Обнародованный Белым домом новый пакет санкций направлен в первую очередь на снижение экономического потенциала Кремля. Кредитный поток будет остановлен 14 июля, после этого искать деньги на финансирование своих проектов России придется уже без помощи американских инвестбанкиров.
Санкции введены против 32 юридических и физических лиц, которые, по мнению правительства США, пытались повлиять на результаты выборов президента Америки в 2020 году. Вдобавок к этому минфин США вместе с Европейским Союзом, Великобританией, Австралией и Канадой ввели санкции против восьми российских физических и юридических лиц, якобы связанных «с продолжающейся российской оккупацией и репрессиями в Крыму».
Гособлигации
Указ Байдена расширяет ограничения на операции с российским госдолгом. Если ранее американским финансовым организациям и компаниям было запрещено торговать валютными гособлигациями РФ, теперь санкции затронут и рублевые долговые бумаги, выпущенные после 14 июля 2021 года. Как отметил The Wall Street Journal, запрета на операции с облигациями, находящимися в обращении, в документе нет. Это значит, что массовой распродажи госбумаг в ближайшее время не планируется, однако у России возникнет проблема с финансированием запланированных на будущее расходов. Сейчас доля иностранных инвестиций в российских гособлигациях составляет 22,7%. Она последовательно снижалась с марта 2020 года, когда достигла исторического максимума — 34,9%.
Утром 15 апреля рынок отреагировал на сообщения в американской прессе падением рубля и индекса РТС, объединяющего показатели крупнейших российских компаний. После публикации официального заявления Белого дома курс доллара на Мосбирже вырос до 77,2 рубля, но потом резко начал снижаться к отметке 76,7 рубля. Индекс РТС после обнародования новых санкций пошел вверх и с отметки 1 449 пунктов вырос до 1 467 пунктов, отыграв половину утраченного утром на фоне негативных новостей.
Удар по военспецам
Предприятия, против которых вводятся новые санкции, так или иначе связаны с военными разработками в области безопасности связи. У «Технополиса "ЭРА"» (Анапа) в списке интеллектуальной собственности более 60 продуктов. Среди них и довольно безобидные «Средство автоматизации процесса выявления ранее подключаемых неидентифицированных USB-накопителей к ПК на языке С#» или «Электронный помощник пользователей сайта Министерства обороны Российской Федерации». А то и вовсе «Веб-интерфейс для автономной системы поиска новостных материалов в средствах массовой информации». Но есть и такие патенты, открывать рефераты которых с праздной целью может, по нынешним временам, немного боязно: «Программа имитационного моделирования процесса наведения управляемой ракеты «воздух-поверхность» с активной радиолокационной головкой самонаведения на плоскости» или «Графическое приложение для программного комплекса имитационного моделирования процесса наведения на неподвижную наземную цель».
Примечательно, что в своей работе «Технополис "ЭРА"» американские технологии совершенно точно использует. Иначе как бы он смог выполнить недавно поставленную перед ним задачу «Модуль формирования.docx файла дайджеста новостей системы поиска научно-технической информации "Сфера"». Этот самый модуль должен быть совместим с текстовым редактором из пакета Microsoft Office.
Есть совершенно явные признаки использования продукции потенциального врага и у другого участника нового санкционного списка — московского НПЦ «Дельта». На одном из снимков, где демонстрируется новейшая разработка в области поиска возможных каналов информационных утечек, явственно изображен компьютер, оснащенный Windows. Будут ли теперь военные технари отлучены от главной мировой операционной системы и других продуктов MIcrosoft, не очень понятно. Однако то, что крупнейшие американские разработчики ПО последовательно лишают компании из санкционных списков возможности пользоваться своими продуктами, — свершившийся факт.
Крупнейшей компанией, которая к тому же явно не относится к сфере интересов российского Минобороны, стало АО «Позитив текнолоджиз». Эта московская фирма с оборотом более 4,5 млрд рублей принадлежит Юрию Максимову. Это выпускник физфака МГУ, публичная персона, активно раздающая интервью. Видимо, именно для него, а не для военных программистов санкции будут наиболее болезненными. Сейчас, судя по информации на сайте компании, она сотрудничает с десятками мировых производителей ПО, включая SAP, Oracle, Microsoft и IBM. Представители компании до сих пор активно участвовали в международных программах, продвигая свои продукты вроде сканера уязвимостей, системы анализа трафика для выявления атак, управления инцидентами кибербезопасности. Попадание в санкционный список поставит эту активность под вопрос, тем более что причиной такого решения Госдеп назвал то, что «Позитив текнолоджиз» организовывает «встречи, которые используются в качестве вербовочных мероприятий для ФСБ и ГРУ».
.
За Крым
Из-за участия в строительстве Керченского моста в санкционный список попал генеральный директор «Мостотреста» Аркадия Ротенберга Леонид Рыженькин, а также компании — Дирекция по строительству железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск и Ленпромтранспроект. Эта компания уже попадала в санкционные списки и из-за этого лишилась доступа к профессиональным программам для проектировщиков.
Третьим юридическим лицом в списке стало СИЗО-1 в Симферополе, известное американскому минфину своими «жестокими злоупотреблениями, инфекционными заболеваниями, плохими и бесчеловечными условиями жизни и неадекватной медицинской помощью».
Также ограничения коснулись четырех крымских чиновников «за утверждение государственной власти над территорией Украины без ее разрешения». Санкции ввели против министра имущественных и земельных отношений Ларисы Кулинич, министра внутренних дел Павла Каранды, начальника УФСБ по Крыму и Севастополю Леонида Михайлюка и руководителя ГСУ СК РФ по Крыму Владимира Терентьева.
За выборы
Помимо «крымчан» в санкционный список добавили 14 новых фамилий. Из них шестеро — пакистанцы, один — украинец (Константин Килимник), четверо — москвичи, трое — петербуржцы: Юлия Афанасьева, Петр Бычков и Тарас Прибышин.
Петра Бычкова называли одним из сотрудников и даже некоторое время руководителем штаба Евгения Пригожина, занимающегося выборами. Тарас Прибышин менее известен публично, из открытых данных видно, что в 2013 году он запустил проект «Сердитый гражданин», так и не ставший популярным среди петербуржцев. По данным «Фонтанки», имя молодого человека значится в списках сотрудников, которые в 2014 году занимались муниципальной избирательной кампанией в штабе, который якобы финансировал Евгений Пригожин. Со своими лекциями он выступал в СПбГУ и даже получал специальную стипендию от ректора.
По данным СПАРК, Афанасьева (сейчас ее фамилия Берг) и Бычков являются соучредителями АНО «Центр социально-культурных инициатив» совместно с Евгением и Юлией Якубович. «Основная цель АНО ЦСКИ — реализация социальных и культурных проектов, отвечающих запросам и потребностям жителей, помощь в развитии собственных инициатив граждан и общественных организаций, содействие налаживанию взаимодействия представителей органов исполнительной власти, населения и бизнеса», — сказано на странице организации в «ВКонтакте».
Денис Лебедев, Евгения Горбунова,
«Фонтанка.ру»