«Бесстыдное зрелище» прямо в стенах Феодоровского собора обнаружил борец с гей-пропагандой, бывший помощник Виталия Милонова Анатолий Артюх. Спровоцированным скандалом ему удалось удивить даже представителей РПЦ.
10 апреля Анатолий Артюх, известный патриот и борец с гей-пропагандой, призвал соратников из организации «Народный собор» на борьбу. Группа из 5–7 человек направилась на художественную выставку «Страсти Христовы» в Феодоровский собор. Эта экспозиция — продолжение студенческой выставки в Академии художеств «Бог в ХХI веке». Среди участников — студенты и выпускники.
Анатолий Артурович, известный не только пылким религиозным горением, но и любовью к искусству, расстроился. Дело в том, что в соборе, вопреки ожиданиям, не нашлось порнографии. А именно это было сказано в статье «Русской народной линии». Там от имени редакции говорилось, что выставка «откровенно эротического и даже порнографического характера», о чем редакции «с тревогой сообщила петербургский преподаватель, кандидат философских наук Надежда Ильинична Шелепова». Порнографии, как и подложных фото, выложенных на сайте «РНЛ», на выставке в соборе не было.
Порноборец
Итак, борец пришел, выходит, зря: выставка есть, а порнографии нет. Однако не таков Анатолий Артюх, чтобы упустить неладное. Если работы не порнографические, то «кощунственные». Именно так решил эксперт Артюх, о чем сообщил «Фонтанке». Свое возмущение он пояснил также тем, что «светские выставки не должны проходить в храме». Его возмутило неканоническое изображение святых и то, что Спаситель «лысый». Артюх увидел в трактовке художников «преднамеренную издевку над святыми» в храме, где «ходят дети». Все это, по мысли общественного деятеля, «отвлекает от молитвы» юные души.
— Я считаю, это было сделано целенаправленно, чтобы увести от Церкви и веры! — рубит Артюх. — Я неплохо рисую. Занимаюсь мозаикой и знаю, что такое каноны и классическая живопись.
«Канона» в иконографии не существует, пояснил «Фонтанке» кандидат искусствоведения Николай Иванов и напомнил, что выставки устраиваются во многих православных церквях. Часть главного храма страны — Христа Спасителя — музейное и выставочное пространство. К слову, хоры, где размещены экспозиция, — часть помещения храма, но не часть символического пространства, в котором совершается богослужение.
Артюх не готов взять на себя жалобу в Эрмитаж на обнаженную натуру, но признал, что написал заявление в полицию на выставку в соборе. В жалобе сказано о… «пропаганде гомосексуализма среди детей» в Феодоровском соборе. А «пропагандистом» стала солистка группы Alai Oli Ольга Маркес, с которой в тот день в храме планировалась встреча. Ольгу на сайте представили как «участницу проекта «Вера в большом городе», бизнесвумен, христианкой и многодетной мамой». Зоркий глаз Анатолия Артюха увидел в ее деятельности «пропаганду гомосексуализма». Артюх вызвал полицию, чтобы пресечь безобразия. В храме подобные заявления расценили как провокацию. Обескураженные полицейские явились и сфотографировали выставку.
Многочисленные группы, к которым причастен Артюх, заняты экспертным заключением, чтобы выявить по фотографиям экспонатов, «какие эмоциональные и философские чувства вызывают экспонаты».
«Попытки группы людей вести себя вызывающе и неуважительно по отношению к священнослужителям Феодоровского собора являются несомненной провокацией, нарушающей церковный мир и правила человеческого общения, — сказано в открытом заявлении протоиерея Феодоровского собора отца Александра Сорокина, выложенном в «Фейсбуке». — Важно отметить в сложившейся ситуации, что группа людей, возглавляемых А. Артюхом и организующих провокации, публично и неоднократно заявляла о недоверии к Патриарху и священноначалию Русской православной церкви, созывала антиковидные съезды «общественности», такими действиями поставив себя в оппозицию к официальной позиции РПЦ. Эти протестные активности, выдаваемые немногочисленной группой людей за мнение «большинства», по сути и форме своей несут нестроение, разлад, агрессию и явно противоречат мирному духу Церкви. Другая ложь заключается в том, что работы якобы размещены в храме, среди икон. Это не так. В том и заключается ценность выставочного пространства, не находящегося непосредственно в храме, что оно дает возможность молодым художникам чувствовать себя и в самостоятельном творческом поиске, и в диалоге с Церковью. Благодаря этому подобные выставки становятся еще одним миссионерским полем как в отношении художников, размышляющих над вечными библейскими сюжетами, так и в отношении тех, кто посещает выставки их работ».
Поиск врага
В тот же день на телеканале «Спас» в передаче Романа Голованова в 21:00 случился публичный суд «бесстыдного зрелища», который произвел приглашенный эксперт. Им стал доцент РАНХиГС Сергей Карнаухов (экс-заместитель бывшего губернатора Кировской области). Он читал все ту же статью «Русской народной линии».
Дело в том, что выпуск «Спаса» получился особенно скандальным. Нападение на Феодоровский собор шло после выпада в адрес отца Алексия Уминского, записавшего видео с призывом о милосердном отношении к Алексею Навальному, как и к любому человеку, находящемуся под стражей, которому нужна медицинская помощь. Сергей Карнаухов, названный глубоко верующим, счел слова отца Алексия защитой предателя, а его самого провокатором, который «получает деньги от Ходорковского».
Соцсети взорвались. Людей поразила и пропагандистская манипуляция, которую продемонстрировал «Спас», чтобы вылепить врага, и откровенная ложь.
Феодоровский собор обратился к Роману Голованову, Сергею Карнаухову и телеканалу «Спас» за извинениями, после чего Сергей Карнаухов написал в «Фейсбуке», что новость о порнографии была ошибочной.
А тем временем Анатолий Артюх зорко следит за нравственностью Петербурга и ждет «экспертное заключение». Ну а общественность получила очередную прививку манипулятивного яда, от которого штамма нет.
Мария Башмакова, специально для «Фонтанки.ру»
Согласны с автором?