Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Дворы без машин и террасы на крышах «панелек». Архитекторы показали Смольному, как спасать город от спальных гетто (фото)

Дворы без машин и террасы на крышах «панелек». Архитекторы показали Смольному, как спасать город от спальных гетто (фото)

18 573

Комитет по градостроительству и архитектуре подвел итоги конкурса «Ресурс периферии». Архитекторы должны были подумать, как оживить петербургские спальные районы. Границы фантазии — район Ржевка-Пороховые.

В КГА подчеркивают, что за последние 40 лет район стал обжитым, но вместе с тем требования к качеству жилой среды за это время изменились. Авторы проектов, занявшие три призовых места, сходятся на том, что дворы микрорайонов нужно спасать от стихийных парковок, преимущество отдавать пешеходам, а пространство по максимуму озеленять. Но насколько идеи реализуемы, пока вопрос.

Дворы для людей

Все команды задумались о том, как сделать микрорайоны приятными для отдыха и прогулок. Дмитрий Мухин, Елена Блинова, Антон Тендитный и Полина Шевчук детально проработали единый экскурсионный маршрут, который мог бы связать в единое целое все микрорайоны. Анализируя схему внутридворовых проездов, они нашли траекторию, которая образует кольцо. Зеленая тропа для пешеходов и велосипедистов выводит к Ржевскому лесопарку, Малиновке и набережной Охты, визуально отделяется фонарями определенного типа и декоративными растениями. В шести местах, где кольцо пересекается магистралями, запланированы надземные переходы.

1 из 2

Архитекторы Евгений Новосадюк, Евгений Зайцев и Анна Кузнецова предлагают отделить в микрорайонах частное пространство от общественного. У дворов, заключенных между соседними домами, таким образом появляются границы: малые архитектурные формы, велопарковки, искусственные холмики и озеленение. Эти частные островки соединяются беговыми и велодорожками. Первые образуют в районе круговой маршрут, ведущий к набережной Охты, вторые выводят на путь к станции метро «Ладожская». На проспекте Энтузиастов архитекторы хотят устроить бульвар, который свяжет дома с набережной Охты и парком Малиновка на западе, и Ржевским лесопарком — на востоке.

Общественная часть микрорайонов в их проекте серьезно перерабатывается. Со стороны главных улиц в кварталах хотят видеть торговые павильоны, магазины, оранжереи или сады, велопарковки и станции зарядки самокатов, выставочные павильоны, кафе, общественные центры и библиотеки, детские и спортивные площадки, а также коворкинги. Если по минимуму снести непривлекательные и малофункциональные постройки, например, гаражи, возведенные еще в нулевые, супермаркеты и торговые центры, то освободившиеся участки можно задействовать под парки, общественные пространства или паркинги.

1 из 5

Имидж и зелень

Некоторые архитекторы сходятся во мнении, что жителям спальных районов нужна самоидентификация. Так, Елена Богомаз, Максим Цыбин, Антон Панченко, Маргарита Нагибина и Елизавета Щербакова разделили Ржевку-Пороховые на пять исторических зон и выбрали для каждой уникальные растения и элементы благоустройства. Жерновке соответствуют злаки, гравий и украшения в виде деревянных мельниц; Малиновке — цветущие садовые деревья, бетонная плитка и брусчатка. Пороховые предлагается украсить трубами, тоннелями и газгольдерами, Ржевку — лиственными и хвойными деревьями, лежаками. Для Заневки, примыкающей к железной дороге, выбрали архитектурные формы в виде вагонов и поездов. У Дмитрия Мухина, Елены Блиновой, Антона Тендитного и Полины Шевчук подход похожий. Поскольку рядом с районом находится Музей стрит-арта, для каждого микрорайона предлагается выбрать определенную цветовую гамму, которой распишут брандмауэрные стены, трансформаторные подстанции и другие сооружения.

1 из 5

Команда Антона Тендитного хотела бы по периметру районов и на главных внутриквартальных проездах высадить деревья для шумозащиты, на набережной Охты видеть дождевой сад, а в реке — плавучие острова с водными растениями, которые будут фильтровать воду и привлекать рыб, земноводных и птиц. Группа Елены Богомаз нашла, как разместить в этом месте рынок выходного дня или фудкорт, площадь с качелями и амфитеатром, детские площадки, причалы, открытый водоем и скейт-парк. У воды предлагается сделать многоярусный водный дендрарий с деревянными помостами. Занявшая первое место группа Евгения Новосадюка, Евгения Зайцева и Анны Кузнецовой считает, что на верхних этажах «панелек» можно было бы разместить террасы и веранды, на крышах — общественные огороды, оранжереи, зоны для отдыха и занятий спортом. А снизу, со стороны дворов, выделить примыкающие к домам частные земельные участки под палисадники и огороды.

1 из 5

Пешеходы вместо машин

«Машины — это данность, от которой никуда не деться. Проблема в том, что нет какого-то ясного механизма: как поступить, чтобы решение было интересно и водителям, и пешеходам. Мы в какой-то степени проявили радикализм», — говорит архитектор Евгений Новосадюк. Вместе с Евгением Зайцевым и Анной Кузнецовой они разработали план, по которому четырех- и шестиполосные внутриквартальные проезды района сужаются, а основное движение выносится на границу — на Ириновский проспект, улицы Коммуны, Передовиков и Хасанскую. Транспорт по максимуму вытесняется в их проекте и из дворов: блокируются сквозные проезды, место остается только для пожарных и скорых, стихийные парковки тоже практически перестают существовать — занявшая первое место в конкурсе команда нашла, где обустроить в микрорайонах современные паркинги.

Идея пешеходных дворов близка и команде «Товарищей архитекторов»: Дмитрию Мухину, Елене Блиновой, Антону Тендитному и Полине Шевчук, которые заняли второе место. Автомобильное движение внутри микрорайонов они предлагают спланировать таким образом, чтобы оно стало криволинейным. Будет, во-первых, безопасно для пешеходов, а во-вторых, неудобно для водителей. Бесплатные парковки между домами переносятся в паркинги-холмы.

«Пороховые — это город в городе, район отделяет промзона, гаражные кооперативы, нелегальные парковки. Создавая холмы, мы превращаем все это в красивую буферную зону. Такая парковка представляет собой пространство, которое перекрыто плитой с гидроизоляцией, покрытое сверху землей, и стоит это все на железобетонных колоннах, — поясняет Антон Тендитный. — На самом деле стыдно, что у города нет четкой политики по отношению к машиноместам. Понятно, что раньше в Советском Союзе было меньше машин и этот вопрос не являлся актуальной проблемой в градостроительстве, но европейские государства активно занимаются этой темой».

«Двор без машин, безопасное пространство — это обязательное условие для комфортной жизни современного человека», — соглашается Елена Богомаз. Вместе с архитекторами из команды TSAN: Максимом Цыбиным, Антоном Панченко, Маргаритой Нагибиной и Елизаветой Щербаковой, она заняла 3-е место в конкурсе. Их команда разработала пешеходный маршрут, соединяющий микрорайоны Ржевки-Пороховых — он освобождается от автомобилей, и таким образом во дворах остаются только проезды для пожарных машин и скорых, а также подъезды к парадным. «В спальных районах нужно, конечно, это все мощно аргументировать. Нужно работать с администрацией, населением и объяснять: вот, мы убрали проезды, но зато сделали классные общественные пространства, — отмечает Елена Богомаз. — К тому же я думаю, это все дорогостоящая история и не совсем понимаю, как все это планируют делать. Сейчас можно сделать многомиллионное благоустройство, но ведь через какое-то время в негодность придут дома. То есть нужно предусматривать многоэтапный процесс: либо это будет реконструкция, либо снос с последующим новым строительством».

Как сообщили в администрации Красногвардейского района, чиновники намерены проанализировать материалы победителей и выбрать из них те аспекты, которые можно реализовать на практике. Сроков реализации пока не называют, хотя обещают, что труд архитекторов не пропадет зря.

Елизавета Ивантей, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
38
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях