«Фонтанка» одной из первых прогулялась по новейшему цифровому кампусу, который похож на офисы Google и «Яндекс» одновременно, только в исторических интерьерах центра Петербурга.
«Здесь печатают на 3D-принтерах и обучают роботов. А тут у нас место для индивидуальной работы в тишине и зона отдыха для тех, кто вышел на работу сразу после тяжелого ночного перелета из командировки», — экскурсия по кампусу «Газпром нефти» в Новой Голландии сперва кажется прогулкой по кинематографичному коворкингу стартаперов. Но здесь действительно работают три сотни человек, которые обучают нейросети, проектируют и программируют беспилотники, разрабатывают промышленные гаджеты и датчики.
Этот центр цифровой трансформации «Газпром нефти» получил оригинальное название «Цифергауз». Он занимает четыре с половиной этажа «Дома 12» на Новой Голландии — там же работает кулинарное заведение Матильды Шнуровой. За полтора века своей истории здание успело побывать и складом корабельного леса, и текстильной фабрикой. А до наших времен дошло в плачевном состоянии. Тщательное восстановление кирпичной кладки и фасадов заняло три года. Затем «Газпром нефть» с помощью переработанного вспененного алюминия, 55 тонн металлических поверхностей и 100 тонн экологичного стекла оживила пространство внутри. Сколько это стоило — никто никогда не признается. Но речь очевидно идет о суммах, сопоставимых с такими городскими проектами последнего десятилетия, как создание второй сцены Александринского театра на Фонтанке.
Длинные коридоры бывшего лесохранилища теперь заполнены стеклянными лабораториями и переговорками всех видов — от больших до малых.
На втором этаже ум и сердце комплекса — здесь собственный центр обработки данных, а также девять лабораторий, которые программируют роботов и беспилотники, печатают детали для ледоколов на 3D-принтерах, обучают нейросети искать нефть, изобретают системы и датчики телеметрии для удаленного управления промышленным оборудованием. На третьем этаже и выше сидят команды из разных подразделений бизнеса компании, которые работают над технологиями поиска и добычи углеводородов, проектами автоматизации заводов и логистики, а также управляют арктическим флотом.
В лаборатории, которая занимается 3D-печатью и робототехникой, гостей встречает модель робота-дезинфектора. А на экранах у разработчиков крутится вторая его модификация, уже для серийного производства.
«Первый робот был создан в прошлом году на пике всех антиковидных мероприятий, за два месяца. Большинство комплектующих напечатали на 3D-принтере. Его цель — облегчить и автоматизировать обеззараживание помещений. После рабочего дня он обрабатывает офисы ультрафиолетовым излучением. В ближайшее время мы выпустим промышленную версию и сертифицируем её, — рассказал начальник департамента технологий роботизации и трехмерной печати Александр Паршиков. — У робота динамическая навигация, автоматическое построение карты маршрутов, датчики определения людей поблизости, несколько режимов работы. В дальнейшем модификации этой модели смогут выполнять функционал курьеров и перевозить грузы по офисным пространствам — например, доставлять детали и материалы из одной лаборатории в другую».
Тут же лежат фрагменты оборудования, которые напечатали на 3D-принтерах. Технология экономит деньги и снижает время простоя. Компания уже установила первые партии таких деталей на собственном ледоколе «Андрей Вилькицкий», а также на бункеровщиках «Газпромнефть Зюйд», «Газпромнефть Норд», «Газпромнефть Норд-Вест».
«Это детали различных электродвигателей. Здесь рабочее колесо насоса, а это зубчатое колесо из блока управления котлом, установленного на танкере. Применение печати позволило сократить время ожидания новых запчастей и сокращение срока поставки — с недель и месяцев до считаных часов. Некоторые детали вообще не продаются отдельно, а производитель предлагает покупать оборудование целиком в сборе», — рассказал ведущий аналитик аддитивных технологий Алексей Ромашов.
Следующая секция — воздушные суда. Здесь команда занимается беспилотными летательными аппаратами. В огромном зале стоят большие и малые вертолеты, мультикоптеры и планеры.
«С помощью таких аппаратов мы первыми в России начали проводить магнитометрию месторождений нефти — так геологи получают первичную информацию о недрах. Еще с помощью дронов контролируется уже две трети всех трубопроводов компании. Есть и успешные проекты по доставке беспилотниками грузов весом до 150 кг», — обрисовал масштаб задач специалист Центра беспилотных технологий Андрей Калабин.
Следом идет лаборатория носимых гаджетов и систем безопасности. Здесь есть роботизированные экзоскелеты и другая полезная экипировка для инженеров и операторов буровых установок, которая помогает им в работе и следит за состоянием здоровья.
«Мы все уже привыкли, что сейчас смартфоны и часы следят, чтобы их владелец больше двигался и не забывал выпивать достаточно воды. Но промышленные технологии идут вперед и помогают справляться с экстремальными нагрузками. Мы тестируем и разрабатываем экипировку сотрудников, которая позволяет определять их местоположение, контролирует безопасность работы и состояние здоровья», — обозначил приоритеты руководитель Центра технологий носимых устройств Алексей Зленко.
Дальше — больше: сотрудник надевает экзоскелет и абсолютно спокойно поднимает 40-килограммовый груз. В будущем такие костюмы будут поставлять на заводы и нефтепромыслы.
«Цифергауз» — это новые высокотехнологичные рабочие места. Здесь же мы обеспечиваем практику и стажировки для студентов петербургских вузов. К примеру, наша команда работает вместе с учащимися совместной магистратуры «Газпром нефти» и ИТМО, где впервые в России начали готовить разработчиков и операторов беспилотного транспорта. Здесь студенты получают необходимые знания и навыки, опыт работы в проектах и с реальным оборудованием. Еще пару лет назад лично у меня во время обучения в университете такой возможности не было», — отмечает специалист Центра беспилотных технологий Полина Шиманчук.
«Созданы 363 рабочих места. Здесь 278 километров сетей телекоммуникаций и оптоволокна, 3500 квадратных метров стеклянных поверхностей — их хватило бы на отделку шестиэтажного дома. Обеспечили центр бесперебойным электроснабжением, сделали зональный климат. Биодинамическое освещение само подстраивается под обстановку на улице и позволяет экономить свет и сохранять высокую производительность труда в течение всего рабочего дня. Официально здание открыли в марте, но переезд продолжается, — рассказывает менеджер управляющей компании Роман Юдин. — Здание под охраной КГИОП, и его приведением в порядок занимались представители острова. Мы устанавливали только начинку нашего центра и сделали все за год».
Особенность исторического здания — отсутствие лифтов. В «Цифергаузе» построены две огромные лестницы — белая и черная, по ним можно подняться на любой из четырех с половиной этажей, последний из которых появился в процессе реконструкции. Каждый уникален морскими фресками известного художника Андрея Шелютто. В них зашифрованы буквы слова «Цифергауз». Ассоциации не всегда очевидные, и надо искать ответ через морфологические и исторические связи картинок с военно-морской тематикой.
Для массовых мероприятий есть два лектория на 240 человек с телескопическими трибунами и мобильными сценами-трансформерами. Практически в каждом отсеке кампуса стоит кофе-поинт, со спрятанной в стене кофемашиной, есть и отдельная зона для питания резидентов и гостей «Цифергауза».
Чтобы сотрудники не засиживались, работает миниатюрный спортзал с интерактивными тренировками, релакс-бордом и велотренажерами перед огромным экраном для трансляции виртуальных пейзажей. Снизить уровень стресса можно в специальном зале с шумоизоляцией и видами на Крюков и Адмиралтейский каналы.
В 2021 году в «Цифергаузе» также откроется общественное пространство, доступное для гостей Новой Голландии.
Илья Казаков, «Фонтанка.ру»
«Цифергауз» расположен в «Доме 12» — четвёртом по счёту здании, отреставрированном в проекте «Новая Голландия: культурная урбанизация». Этот корпус был построен в 1847–1849 годах по оригинальному проекту архитекторов Саввы Чевакинского и Жан-Батиста Валлен-Деламота. Он был спроектирован для хранения леса, привезенного на остров для нужд Адмиралтейских верфей. Позднее был использован как склад, а в конце XX века здесь работала текстильная фабрика. В 2010 году ООО «Новая Голландия Девелопмент» выиграло тендер на реставрацию и приспособление комплекса зданий острова Новая Голландия. Работы по «Дому 12» заняли три года (c 2017 по 2020 год). Для реставрации фасадов и кирпичной кладки была применена та же технология, что и для отреставрированных ранее зданий острова Новая Голландия — Кузни, Дома Коменданта и «Бутылки». В процессе работы над «Домом 12» было отреставрировано 20 000 кв. м кирпичных фасадов, внутренних стен и сводов, в работе использовано 400 000 исторических кирпичей, восстановлено 300 кв. м исторических гранитных и известняковых элементов, а также 4 500 кв. м кирпичных швов. Также были выполнены работы по восстановлению и реставрации сводов Монье общей площадью 6 000 кв. м. Декоративные архитектурные элементы фасадов «Дома 12», а также общие холлы и лестницы здания разработаны архитектурным бюро Ludi Architects. Над архитектурной подсветкой здания работала английская студия светового дизайна PJC Lights. Проект благоустройства территории острова был разработан компанией WEST 8.
Центр цифровой трансформации «Цифергауз» спроектирован архитектурной студией VOX Architects.