Рост цен на бензин может превысить инфляцию, а при худшем сценарии — составить 14 %, опасаются в Независимом топливном союзе. Не желая повторения событий 2018 года, НТС обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину. Организация предлагает срочные меры для стабилизации ситуации на топливном рынке и системный подход к решению накопившихся проблем.
В начале 2021 года сложилась беспрецедентная ситуация, отмечается в пресс-релизе НТС. С 1 декабря 2020 года по 17 марта 2021-го, по данным АО «СпбМТСБ», биржевые цены на АИ-92 и АИ-95 выросли более чем на 18,5 % и достигли соответственно 53 588 рублей за тонну и 55 315 рублей за тонну.
«Такой значительный рост, как и сами значения биржевых котировок в конце первой декады марта, наблюдаются впервые. Обычно в этот период биржевые цены на топливо падали, что позволяло закупать достаточные объёмы в преддверии «высокого весенне-летнего сезона» независимым АЗС, транспортным и сельскохозяйственным компаниям и, таким образом, обеспечивать относительно низкие темпы роста цен», — объясняют в Независимом топливном союзе.
Причин у такой аномалии несколько. Это усугубление налогового диспаритета между внутренним и внешним рынком: при поставке нефтепродуктов на экспорт налоговая нагрузка ниже, чем при поставке на внутренний рынок, а разница экспортных пошлин не стимулирует отечественные нефтяные компании сохранять необходимые объёмы переработки. Из-за этого растут индексы экспортной альтернативы (нетбэки). Повлияли, в том числе:
плановое повышение на 4 % акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 января 2021 года,
увеличение параметров формулы расчёта демпфирующих надбавок к возвратному акцизу с 1 января 2021 года,
рост цены на нефть марки Urals на 20 % на мировых рынках (67–68 долларов за баррель в середине марта),
снижение корректирующего коэффициента в формуле расчёта значений экспортных пошлин,
валютные интервенции Минфина, не позволяющие рублю укрепиться.
«На этом фоне заявляемые регуляторами меры похожи на «пляски с бубном», суть которых сводится к тому, чтобы убедить нефтяные компании увеличить объёмы поставок на внутренний рынок при минимальных преференциях для них», — считают в НТС. И предлагают перед сезоном высокого спроса принять несколько срочных мер:
снизить ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо пятого экологического класса, что снизит нетбэки и повысит привлекательность поставок на внутренний рынок;
отменить демпфер или скорректировать его значения с учётом отраслевых ожиданий;
увеличить нормативы обязательных объёмов реализации на АО «СПбМТСБ» до 25 % по бензинам и 15 % по дизельному топливу.
«Предлагаемые Союзом срочные меры позволят повернуть ценовую динамику на бирже и тем самым избежать топливного кризиса. Необходимо решать проблему фискального диспаритета, а не заниматься опасными экспериментами. В конечном счёте регуляторы всё равно будут вынуждены в авральном порядке реализовывать наши предложения, но в совершенно другой социально-политической ситуации. Топливному рынку сегодня требуются системный редизайн, о чём мы всегда говорили, говорим и будем говорить. Надеюсь, что голос разума будет услышан нашим правительством», — заявил президент Независимого топливного союза Павел Баженов.