно не таким. Это были два метра застенчивой улыбки. Он всегда был готов на любые съемки, хотя очень стеснялся. Но всегда говорил, что всегда за. Очень ответственный парень, немногословный, не тусовщик. Его назначили капитаном как раз перед этим сезоном именно за то, что он говорил мало, а делал много. Это потом у нас началась серия поражений и решили поменять что-то, назначив нового капитана. Тима выпускали на лед в самые ответственные моменты. Если меньшинство — Тим в первой бригаде. Играем пять на три — он снова на льду. При этом у него за четыре года в МХЛ нет ни одной шайбы, только передачи. Он был таким чистым оборонцем. Парни очень хотели в конце сезона помочь Тиму все-таки забить свой первый гол, чаще пасовали ему под удар, но не получилось. На Новый год мы снимали ролик. Тим еще был капитаном. Парни писали пожелания Деду Морозу. И все писали всякую ерунду — новый айфон, собаку и всякое такое. В конце пришел Тим, посмотрел на это все, покачал головой, мол, вот дураки. И большими буквами внизу написал: «Кубок Харламова». И вот в этом был весь Тим — он был очень правильным во всем.
Трагическая случайность
До сих пор сложно сказать, из-за чего тот бросок стал роковым. Местный департамент здравоохранения молчит. Следственный комитет заявил о начале доследственной проверки обстоятельств смерти капитана Тимура.
По словам отца хоккеиста, шайба попала его сыну в сонную артерию, которая проходит по виску перед ухом и переходит в височную. Шайба легко могла повредить тонкую кость в этой области. Такие случаи бывают нечасто, но почти всегда заканчиваются фатально. Несколько лет назад юниор из Новокузнецка Александр Орехов скончался после попадания шайбы в сонную артерию на шее. Тогда его не спас даже специальный ошейник. Достаточно даже легкого повреждения артерии, чтобы смерть наступила мгновенно.
— К сожалению, такие трагедии в спорте бывают, и это очень печально, — заявил бывший главный тренер сборной России Вячеслав Быков в разговоре с «Фонтанкой». — Хотя не помню, чтобы что-то серьезное происходило именно после попадания шайбы в голову. Чаще травмируются, когда толкают в борт. И то за мою спортивную жизнь таких случаев было один или два. Хотя этого уже много. Когда я играл в Швейцарии, был случай, когда после жесткого столкновения человека парализовало.
— Защитные маски обязательны до 18 лет. Может, стоит повысить этот возраст и сделать шлемы более защищенными, как в американском футболе, например?
— Сложно сказать, что это реально поможет. А делать из игроков средневековых рыцарей, которые защищены до такой степени, что они не смогут двигаться, тоже, наверное, неправильно. Это непростой момент, у меня нет ответа. Безусловно это боль и трагедия для семьи этого мальчика. Но это еще и психологическая травма для того, кто бросал эту шайбу. Он ведь просто выполнял тактический элемент: вбрасывал шайбу в зону соперника. Как он себя будет чувствовать? Конечно, это несопоставимо с тем, что сейчас испытывают родители Тимура, но все равно этому парню тоже будет непросто.
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»