Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода

переменная облачность, без осадков

ощущается как -4

3 м/c,

ю-з.

738мм 82%
Подробнее
1 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Афиша Plus Куда пойдем сегодня Новая музыка марта: Тест Роршаха от Jay-Jay Johanson, зум Ринго Старра и нетолерантная Лана дель Рей

Новая музыка марта: Тест Роршаха от Jay-Jay Johanson, зум Ринго Старра и нетолерантная Лана дель Рей

15 791

В мартовском обзоре новинок — радикальный агитпоп инди-звезд tUnEyArDs, новый «Манускрипт» от «Мельницы», «Алкоголь» девятилетней выдержки от Алексея Айги и многое другое.

Музыкальный продюсер Денис Рубин прослушал главные альбомы ушедшего месяца и оценил, какие стоят внимания, а какие можно и пропустить.

Kings of Leon. When You See Yourself

Kings of Leon — американская группа, сплошь состоящая из братьев и кузенов, родилась на волне общего увлечения гитарными коллективами в начале нулевых. Как и все коллективы той волны, группа поражала аудиторию качественным звуком, набором крепких боевиков, непонятно откуда в таком количестве взявшихся у совсем молодых музыкантов, и имперскими амбициями по покорению стадионов всего мира. Но, в отличие от многих коллег по цеху, им действительно удалось реализовать последний пункт из списка, параллельно покрываясь бронзовым налетом.

Но запала и умения регулярно выдавать боевики, сравнимые по энергии и силе высказывания с ранними работами, у них все же не оказалось. В эксперименты им уйти не удалось, группа неизбежно пришла к самоповторам, и удивить слушателя у них не получается. Последний альбом — тому доказательство. Каждая песня претендует на громкое и убедительное высказывание, все звучит достойно и мощно — но скучно.

Единственное, что выделяет альбом из числа прочих новых релизов музыкального мейнстрима, — это новация в области дистрибуции. Продажа альбома осуществляется с использованием NFT, нового крипто-токена, который изобрели для того, чтобы приспособить его к продаже произведений искусства. В данном случае, правда, совершенно непонятно зачем.

tUnEyArDs. sketchy

tUnE-yArDs — яркий образец коллектива, играющего в жанре инди-поп. Этот жанр — идеальное изобретение для тех, кто устал от очевидной попсы в любом ее проявлении, и при этом не настолько радикально увлечён современным искусством, чтобы получать удовольствие от авангарда, нойза или фри-джаза. tUnE-yArDs это по сути проект одной артистки, Merrill Garbus, которая лишь для приличия привлекает к исполнению своих песен других музыкантов. Лет десять назад, когда она начинала, никто не мог предположить, что она будет занимать ощутимые позиции в чартах. И если бы она захотела мейнстримовой популярности и приложила к этому минимальные усилия, чуть-чуть упростив свой концепт по всем фронтам и создав несколько хитов для радио и ТВ, то, безусловно, давно бы уже была в пантеоне. Но, видимо, ей этого не нужно, и ей комфортно в той позиции, когда она может делать только то, что хочется.

По музыкальной и идеологической стратегии tUnE-yArDs можно сравнить с легендарными Chumbawamba. Недаром и тех и других относят к узкому субжанровому определению «агит-поп». Действуя как заправские разведчики, музыканты работают «под прикрытием», создавая простые и хитовые мелодии, а в тексты внедряя самые злободневные и революционные идеи, связанные с гендерной, расовой, социальной и прочими справедливостями. Судя по хит-парадам, агентурная работа у Merrill Garbus получается все лучше и лучше.

Ringo Starr. Zoom In

Вслед за Полом Маккартни второй «мушкетер» четверки тоже записал альбом, воспользовавшись пандемией. По признанию самого Ринго, он очень серьезно воспринял карантин и выходил из дома не более десяти раз. Зато появившееся время посвятил сочинению песен, которых не набралось на полноценный альбом, но оказалось достаточно для издания EP. И если сэр Пол писал свою пластинку единолично и в полной изоляции, мистер Старр пошел иным путем, использовав все возможности удаленного сотрудничества: привлек к записи альбома самого Маккартни, а также Шерил Кроу, Ленни Кравица и Дэйва Грола. Как-то даже слишком прекрасно для пяти песен альбома.

В названии пластинки автор постарался обыграть и способ его создания, и более глобальную мысль, выходящую за узкие рамки рефлексии на тему изоляции. По словам Ринго Старра, мир в последние годы вошел в новую фазу, когда все наши внешние связи сжимаются до узкого канала — объектива камеры на телефоне или компьютере.

Что касается самого материала, он достойный и наверняка понравится последовательным поклонникам группы The Beatles и самого Ринго Старра. Но никаких откровений, в отличие от уже в четвертый раз упоминаемого мной тут Маккартни, я на пластинке не обнаружил.

Что воодушевляет — так это обстоятельство, что есть еще люди, которые в 80 лет не зависают у камина или над огородной рассадой, а берут в руки гитару, включают Zoom и звонят старым приятелям со словами: «Я тут задумал новую пластиночку…»

Jay-Jay Johanson. Rorschach Test

JJJ стоит в ряду тех артистов, которые в России популярны больше, чем у себя на родине. Когда-то в мире для подобных явлений был даже придуман термин Big in Japan. Естественно, что в том случае речь шла о таком же японском феномене.

Что именно западает в русское сердце из песен Йохансона — угадать сложно, но подозреваю, что это фирменная смесь модного звука и пронзительной меланхолии почти ресторанного надрывного толка. В общем, полный и тотальный декаданс, который каким-то непонятным образом сохранился в генах российской интеллигенции — а именно ее представители и являются главными слушателями шведского музыканта.

В какой-то момент формула успеха Йохансона начала давать сбой. Последние альбомы нашли меньше понимания у публики, чем обычно, и причина этого — уход музыканта в эксперименты с танцевальной музыкой и смена имиджа. Все привыкли к худощавому изможденному юноше с черными кругами под глазами, живому воплощению того самого подспудного декаданса. А артист стал больше походить на фриковатого андрогина, что не особо «заходит» нашей аудитории. Но, похоже, чутье подсказало музыканту, что пора возвращаться к истокам. В итоге последний его альбом — шикарное собрание песен в старом духе, лишь очень деликатно приправленных электроникой и легкими звуковыми экспериментами. «Тест Роршаха» — самый зрелый и увлекательный альбом артиста.

Lana Del Rey. Chemtrails Over the Country Club

Выход седьмого альбома певицы откладывался несколько раз. В ходе подготовки релиза певица успела «поймать» абсурдное обвинение от чернокожих активисток, которые придрались к обложке будущего альбома — на ней изображены подруги юности артистки, и среди них, к удивлению активисток, не оказалось ни одной чернокожей девушки. Все это не помешало певице в очередной раз доказать, что она по праву считается одной из самых популярных артисток в мире. Новый альбом — собрание шикарно записанных и аранжированных хитов, в которых умещаются и хитовая музыка, и умные, очень личные тексты.

В отличие от предыдущего альбома, нынешняя работа певицы обращается к традиционной американской музыке. В ней много кантри и фолка. И в этом смысле пластинка приближается к альбомам еще одной безусловной мировой звезды — Тейлор Свифт.

Вообще сейчас многие девушки-музыканты из числа звезд нащупали этот уникальный и очень располагающий к ним концепт новой искренности. Слушатель перестает разделять лирический образ и саму исполнительницу. И если это сделано искусно, то и работает безотказно.

Xiu Xiu. Oh No

Темный гений музыкального подполья, один из тех артистов, что последовательно и бесстрашно продолжает исследовать через музыку темную и оккультную изнанку жизни, Джейми Стюарт и его ансамбль Xiu Xiu записали новый альбом, целиком состоящий из дуэтов с приглашенными вокалистами и вокалистками. В числе допущенных к таинству — Sharon Van Eaten, Alice Bug, Chelsie Wolf, Owen Pallett и многие другие. Абсолютно звездный состав с точки зрения любого уважающего себя фаната инди-музыки. Стюарт обладает одним из самых характерных и узнаваемых голосов современной независимой сцены. А в сочетании с таким количеством приглашенных вокалистов он раскрывается особенно убедительно.

Когда говоришь о творчестве Xiu Xiu, всегда очень сложно выделить какие-то отдельные песни, которые можно было бы назвать хитами. «Фишка» здесь не в этом, а в целостности каждой работы, в последовательно сгущаемой и уплотняемой атмосфере, переплетении музыки, слова, идеи и философии. Новая пластинка в этом смысле не выпадает из общего ряда. Слушать ее рекомендуется полностью, воспринимать как одурманивающее средство, на всякий случай — просить друзей во время прослушивания приглядывать за вами.

РАДАР. «Очевидное и невероятное»

Многие поклонники Spitfire, старой доброй ска-группы из Петербурга, очень ждали этого альбома. Несмотря на то что автор и отец-основатель нового проекта «РАДАР» Рома Парыгин записал материал достаточно давно, он подошел к вопросу релиза основательно и не спешил с его публикацией. До момента выхода пластинки в Сети появилось несколько концертных клипов, а затем и пара синглов, один из которых некоторое время держался на первом месте в «Чартовой дюжине» «Нашего радио».

Из подготовительных маневров стало понятно, что поклонников ожидает звездный состав участников. В группу рекрутированы участники ансамблей «Ленинград», «Кирпичи», Animal Jazz, Женя Любич Бэнд. А также стало понятно, что Парыгин использовал для этой пластинки безошибочную и бронебойную тактику. Он привлёк к созданию и исполнению большей части песен альбома самых ярких звезд российского рока. Таким образом, альбом обзавелся такими гостями, как Вася В, Евгений Федоров, Константин Кинчев, Александр Васильев и так далее по звездному списку.

Несмотря на такое обилие самобытных артистов, альбом получился целостным по звуку и духу. В наше время уже смешно приклеивать к музыке тот или иной жанровый ярлык. Поэтому я не буду причислять «РАДАР» ни к одному существующему направлению. Скажу лишь, что это локомотив, уверенно прущий вперед, даже там, где не проложены рельсы, а из окон его раздается ска, панк, тяжелый рок и итальянская эстрада с дудками, гитарами и барабанами.

Если вы все еще ждете возрождения легендарных Spitfire, перестаньте уже. То, что сотворил с товарищами Рома Парыгин, в разы интереснее, актуальнее и живее всех живых.

Мельница. «Манускрипт»

В данном случае я нахожусь в сложном положении. Лично мне совершенно не близко то, что делает группа «Мельница», я считаю творчество ансамбля чуть более прогрессивной вариацией фэнтези-фольклора вперемешку со сборником лучших песен с бардовского фестиваля. Но, вполне возможно, я ошибаюсь, и это доказывают тысячи восторженных поклонников коллектива. Как бы я ни относился к творчеству ансамбля, я не могу не признать, что они нашли крайне интересную творческую формулу в той фэнтези-стихии, в которой они существуют. Каждый их альбом это выверенное и работающее на всех уровнях программное произведение — с изобретенными персонажами, героями, злодеями, перипетиями, происходящими в сочиненном сказочном мире. И таким образом, каждая песня «Мельницы» считывается по-разному, в зависимости от того, насколько слушатель погружен во вселенную артистов.

Новый альбом, как я понял из слов создателей, в этом смысле не исключение. И в нем они пошли еще дальше, сопроводив музыкальную часть пластинки визуальным рядом — серией комиксов, иллюстрирующих каждую песню. Второе, что я понял из первоисточника, — в новом альбоме «Мельница» покончила с исследованием мира, которому были посвящены прошлые работы. И «Манускрипт» открывает для поклонников новую главу и новую вселенную.

Алексей Айги и Ансамбль 4’33’’. Alcohol

Алексей Айги — заслуженный мастер спорта по сочинению музыки к кинофильмам. На этой ниве он собрал, кажется, все возможные фестивальные награды и снискал любовь аудитории. Когда-то его саундтрек к «Стране глухих» перевернул для многих представление о том, как может и как должна звучать российская киномузыка. Продолжая много сотрудничать с кино, основные свои творческие силы при этом Айги отдает собственному проекту, который получил название в честь знаменитой пьесы Джона Кейджа, «Ансамблю 4.33». В этом проекте Айги вместе с музыкантами уже на протяжении двадцати лет доказывает слушателю, что инструментальная музыка может звучать современно и хитово, но при этом не будет иметь ничего общего с заезженными образцами сборников Romantic Collection. Выросшая из минимализма и авангарда, за два десятка лет музыка Айги трансформировалась в ядерную смесь джаза, рока, трип-хопа и даже панка. Каждая, исключительно инструментальная, композиция, формально относясь к академическим или неоакадемическим канонам, при этом сочиняется Айги по законам поп-музыки. В каждой песне — а это именно песни, хоть и без слов — есть место куплетам и припевам, а жесткая мелодическая сетка чередуется с импровизационными моментами.

Новый альбом коллектива поклонники Айги ждали дольше, чем поклонники Земфиры ждали ее «Бордерлайн». Как любому хорошему напитку, альбому Alcohol девятилетняя выдержка пошла только на пользу. Фактически новый альбом — это собрание главных хитов ансамбля за последние годы. Все они многократно игрались и оттачивались на публике во время живых концертов коллектива. Прослушав альбом на репите несколько раз, могу сказать следующее: будущее современной рок-музыки замаячило там, где его никто не ждал. И если вы хотите понять, как должен звучать рок и построк двадцать первого века, то лучшего образца, чем альбом инструментальной музыки Alcohol, вам не отыскать.

Денис Рубин, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях