Как реальность проникает в мультипликационный мир. Как оставаться собой, если привычный мир рухнул. В чём секрет живучести Масяни. «Фонтанка» поговорила с Олегом Куваевым, параллельно борясь с «замедлением» Интернета.
Диалог в семи частях с создателем Масяни про замедление привычных радостей: от Интернета до общения с живыми людьми. Антракты в этом телемосте Петербурга с живущим в Израиле мультипликатором Олегом Куваевым как намёки на новую реальность. Реальность, которая всё равно проникает в жанр кинематографа, именуемый термином «анимация».
— Олег, первый вопрос, произнесённый хохоча. Новый мульт «Доппельгангер», наделавший шума, ведь про Израиль?
— Разумеется! Но он даже не про Израиль, а про выдуманную страну. Я так в описании и написал, что ничего общего с реальностью мультик не имеет (улыбается). Антиутопия! Никакой связи с реальностью нет. Вообще, с мультом случились удивительные вещи. Дело в том, что я, как аниматор, считал, что сильно утрирую, преувеличиваю, перегибаю палку. Как и положено аниматору. Но зрители почему-то, по непонятным мне совершенно причинам, решили, что это чуть ли не документалистика. Что я категорически осуждаю (смеётся). Неправильная реакция! Почему люди забыли, что такое мультики (смеётся)?
— Многое смешалось в доме Облонских. У нас и космонавты всё больше не в космосе, а на центральных улицах и площадях.
— Да-да. Смешение образов и понятий случилось (смеётся).
— Вот и не оторвать уже мультик от реальности. У вас лично как с разграничением информационных потоков, тех, которые могут поломать сознание?
— Я считаю, что уже нужна новая наука для преподавания в школах — информационная гигиена. Она на данный момент важнее гигиены санитарной. Нарушение санитарной гигиены максимум, что нам даст, — дизентерию (смеётся). А вот несоблюдение информационной гигиены может натурально свести с ума и крепко сдвинуть крышу. У меня и мульт про это был семь лет назад, весной 2014 года, «Будапешт». У меня лично эта гигиена налажена сама собой, я в Интернете давно живу. Научен. Кстати, у меня есть в работе сценарий мульта, где Масяня рассказывает про разные типажи русского Интернета. Детям рассказывает, что их ждёт в Сети. Им же там жить с самого раннего детства. Я вот своих отправил снова в школу, ибо у нас карантин только сняли. Так вот для них Интернет — органическая часть организма. Гигиена нужна физически.
— Приходит ребёнок домой, телефон аккуратно изымается и убирается до момента окончания «обязательной программы» в виде уроков и прочего?
— Нет. Есть ведь технологические новшества. Есть, например, Google Family Link. Бесплатная программа, которая следит за телефонами всех твоих подопечных. И показывает тебе статистику, куда они пытались залезть (смеётся).
— Внутреннего противоречия у папы нет? Ведь получается натурально по Летову: «Каждый родился ментом».
— Нет. Ребёнок же не несёт ответственности за свои поступки. К сожалению. Эту ответственность несу я. И по закону. И по моральным понятиям тоже. И если они куда-то вляпаются, виноват буду я. До 18 лет, может быть, до 16, у них будет стоять Family Link.
— Реакция на новый мульт — это ведь не просто сюрприз. Это на самом деле для многих попадание в точку. В этом смысле откуда информацию о происходящем берёте? Связь с Родиной сугубо через YouTube и соцсети?
— До короны я просто ездил в Питер, продолжал жить. Корона разнесла… Но вроде бы никто от этого информационно сильно и не пострадал. Ведь и так современные люди процентов на 60 живут в онлайне. Хотя, конечно, по Питеру очень скучаю...
— «Про узурпаторов пока ничего не сказано, всем троллям пока отступить в жопу», — говорит человек-полковник у вас после одного из недавних мультиков про ёршик. После свежего мульта тролли уже пошли снова в атаку?
— Да. Две атаки было. Я их уже с первого взгляда вижу. Нормальные комменты отличаю от проплаченных. Так сказать, от «рабочего посыла». Есть люди, которые вот так работают. Пишут каждый день, поэтому даже поверхностный лингвистический анализ сразу дает понятие: нормальный коммент или многократно использованный. Пора уже бота написать, который будет автоматом их вычищать. Уже без эмоций их воспринимаешь. А про новый мульт было ровно две волны. В первый день часов 6 писали одинаковые комменты сразу в три места копипейстом. И на следующий день снова, когда мульт попал в публикации. А сегодня уже совсем ничего. Чётко включаются и выключаются эти волны. Можно даже красную лампочку поставить у компьютера, которая будет загораться. «Пошла волна». Обычное дело, когда хоть как-то затрагиваю социальные темы. В русскоязычной части Интернета тема естественная уже давно. Колея наезженная. Всем всё понятно. Эти пишут, получают свои 15 рублей за коммент, ты стираешь, все при деле.
— Это сугубо русская история или есть аналоги?
— Чисто русская. Хотя Лукашенко перегнул даже наши тенденции. Там ещё круче. Там не только к каждому по человеку уже приставили, но и в голову каждому пытаются датчик вкрутить. Определили тропинки хождения по дворам! Это история любого тирана со времён Оруэлла. Всё давно предсказано и расписано. Сейчас просто есть технические возможности…
На этом месте связь прервалась в первый раз. После интервью Олег написал в своём facebook, что это не первая проблема в общении с собеседниками из России в последние дни.
— Вы понимаете, какой фактический профит деятельность платных троллей несёт и кому?
— Ну как. Это пропаганда. Информационная политика государств. Некоторые странные люди считают, что информация на самом деле важнее реальности. Тем более что рабочая сила для такой работы может быть дешёвой и безнравственной (смеётся). Вот поэтому её и пытаются использовать. Как в мульте! Человека попросили быть не человеком за деньги, и он с готовностью им становится. «Побудь шкафом. За полчаса вот за столько денег», — говорит работодатель. «Хорошо, побуду шкафом», — отвечает человек, у которого своя суверенная нравственность. Не мы такие, работа такая! И так на самом деле было всегда. Я тоже могу нанять 50 человек, посадить их в подвале и платить за выполнение моих хотелок. Ну, вот такой нынче прогресс. Наблюдаем со стороны, стараемся не пострадать от этого.
— Выйди мульт про ёршики в январе, точно бы дядя в офицерском кителе разглядел в нём «политику»?
— (Смеётся) Интересная история получилась с этим мультиком про ёршик. Мульт вышел в декабре. Ещё до того, как ёршик вдруг стал неким символом. Было нормальное количество просмотров, нормальное количество реакций. Всё хорошо. И вдруг все эти расследования, истории с Навальным. Ёршик всплывает как символ. Оказывается, мультик про Масяню называется уже месяц как «Ёршик». Муть поднимается вверх. Хотя мы там совсем ни при чём. Но сам символ всплыл сначала в мульте, а уже потом пошёл на большую дорогу и широкие проспекты (смеётся).
— И теперь иди доказывай, что ты не «иностранный агент»…
— А что тут доказывать? Дата у мульта же стоит. Задолго до всей этой истории. Но вот так живут современные мемосимволы. У них есть история рождения, восхождения и падения (смеётся).
— Что бы сказал дядя в форме из того мульта про «ёршик», если бы уличные активности в России случились до появления этой серии Масяни?
— (Смеётся) А это тема! Тут нужно подумать — может быть, и с этим можно будет интересно поиграть (улыбается).
— То есть герой застенчивого, но беспощадно строгого дяди в военной форме вернётся?
— Да! У меня даже по ходу нашего разговора возникают всякие идеи интересные. На «Фонтанке» и презентуем потом.
— Но Масяня ведь традиционно удерживается от буквальной, а не иносказательной подачи. Прямым текстом часто хочется сделать?
— Я ведь никакой не политический деятель, никакой не инфлюенсер информационный. Я вообще про политику ничего не делаю. Я делаю про обычную жизнь. Просто иногда становится трудно различить, где кончается политика и начинается бытовая жизнь. Иногда теряюсь, не знаю, где провести границу, если человек просто вышел на улицу и получил дубинкой по голове. Есть тут политика или нет, я не знаю. Хотя вот он лежит на земле, этот человек. Лежит вроде обычным бытовым таким образом… Границу трудно провести, когда политика лезет в твою жизнь. У меня есть мультфильм, который называется «Блоб», про то, как люди пытаются избежать политики, но она лезет везде. В ухо, в штаны и так далее. Масяня пытается эту сволочь прогнать, но не получается. Лезет во все места. Короче, это политика к нам лезет, а не мы к ней!
— А вас с Масяней всё ещё пытаются втаскивать в пропаганду? На региональном уровне вас однажды в Екатеринбурге пытались втянуть в разборки вокруг проекта строительства храма в парке.
— На самом деле таких разнообразных историй был миллион (смеётся). Но я взял политику самоизоляции. Во-первых, уехал далеко. Во-вторых, изолировался брандмауэрами, файрволами и всем на свете, чтобы меня не трогали такие персонажи. Чтобы я спокойненько рисовал то, что мне придёт в голову. Политика возникает иногда естественным образом. Как в реальной жизни. А мульты отражают реальную жизнь. Тут даже вовсе нет моего участия. И соучастия (смеётся).
— А сложно быть независимым?
— Это труд. В наши времена всепроникающего информационного пространства, когда ты онлайн 24 часа, ты определённым образом получаешь влияние. Хочешь не хочешь, крутишься в этом. Но это просто жизнь. Так мы живём теперь с точки зрения элементарного общения. А политика — это почти всегда принуждение делать то, что ты делать не хочешь, не обязан делать.
— Но ведь бывают в политике хорошие ребята? Хорошие призовут порисовать, нести в народ то, что народ хочет, — тоже на фиг?
— Даже за хороших не стал бы вписываться. Политика — это некий эволюционный процесс. И пожалуй, на самом деле, поторопить его и нельзя. Пока уровень развития общества не достигнет какой-то определенной фазы, когда политика станет обычной бухгалтерией. Как оно и должно вообще-то быть в теории. Когда такого дождёмся, может, и можно будет поучаствовать. Когда выборы будут справедливыми, а кандидаты разумными. Когда чиновники будут проходить тест на IQ (смеётся).
— Вот тогда и начнётся анархия!
— Ни фига! Это как раз и есть первое правило порядка. На своём месте должен быть тот, кто достоин его.
— И IQ тоже купят. Стопроцентный коэффициент будет!
— Да ладно! Советское поколение когда-нибудь наконец уйдёт. Ну а пока будем, естественно, продолжать над этим всем ржать. Иначе наступит депрессия. Мы же не хотим этого, правильно (смеётся)?
— Другой известный петербургский хохмач от искусства, актёр Гена Смирнов говорил, что раз «мы не можем разогнать» их, то «единственный действенный способ — это над ними ржать». «Зло перестает быть страшным…»
— Когда оно становится смешным, да.
— Константа или размывается и это в нашей меняющейся реальности?
— Это константа. В России — константа. Не размыть! Россия же особо не развивалась политически. Никакого опыта развития демократии по-нормальному ведь и не было. Политических партий нет. О чём тут говорить? Пока всё в режиме «хотим». Ну, хоть какие-то слои «хотят». Ещё очень много у нас реакционных слоёв. Толстый слой…
На этом месте связь прервалась второй раз.
...когда совдеп начнёт наконец вымирать элементарным образом, пардон за жестокость, будет смена на что-то уже более цивилизованное. Но когда совдеп и КГБ начнут умирать.
— Пока отставные комитетчики предпочитают признаваться в своём миссионерстве. Нашёл и поговорил вот с человеком из КГБ, который называет себя «создателем» Ленинградского рок-клуба…
— Читал-читал. Вполне возможно, что они и создали. Иначе ведь бегают по подворотням! Не поставишь в каждую подворотню по человечку в погонах с пистолетом. И тут мы опять возвращаемся к мульту, с которого мы и начали (смеётся). Раньше не было технологий, которые есть теперь. Вот приходилось бесстрашно создавать рок-клубы органам контрразведки! «Граждане, приходите на пункты контроля. Будем вас контролировать! Вам положена отметка в паспорте, что вы «проконтролированы»».
— Другая константа?
— Временная. Вообще в мире стремление к диктатурам упало. Но, с другой стороны, появились технологические возможности гораздо более эффективно контролировать общество. Поэтому в сухом остатке стремление к диктатурам остаётся на высоком уровне. У нас есть дроны. А ещё есть армия троллей. А ещё мы каждому провайдеру ввернули фиксер! Возможностей больше — соблазнов устроить диктатуру больше. Эта история в итоге пройдёт, как пройдёт и корона. А если просто электричество вырубить, то не пройдёт. Окажемся снова в каменном веке. Мы не хотим. Мы хотим смотреть YouTube!
— Помнится, и у Масяни однажды был работодателем то ли Стив Джобс, то ли Билл Гейтс?
— Это была сказочная история про Бурасяно! Это история чисто из начала нулевых. Сейчас совсем не актуально. Техника сейчас дешёвая, и мы и так уже все живём в сплошной цифровой реальности. Все справки онлайн. Все анализы онлайн.
— Архивы Масяни вообще полезно пересматривать в поисках ещё не сбывшихся прогнозов.
— Часто говорят такое, да.
— Цифровая цензура настоящего вас не пугает?
— И про это лежит начатый сценарий. Не про цензуру в Сети или в России, а вообще. Много историй из twitter и facebook накопилось уже. Пора изучить, как вообще развивается цензура, когда цензоры сами начинают делать инструменты. Может быть, в итоге сделаю серию про цензуру как идею мыслеконтроля. Когда контроль достаётся людям, которым этот контроль в общем-то не полагается (смеётся). Но не додумал пока.
— Как долго вообще рождается мульт сейчас?
— У меня есть целая стратегия. Сразу куча сценариев пишется одновременно. Замечаю тему, захожу в Google Docs, делаю пометку «сделать мульт про это». Потом прилетают новые факторы, дополняю сценарий. А потом случается что-то мощное, и ты понимаешь: вот оно, вот это меня давно дожидается. Точно так же было с последним мультиком «Доппельгангер». Ну, вот покатила в России такая волна. Понял, что надо доставать и этот сценарий из запасов. Про цензуру пока лежит. Забанят, если сумеют, кого-то крупного, то выну сценарий из папочки и доведу до ума.
— Масяне — 20 лет. Полноценный гражданин. Свободы в Сети за эти 20 лет для граждан стало больше или меньше?
— Интересная борьба идёт вообще над самим понятием свободы. Велико количество желающих её укоротить. Очень интересная то ли война, то ли броуновское движение, где непонятно, чем дело закончится. В результате Сеть разделена на множество подсетей. Есть масса самых разных стратегий, как замыкать Сеть на саму себя, чтобы избегать внешнего воздействия. А это уже хлеб социальных психологов, которым должно быть интересно изучать эти процессы. Вот тогда проще понимать, к чему всё идёт. У меня же профессия немножко другая. Я наблюдаю за этими броуновскими движениями. Поползновений полно. Человек строит искусственное пространство, где он абсолютно свободен, а с другой стороны контролирующие, коммерческие и прочие всякие органы. И все они лезут в частную жизнь. Взаимная борьба эта и есть двигатель эволюции. Информационная борьба вообще живёт по тем же дарвиновским законам, поэтому пожелаем удачи в этом бою человеку! Ну а вырастет то, что вырастет (смеётся). А мы про это кино снимем. Мультфильм вообще-то — это кино! Хотя многим кажется, что это странная рисованная фигня. Но это жанр киноискусства. Персонажи — актёры, которые воплощают на экране прихоти сценариста. А это я.
— «Масяня в кино» будет когда? Все культовые мультсериалы однажды добираются до широкого экрана и кинотеатров.
— Много было всяких таких начинаний. Но они все разбивались о мой скептицизм (смеётся). Знаю кучу неудачных историй. Не люблю неудачные истории. А кто их любит? Мне вообще кажется, что кино как таковое вообще умирает. Посмотрите, что с ним происходит в последние годы. Всё ушло в сериалы. Всё киноискусство. А обычное кино превратилось в карусели и аттракционы с суперменами. Не очень понятно, какой это будет жанр дальше. Естественный процесс. Не уверен, что обычное полнометражное кино сейчас вообще имеет смысл делать. Не говоря уже о кино с участием двухмерного персонажа. Видел несколько попыток делать полный метр из двухмерной картинки. Выглядело это так несовременно рядом со мной (смеётся)!
— Масяне в 2021 году — 20 лет. Помните первый мульт «Автолюбитель»? Классный же путь пройдён за 20 лет? Таксисты точно теперь иначе возят!
— (Смеётся) Ну да. По развитию сериала можно заметить многое. Целая история отражается. Никогда не подозревал, что так долго буду этот мульт рисовать! Но мне до сих пор нравится это делать. И я делаю это с большим-пребольшим удовольствием. Наверное, потому что мне удалось оказаться отрезанным. С одной стороны, это очень хорошо. А с другой — плохо. Далеко от Петербурга. Но в творчестве могу совершенно свободно выражаться, как мне нравится.
— Многие независимые творцы играются с patreon. Реально работающая штука?
— Это вообще гениальная историческая вещь! Очень мощная веха в истории искусства вообще, и киноискусства в частности. Любое визуальное искусство всегда очень зависело от спонсора, продюсера, человека, дающего деньги. Я начинал с обычных спонсоров. Потом с рекламодателей. Потом опять со спонсоров. Но всё равно каждый раз это был определённый груз, определённое влияние. Даже если человек не хотел влиять, всё равно ты не хотел его расстраивать, что называется. Тем более если хорошие отношения. Это мощнейшее влияние! А тут произведение продюсируется самим зрителем. Обалденно революционная вещь! Не понимаю, почему об этом никто не трезвонит, а patreon остаётся до сих пор одним таким проектом! Ведь очень опасно, когда кто-то монополизирует хоть что-то (смеётся)! Вы смотрите картины, вы ходите в музеи, вы слушаете музыку, вы смотрите кино, сериалы, вы в то же время сами формулируете, что хотите видеть. Что хотите, то и производится. Гениально же на самом деле! Не какой-то дядя лысый в Голливуде девочек перепродаёт, в то же время продюсирует. Видели мы все эти истории. Гады они все, короче! Нормальные люди вкладываются в то, что хотят видеть. Краудфандинг, который изначально начался с продюсирования научных проектов, потом перекинулся на предметы искусства…
На этом месте связь прервалась в третий раз, и весьма надолго.
…Удивительная какая история со связью у нас сегодня! Никогда такого не было. Пишу сообщения, отправляю, а они исчезают! Вроде как отправил, жму рефреш, и ничего нет!
— Так вы просто попались! Разоблачили и замедлили!
— Заговор! Страшный заговор фиксиков! Фиксики, которые не улыбаются, не дремлют. Забыл уже, о чём говорил!
— О революционности продюсирования художников напрямую зрителями. Опасная же тема, если смотреть, что лучше всего читается. Треш, угар и содомия. Или за трешак люди платить добровольно не будут?
— Трешак — это халява. Все привыкли. За трешак платить не будут. Само собой понятно, что в таком случае общество и на этом уровне расслоилось бы на круги интересов. Могло бы быть то же самое примерно, что сейчас с моим проектом происходит. Он нашёл свой слой, свою аудиторию. И мне комфортно, и зрителям. И это один из столпов построения своего цифрового мира. Когда ты осознанно не получаешь бардачную информацию фиг знает откуда. А криминальные кошмары — это вот сюда. Та самая цифровая гигиена. То же самое касается потребления искусства. Естественно, хочется посмотреть Тарковского! Но иногда и сиськи не помешают. Но я за сиськи платить не стану. А вот за Тарковского стану. Логично и всё нормально, по-моему… Вообще это удобная тема. Я же регулярно получаю зарплату от своих продюсеров. Команда патронов платит. Кто доллар, кто больше. Я с ними совещаюсь. Не то чтобы они мной командовали. Я им так и говорю: «Ребята, извините, но в этот раз я вас не послушаюсь». Отношения вполне дружеские. Никто никого не держит. Не нравится — ушёл. Был тут как раз скандальчик из-за какой-то девицы, которая заявила: «Не делаю политических мультов вообще! Ты должен следить! Ты должен смотреть за собой! Заниматься самоцензурой, чтобы не вляпаться в говно!» (Смеётся). Девчушка тоже, судя по всему, была на зарплате, но неважно. С самого начала регулярно платила. Два года не высказывалась, сидела тихо и спокойно. Потом ни с того ни с сего выступила! Не знаю уж, какая кухня там. Может, отчёт потребовали. А может быть, это уже у меня паранойя? Ведь где граница между паранойей и всеми секретными делами, сказать сложно. Тем более с такими чудесами со связью сегодня. Иногда ведь не поймёшь до конца, бот или не бот. Живой человек или козёл (смеётся).
— Или это уже бот козла?
— Определённая анонимность иногда играет и против нас.
— Сколько раз в неделю можно питаться кебабом, если жить на одну зарплату, то есть на донаты?
— Ну, это всё конечно на обычную нормальную зарплату не тянет. Мне приходится подрабатывать. Я делаю ещё один сериал. Но, слава богу, рекламой сейчас заниматься не приходится, хотя я это тоже делаю хорошо. И я никогда так много мультфильмов такого качества проработки не делал с тех пор, как у меня появился patreon. Это факт. Делаю всё свободно. Если мне нужно было с кем порассуждать, шёл и рассуждал. Но это никоим образом не напоминает продюсирование классическое, когда приходит продюсер и заявляет: «Ух! Я снимаю на фиг финансирование, потому что мне не нравится! И к тому же мне кажется (гнусавит) и так далее» (смеётся). Сегодня никто не указывает совсем. Это очень приятно для художника. И тем не менее есть возможность диалога с сочувствующими, если хочется. Пока идеальная модель. Но эволюция всегда в процессе.
— Flash-анимация мертва?
— Да. Был короткий период, которым можно определить этот жанр. Десять лет — это коротко? Для конкретного человека — период. Для прогресса — коротко. Но эта анимация действительно умерла (в феврале 2021 года Microsoft начала рассылку патча для Windows 10, который навсегда удаляет из системы «устаревший», но все еще востребованный Flash-плеер компании Adobe. — Прим. ред.)…
На этом месте связь тоже «умерла», в четвёртый раз.
…Кто-то явно «замедляет twitter»! Я уже и в студию перешёл. Тут у меня канал отличный. Но я помню, где мы отвалились! Flash-анимация паразитировала на узком канале. Пока канал был узкий, возник, прежде всего, технологический жанр искусства, который с исчезновением проблемы ширины пропускного канала отпал сам собой.
— Я это к тому, что вообще всё переехало в YouTube. И он пока жив. Но земляк Сергей Боярский не дремлет. Вот нарушит видеохостинг ваши права россиянина, могут рубануть. Закон уже три месяца как подписан. А ещё за запрещённый контент начали «замедлять». Сможете делать «ме-е-е-е-е-дленную Масяню» для «ме-е-е-дленного YouTube» по типу замедленного Хрюнделя, который на дискотеке не того объелся, а потом был приговорён к балету и керамике?
— (Смеётся) Наоборот! Мне придётся делать ещё более ускоренную, чтобы при медленном канале скорость мультика была нормальной! Остаётся узнать у депутатов, на сколько именно они собираются замедлять Интернет, чтобы я настолько же убыстрился. Но пока замедлились так, что сломались сайты самой власти. Нормальный такой идиотизм. Но ведь если затеваешь идиотизм, и результат может быть идиотским (смеётся). Но не признаются. А почему? Да потому что, как я и говорил, не сдают тест на IQ.
— И тут вспоминается другой ваш питомец. Инопланетянин заяц Бо. Он многое сделал для перевоспитания землян. Он сейчас на всё происходящее с орбиты смотрит или улетел и не вернётся?
— Где Бо, сейчас загадка и для меня самого. Где он сейчас находится? Мне не докладывают… А жаль. Для меня тоже он был любимый персонаж. Мне очень нравилось. Всё с ним было прекрасно, и умер он, вернее, улетел исключительно по своим причинам. Вернётся ли? Загадка. Я бы хотел. Вообще в жизни важен эффект неожиданности и спонтанности. И тут я бы полагался на сознание самого персонажа. Захочет — вернётся. Но захочет ли Бо вообще сюда вернуться?
На этом месте связь прервалась в пятый раз.
… а может, это Бо нас и отрубает? Хотя с ним было больше свободы, потому что в этом сериале вообще не было даже логических границ (смеётся). Свободы было больше. И мне поэтому нравилось. Но, увы, художнику границы нужны. Свои собственные, чтобы видеть, где получается хорошо, а где не очень. Я поэтому и не занимаюсь пайкой плат или майнингом биткойнов, потому что не моё. Мне легко, приятно и просто делать Маську. С Бо надо было напрягаться больше. Много энергии требует полная свобода (смеётся). Но не удивлюсь, если Бо ещё вернётся. Хотя не очень понятна ситуация с правами. Этот мульт был оформлен на студию, где я работал со своими художниками. А студии давно нет, поэтому и права на Бо в космосе, где сам Бо.
— В любом случае сигнал в космос отправлен: «Бо, вернись!» Дети помогают с сюжетами?
— Ещё как! Помогают, естественно. Они же выросли в этом бардаке! Участвуют в создании мультфильмов с самого рождения. Они и влияют на мультфильмы, пожалуй, больше, чем кто бы то ни было. Был момент решения, когда у Масяни появилась семья и дети. Неординарное решение. Зрители не хотели этого. Будь у меня уже тогда patreon, думаю, что меня мои персональные продюсеры бы не поддержали. Но сработало! Дало вторую жизнь! И дальше герои взрослеют вместе с моим поколением. Проживают все те безобразия, которые переживают нормальные люди. И я бы сказал, что это отчасти революционно для мультфильма. Обычно ведь такого нет. В мультах ведь люди не взрослеют вообще. Уж не знаю, по каким причинам. Загадка. И это ненормально. Мои стареют, обзаводятся детьми. Посмотрим, к чему это приведёт. Наверное, к тому же, к чему и у людей (смеётся).
— Год назад вы нарисовали мультик для марафона «Фонтанки» в поддержку медиков. Как раз тогда родился стихийный мемориал с портретами погибших медиков на Малой Морской, напротив комздрава. Потом его убрали. Потом открыли памятник погибшим медикам напротив Первого меда. Сначала тихонько губернатор приехал, а потом народ пришёл и открыл памятник сам для себя. У вас политики в Израиле так же себя ведут?
— Естественно, разница есть. Не могу сказать, что они все штампованные и производятся на китайской фабрике. Вряд ли кто-то станет со мной спорить, что есть разница между бургомистром маленького голландского города и Собяниным, например. И разница эта достаточно существенна. Естественно, есть разное отношение к политике в разных обществах. Но у нас общество, как социально ответственная структура, ещё не сформировалось. Вот формируется. И это хорошо. Увы, в основном общество наше предпочитает оставаться в совдепии. И управляет обществом совдеп. В этом же году уже 30 лет отмене этой красоты. Никогда бы не мог подумать, что это всё продлится так долго… Хотя такие переходы не могут быть быстрыми. Никто не становится разумным ни с того ни с сего. Это нужно воспитывать, нужно работать, чтобы эволюционировать. Но можно верить, что совдеп уйдёт сам по себе чисто физически. И тут дело уже совсем не в политиках, а в некоем общественном менталитете. Он ведь до сих пор очень реакционен и империалистичен. Но в целом народ хочет жить по-человечески. Вот пошли и сами открыли памятник. И хорошо. Никто не хочет вечно биться головой об стену и купаться в говне.
На этом месте связь прервалась в шестой раз.
— Торжественно обещаю товарищу майору, что скоро закончим!
— Первый раз такое. И смена мессенджеров не помогает. Это явно провайдер или на узле. Видимо, прямо сейчас тестируют замедлители. Крутят болты ключом!
— Остаётся только беречь своё здоровье, чтобы сил и терпения хватало на элементарное общение. Сами привились?
— Да. Вся семья привита. Здесь в Израиле это проходит бодро и массово. И вот уже карантины отменяются. Мы на первом месте. Или они? Или мы (смеётся)? Рестораны открыли, всё хорошо. Только самолёты не летают. Дети в школах. Всё ок. Ждём, когда остальные подтянутся. В России всё иначе, насколько я знаю. Народ не хочет прививаться. Но тут тоже ничего удивительного. Расстраивает тут только то, что фиг знает, когда я в Питер попаду… Но я успел перед самой пандемией!
— А год назад Олег Куваев предсказал, что после годового карантина и жизни в изоляции никто в «наружу» рваться не будет. Год в изоляции — больше удалось сделать или меньше?
— Я, как здравомыслящий человек, смею на это надеяться, использовал год в свою пользу. Вот обзавёлся студией. Аппаратуру купил. Кучу мультов выпустил. Детей воспитывал постоянно (смеётся). Очень доволен, что такая школа у меня случилась. Вообще, могло быть хуже. Много хороших людей пронесло мимо этой чумы. Надеюсь, что и другим людям удалось в это грустное время позаниматься собой. Есть очень полезная поговорка про лимон. Я бы рекомендовал ей пользоваться всё время. Если жизнь даёт тебе лимон, делай лимонад! Хороший вариант, даже если тебе замедляют Интернет! Так больше людей освоят софт, который помогает и это преодолевать!
Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру»