Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город «Своя особая атмосфера». Смольный в марте начал подготовку к Новому году в надежде вернуть туристов

«Своя особая атмосфера». Смольный в марте начал подготовку к Новому году в надежде вернуть туристов

13 137
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив 

Едва встретив 2021 год, власти Петербурга думают, как его провожать. Среди идей, которые чиновники обсуждают с бизнесом, — возвращение гуляний на Дворцовую площадь, променад в стиле барселонской Рамбла и единый брендинг в стиле фильма «Серебряные коньки».

Как стало известно «Фонтанке», в марте в Смольном официально началась подготовка к Новому году. Рабочую группу возглавил политический вице-губернатор Александр Бельский. Как пояснил «Фонтанке» сам чиновник, столь ранний старт дало поручение губернатора Александра Беглова. «Задача собрать воедино все, что планируется в городе, и свести в единую концепцию празднования», — сообщил он. Поучаствовать в создании праздничной атмосферы уже позвали бизнес. «Приведете туристов — мы вложимся», — отозвались предприниматели.

Не исключено, что губернаторское поручение стало своего рода работой над ошибками. Новогодние гулянья в 2020 году в Петербурге, мягко говоря, не задались. Из-за роста заболеваемости коронавирусом власти закрыли рестораны, музеи и театры. «Мы очень любим туристов, но не в этом году», — заявил тогда вице-губернатор Евгений Елин. Главная рождественская ярмарка прошла в сильно усеченном формате. Туристы намек поняли и не поехали: туры аннулировали 90% потенциальных путешественников. В итоге рестораторы, гостиницы и туроператоры недосчитались значительной доли выручки и заговорили о серьезных имиджевых потерях для города.

В этом году перед чиновниками поставили задачу поработать в команде: если раньше каждый занимался своим делом в рамках полномочий, то теперь было решено совместными усилиями сделать хорошо всем — и горожанам, и туристам, и бизнесу. Для этого, во-первых, не надо распылять ресурсы, когда «везде по кривой елочке стоит и ничего не происходит», говорит собеседник «Фонтанки», близкий к Смольному. Во-вторых, сильнее вовлечь предпринимателей в подготовку к празднику.

Пока состоялась установочная встреча, на которую были приглашены представители комитета по печати (отвечает за праздничное оформление города), комитета по градостроительству и архитектуре (согласовывает внешний вид украшений), комитета по культуре (отвечает за праздничные концерты), комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (отвечает за рождественскую ярмарку), комитета по развитию туризма. Последний и будет готовить финальную сборку концепции.

Опрошенные «Фонтанкой» участники рабочей группы смогли с ходу набросать несколько идей. Во-первых, праздник должен стать ближе к людям. Раньше чиновники вешали гирлянды на главных магистралях и площадях, думая главным образом об архитектурном облике. А вот ярмарки и фестивали «жили своей жизнью», рассказал «Фонтанке» глава комитета по печати Владимир Рябовол. Сейчас власти хотят сделать акцент на туристических маршрутах, местах проведения праздничных культурных программ, ярмарок и новогодних базаров, где люди «проводят максимальное время в дни новогодних каникул», пояснил чиновник.

Список мест для гуляний тоже может расшириться. На последнем экспертном совете по общественному питанию прозвучала идея связать Дворцовую площадь променадом с Новой Голландией с «точками притяжения» на Исаакиевской площади и площади Труда, также создать зоны с «новогодней атмосферой» на набережной Фонтанки. По словам совладельца сети «Теремок» Виталия Свидовского, речь шла о мини-филиалах рождественской ярмарки, то есть о сочетании украшений, выступлений и мест, где можно перекусить.

Бизнесу даже намекнули на возможное возвращение праздничных гуляний на Дворцовую площадь. Ранее Смольный уже предпринимал попытки организовать там главную городскую ярмарку, но столкнулся с возражениями руководства Эрмитажа. https://www.fontanka.ru/2019/06/03/070/ Впрочем, в этом году, когда пост вице-губернатора по культуре занимает Борис Пиотровский, шансов чуть больше, чем обычно, считают собеседники «Фонтанки». Сам Борис Пиотровский сообщил, что пока не осведомлен о планах использования Дворцовой площади. «У города существует действующий эффективный механизм согласования с Эрмитажем в случае появления такой необходимости», — сказал он. Александр Бельский на вопрос о Дворцовой площади ответил, что «обсуждается всё».

Главную ярмарку планируется оставить на Манежной площади, сообщил замглавы комитета по промышленной политике Александр Ситов. За счет каруселей и горок она будет масштабнее, чем в этом году, пообещал он. Небольшие «точки притяжения» будут организованы и в других местах, например на Конногвардейском бульваре. Но это не обязательно будут ярмарки, добавил он.

Третье новшество — единый брендбук для уличных украшений, ярмарок и даже культурной программы. «Стиль «Снежной королевы» или «Северного сияния» — один: холодный, линейный и угловатый. Хохломской, ярмарочный — совсем другой. Важно избежать ситуации, когда проспект оформлен в одном стиле, а площадь, в которую он упирается, — в другом», — пояснил Владимир Рябовол.

Комитет по развитию туризма смотрит еще более глобально. На рабочей группе глава ведомства Сергей Корнеев предложил положить в основу концепции стилистику фильма «Серебряные коньки» (действие происходит в Петербурге в 1899 году). «Было несколько разных идей, эта в том числе», — подтвердил он «Фонтанке», подчеркнув, что окончательного решения пока нет. По словам главы комитета, главный туристский продукт Северной столицы — это «особая атмосфера», которая заключается в том числе в мероприятиях. «Чем более интересно они будут организованы, тем больше гостей мы получим», — сказал глава комитета. Впрочем, турпоток будет зависеть не только от усилия властей, но и от того, откроют ли к тому времени границы, отметил он.

Подсчет, во сколько обойдется бюджету новая концепция, пока не делался. Для сравнения: в 2020 году на новогодние украшения потратили 230 млн рублей, при том что значительная часть использовалась повторно. Живая ель на Дворцовой обошлась в 13 млн рублей. Не исключено, что реализовывать идею единообразия придется поэтапно в течение нескольких лет. «Важно определиться, что сможем себе позволить в условиях ограниченного финансирования», — сказал Владимир Рябовол.

Но чиновники возлагают надежды на бизнес. Как пояснил Александр Ситов, это может быть и спонсорская поддержка (такой подход применялся в организации главной рождественской ярмарки), и украшение витрин в единой стилистике, предложенной городом. Если «новогодний бренд» Петербурга удастся сделать узнаваемым для жителей и туристов, бизнес еще и сможет заработать на сувенирах. В пример он привел немецкий Бонн. «Там это целая индустрия», — подчеркнул он.

Предприниматели, которым Смольный рассказал о своих новогодних планах, назвали столь раннюю подготовку неожиданной, но восприняли идею единой концепции с энтузиазмом. «Прежний подход к оформлению устарел: город украшается, но остается безжизненным. Это как если вы поставили дома елку, но праздника нет, пока не пришли люди и Дед Мороз со Снегурочкой», — говорит Виталий Свидовский. Особенно интересной предпринимателю показалась идея пешеходных зон с праздничным оформлением и общественным питанием. «Мы взяли время подумать», — сказал он.

«Делать [новогоднее оформление] так, как делалось в предыдущие годы, стыдно для Петербурга», — соглашается глава объединения «Рестоград» Александр Ружинский. По его словам, он еще несколько лет назад предлагал устроить променад от Дворцовой площади до Новой Голландии, который мог бы стать для Петербурга аналогом барселонской пешеходной улицы Рамбла. «То ли предложение услышали, то ли идея витает в воздухе», — отмечает он. Правда, чтобы организовать там торговлю, вероятно, придется менять законодательство. «Классическая ярмарка с домиками и огороженной территорией — это прошлый век», — говорит он. Возможный вариант — это фуд-траки, которые также можно оформить в предложенной властями стилистике. По мнению Александра Ружинского, бизнес охотно будет инвестировать в такие проекты. «Если в городе будет турист, то любой разумный бизнес, которому дадут возможность поставить точку на трафике, уговаривать не придется — каждый вложится в оформление мест продаж. Задача города — сформировать полотно, на котором бизнес сможет нарисовать картину», — говорит Александр Ружинский.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях