Комитет по градостроительству и архитектуре подвел итоги конкурса «Ресурс периферии». Архитекторы должны были подумать, как оживить петербургские спальные районы. Границы фантазии — район Ржевка-Пороховые.
В КГА подчеркивают, что за последние 40 лет район стал обжитым, но вместе с тем требования к качеству жилой среды за это время изменились. Авторы проектов, занявшие три призовых места, сходятся на том, что дворы микрорайонов нужно спасать от стихийных парковок, преимущество отдавать пешеходам, а пространство по максимуму озеленять. Но насколько идеи реализуемы, пока вопрос.
Дворы для людей
Все команды задумались о том, как сделать микрорайоны приятными для отдыха и прогулок. Дмитрий Мухин, Елена Блинова, Антон Тендитный и Полина Шевчук детально проработали единый экскурсионный маршрут, который мог бы связать в единое целое все микрорайоны. Анализируя схему внутридворовых проездов, они нашли траекторию, которая образует кольцо. Зеленая тропа для пешеходов и велосипедистов выводит к Ржевскому лесопарку, Малиновке и набережной Охты, визуально отделяется фонарями определенного типа и декоративными растениями. В шести местах, где кольцо пересекается магистралями, запланированы надземные переходы.
Архитекторы Евгений Новосадюк, Евгений Зайцев и Анна Кузнецова предлагают отделить в микрорайонах частное пространство от общественного. У дворов, заключенных между соседними домами, таким образом появляются границы: малые архитектурные формы, велопарковки, искусственные холмики и озеленение. Эти частные островки соединяются беговыми и велодорожками. Первые образуют в районе круговой маршрут, ведущий к набережной Охты, вторые выводят на путь к станции метро «Ладожская». На проспекте Энтузиастов архитекторы хотят устроить бульвар, который свяжет дома с набережной Охты и парком Малиновка на западе, и Ржевским лесопарком — на востоке.
Общественная часть микрорайонов в их проекте серьезно перерабатывается. Со стороны главных улиц в кварталах хотят видеть торговые павильоны, магазины, оранжереи или сады, велопарковки и станции зарядки самокатов, выставочные павильоны, кафе, общественные центры и библиотеки, детские и спортивные площадки, а также коворкинги. Если по минимуму снести непривлекательные и малофункциональные постройки, например, гаражи, возведенные еще в нулевые, супермаркеты и торговые центры, то освободившиеся участки можно задействовать под парки, общественные пространства или паркинги.
Имидж и зелень
Некоторые архитекторы сходятся во мнении, что жителям спальных районов нужна самоидентификация. Так, Елена Богомаз, Максим Цыбин, Антон Панченко, Маргарита Нагибина и Елизавета Щербакова разделили Ржевку-Пороховые на пять исторических зон и выбрали для каждой уникальные растения и элементы благоустройства. Жерновке соответствуют злаки, гравий и украшения в виде деревянных мельниц; Малиновке — цветущие садовые деревья, бетонная плитка и брусчатка. Пороховые предлагается украсить трубами, тоннелями и газгольдерами, Ржевку — лиственными и хвойными деревьями, лежаками. Для Заневки, примыкающей к железной дороге, выбрали архитектурные формы в виде вагонов и поездов. У Дмитрия Мухина, Елены Блиновой, Антона Тендитного и Полины Шевчук подход похожий. Поскольку рядом с районом находится Музей стрит-арта, для каждого микрорайона предлагается выбрать определенную цветовую гамму, которой распишут брандмауэрные стены, трансформаторные подстанции и другие сооружения.
Команда Антона Тендитного хотела бы по периметру районов и на главных внутриквартальных проездах высадить деревья для шумозащиты, на набережной Охты видеть дождевой сад, а в реке — плавучие острова с водными растениями, которые будут фильтровать воду и привлекать рыб, земноводных и птиц. Группа Елены Богомаз нашла, как разместить в этом месте рынок выходного дня или фудкорт, площадь с качелями и амфитеатром, детские площадки, причалы, открытый водоем и скейт-парк. У воды предлагается сделать многоярусный водный дендрарий с деревянными помостами. Занявшая первое место группа Евгения Новосадюка, Евгения Зайцева и Анны Кузнецовой считает, что на верхних этажах «панелек» можно было бы разместить террасы и веранды, на крышах — общественные огороды, оранжереи, зоны для отдыха и занятий спортом. А снизу, со стороны дворов, выделить примыкающие к домам частные земельные участки под палисадники и огороды.
Пешеходы вместо машин
«Машины — это данность, от которой никуда не деться. Проблема в том, что нет какого-то ясного механизма: как поступить, чтобы решение было интересно и водителям, и пешеходам. Мы в какой-то степени проявили радикализм», — говорит архитектор Евгений Новосадюк. Вместе с Евгением Зайцевым и Анной Кузнецовой они разработали план, по которому четырех- и шестиполосные внутриквартальные проезды района сужаются, а основное движение выносится на границу — на Ириновский проспект, улицы Коммуны, Передовиков и Хасанскую. Транспорт по максимуму вытесняется в их проекте и из дворов: блокируются сквозные проезды, место остается только для пожарных и скорых, стихийные парковки тоже практически перестают существовать — занявшая первое место в конкурсе команда нашла, где обустроить в микрорайонах современные паркинги.
Идея пешеходных дворов близка и команде «Товарищей архитекторов»: Дмитрию Мухину, Елене Блиновой, Антону Тендитному и Полине Шевчук, которые заняли второе место. Автомобильное движение внутри микрорайонов они предлагают спланировать таким образом, чтобы оно стало криволинейным. Будет, во-первых, безопасно для пешеходов, а во-вторых, неудобно для водителей. Бесплатные парковки между домами переносятся в паркинги-холмы.
«Пороховые — это город в городе, район отделяет промзона, гаражные кооперативы, нелегальные парковки. Создавая холмы, мы превращаем все это в красивую буферную зону. Такая парковка представляет собой пространство, которое перекрыто плитой с гидроизоляцией, покрытое сверху землей, и стоит это все на железобетонных колоннах, — поясняет Антон Тендитный. — На самом деле стыдно, что у города нет четкой политики по отношению к машиноместам. Понятно, что раньше в Советском Союзе было меньше машин и этот вопрос не являлся актуальной проблемой в градостроительстве, но европейские государства активно занимаются этой темой».
«Двор без машин, безопасное пространство — это обязательное условие для комфортной жизни современного человека», — соглашается Елена Богомаз. Вместе с архитекторами из команды TSAN: Максимом Цыбиным, Антоном Панченко, Маргаритой Нагибиной и Елизаветой Щербаковой, она заняла 3-е место в конкурсе. Их команда разработала пешеходный маршрут, соединяющий микрорайоны Ржевки-Пороховых — он освобождается от автомобилей, и таким образом во дворах остаются только проезды для пожарных машин и скорых, а также подъезды к парадным. «В спальных районах нужно, конечно, это все мощно аргументировать. Нужно работать с администрацией, населением и объяснять: вот, мы убрали проезды, но зато сделали классные общественные пространства, — отмечает Елена Богомаз. — К тому же я думаю, это все дорогостоящая история и не совсем понимаю, как все это планируют делать. Сейчас можно сделать многомиллионное благоустройство, но ведь через какое-то время в негодность придут дома. То есть нужно предусматривать многоэтапный процесс: либо это будет реконструкция, либо снос с последующим новым строительством».
Как сообщили в администрации Красногвардейского района, чиновники намерены проанализировать материалы победителей и выбрать из них те аспекты, которые можно реализовать на практике. Сроков реализации пока не называют, хотя обещают, что труд архитекторов не пропадет зря.
Елизавета Ивантей, «Фонтанка.ру»