Оппозиционные муниципальные депутаты в центре Петербурга изготовили свою печать и выбрали нового руководителя в обход желания прежнего. Смене власти помешали полиция и Следственный комитет.
Следственный отдел УМВД по Центральному району Петербурга возбудил уголовное дело по факту изготовления поддельной печати для оформления подложных документов в муниципалитете «Смольнинское». Длящаяся уже почти два года война в муниципальном совете перестала быть местечковыми дрязгами. Следствие уверено, что оппозиционные депутаты подделали документы и в обход законодательства попытались внести изменения в ЕГРЮЛ. Ещё одну доследственную проверку по этому поводу ведёт Следственный комитет. Сами зачинщики считают: они всё сделали законно.
По итогам выборов 2019 года в самом центре Петербурга, в округе «Смольнинское», на территории которого расположено правительство города, партия власти потеряла большинство в совете. Мандаты получили 10 самовыдвиженцев (из них 8 — оппозиционеры, в том числе сторонники штаба Навального), семь яблочников (в их числе на тот момент глава регионального отделения Екатерина Кузнецова), один коммунист и два единоросса. Депутаты не единожды пытались договориться и выбрать главу муниципалитета, но приемлемая для большинства кандидатура так и не нашлась, из-за чего руководить советом остался прежний его председатель, Григорий Ранков. По иронии судьбы сам он выборы проиграл, но из-за разногласий в оппозиции сумел сохранить власть.
Депутаты несколько раз пытались инициировать новые выборы, но в итоге всё заканчивалось фиаско. В последний раз, в сентябре прошлого года, депутаты провели голосование и попытались сделать председателем главу петербургского отделения «Яблоко» Екатерину Кузнецову. За неё поставили галочку 11 депутатов, но в самом голосовании участвовало вместо необходимых 14 всего 12 избранников. Заседание сопровождалось криками и потасовкой среди зрителей, так что в какой-то момент даже приехала полиция. Расстроенные очередной неудачей оппозиционеры в сердцах сумели всё-таки провести одно решение: они лишили Ранкова постоянной зарплаты. Это и стало завязкой очередного конфликта: глава муниципалитета перестал регулярно созывать муниципальный совет.
Попытки продолжить работу заканчивались для муниципалов не всегда удачно: например, 20 января тринадцать депутатов «Смольнинского» провели вечер в отделении полиции, куда их забрали после намерения провести заседание в здании муниципалитета, официальная причина — нарушение «антиковидных» мер. До этого оппозиционеры заседали на крыльце муниципалитета. Последние несколько месяцев собрания проходили в офисе партии «Яблоко» на Шпалерной.
3 февраля на очередной такой встрече независимые депутаты выбрали и.о. главы Елену Мишкинис. В уставе муниципалитета такая должность предусмотрена, но в том случае, если депутаты провели выборы главы, а кандидат не смог набрать нужное количество голосов. В «Смольнинском» же эти выборы были признаны несостоявшимися из-за недостаточного числа участников. Поэтому оппозиционеры сами придумали процедуру избрания человека с такой должностью. «Мы назначили председательствующего нашего собрания, проголосовали за то, чтобы принять решение о том, как должно проходить избрание, и 11 депутатов проголосовали за то, чтобы я стала и.о. главы, решение подписал председательствующий», — рассказала «Фонтанке» Мишкинис.
По уставу решения совета муниципалитета должен подписывать его глава или его зам, или другое уполномоченное лицо. «Ранков не созывает заседания уже полгода, по регламенту инициировать собрания могут и сами депутаты, поэтому мы собираемся и проводим собрания. Все принятые решения мы отправляем в аппарат муниципального совета на подпись Ранкову, но он игнорирует их, а затем подаёт в суд на то, чтобы их аннулировать». По словам Мишкинис, оппозиционные депутаты пытались и сами подать в суд на Ранкова, но он пришёл на заседание и отозвал этот иск, так как, в соответствии с данными в ЕГРЮЛ, именно он является уполномоченным лицом муниципалитета. Поэтому теперь Мишкинис сама подписывает решения, за которые проголосовали депутаты.
Решение об избрании Мишкинис и.о. главы Ранков обжаловал в суде, который в свою очередь наложил обеспечительные меры в виде приостановки действия документа. Тогда 10 марта депутаты вновь провели собрание и вновь наградили Мишкинис должностью. Решение об её избрании было опубликовано на сайте «Новости Купчино» — возможность публиковать документы в газете «Смольнинского» оппозиционерам заблокировали, её просто перестали выпускать.
Избрав 10 марта Мишкинис новой главой муниципалитета, оппозиционные депутаты принесли это решение нотариусу, чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ. Документы у них приняли и перенаправили в налоговую для регистрации. По информации «Фонтанки», на данный момент эта процедура приостановлена, а в самой налоговой и у нотариуса прошли выемки документов после заявления в полицию от Ранкова.
Помимо попытки провести перерегистрацию муниципалитета независимые депутаты изготовили и новую печать. «Ранков не ходит на работу и отказывается заверять наши документы. Нас жители избрали для того, чтобы мы могли работать, мы этим и пытаемся заниматься, поэтому мы приняли решение изготовить новую печать и проголосовали за это. Это не моя самодеятельность, это решение депутатов», — уверяет считающая себя и.о. главы муниципалитета Мишкинис.
Иная точка зрения у Ранкова: «Печать так не изготавливается. Во-первых, печать муниципального совета всегда находится со мной и существует в единственном экземпляре. Во-вторых, я не подписывал документы об изготовлении дубликатов, по закону изготовление печати организации оплачивается со счета организации».
Вечером 23 марта Следственный отдел УМВД по Центральному району Петербурга возбудил уголовное дело по статье 327 УК РФ, часть 1 (подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков). Статья предполагает наказание до двух лет лишения свободы. По данным «Фонтанки», дело возбуждено в отношении неустановленного лица, которое изготовило печать с оттиском муниципального совета. Ещё одну проверку по поводу подачи документов на перерегистрацию ведёт Следственный комитет района. В ближайшее время, утверждают собеседники «Фонтанки», может быть возбуждено второе уголовное дело по статье 170.1. УК РФ (Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета).
По словам Мишкинис, к ней уже несколько раз приходили полицейские с просьбой дать пояснения в связи с заявлениями Ранкова. Причем вечером 22 марта сотрудники полиции были более настойчивы, нежели до этого. «Они звонили днём, я договорилась, что сама подойду в отделение на следующий день — я была на работе. Но вечером прихожу, а они стучатся в дверь. Говорят: «Этот вопрос курируется сверху, нам нужно взять объяснение», — рассказала она.
Таким образом, конфликт, до этого похожий скорее на местечковый, стал объектом внимания федеральных структур и оказался уже в сфере уголовного права. Кроме того, изучением муниципальных распрей занимаются суды: за несколько месяцев Ранков подал более 50 исков по обжалованию решений своих оппозиционных коллег.
По его мнению, путём конфликтов оппозиционным депутатам от него не избавиться: «Они в первую очередь должны выбрать главу, а не и.о. главы. А само решение о смене главы должен подписать я. Я, конечно, противиться бы не стал, но всё-таки они зависят от меня. Что же до созыва муниципального совета, то сейчас они так себя ведут, что легче их не собирать: они то бюджет примут, по которому надо расторгать уже заключенные контракты, то решат, что надо увольнять две трети сотрудников без выходного пособия. А как встретятся — то портрет Владимира Путина сорвут со стены, то в полицию загремят — не понимают нормальный язык».
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»