Программа строительства сразу семи полноразмерных копий старинных военных парусников активно обсуждается в профильной среде — для них ищут строителей и места под будущую стоянку на набережных Невы. Но многомиллиардный проект пока в самом начале, и его авторы могут пока показать лишь 3D-модели будущих городских достопримечательностей.
Судя по имеющимся в распоряжении «Фонтанки» изображениям из большой презентации проекта, парусники планируется делать максимально похожими на оригиналы. Однако полными копиями они не будут, объяснили редакции эксперты, хорошо знакомые с деталями проекта.
«Палубы у них будут деревянные, и большинство элементов — по образу оригинала. Но корпуса будут из современных материалов», — объясняют яхтсмены. Речь пойдет о классической композитной схеме, при которой поверх металлического набора выше ватерлинии будет деревянная обшивка. Внешне отличить от старинного парусника будет очень трудно, зато куда выше ремонтопригодность и долговечность. К тому же будет меньше проблем с разрешением на плавание — до сих пор полностью деревянные корабли практически не имеют шанса получить согласование в морском регистре.
Кроме того, такая схема позволит резко сократить стоимость строительства парусников. Она будет в разы меньше, чем, к примеру, у полностью деревянной и аутентичной «Полтавы». Цифры, в которую обошлось ее многолетнее создание, официально не называлось (мелькавшие в СМИ 120 млн долларов — выше реальной цены, объяснили «Фонтанке» те, кто принимал участие в том проекте). Сейчас дальше 3D-моделей парусников дело не зашло — чертежи будущих кораблей пока лишь планируются, и его будущие проектировщики еще работают в архивах. «Оценка появится только после продвижения по проекту», — объяснили «Фонтанке». Однако в любом случае ясно, что нынешняя идея построить семь больших парусников, пусть и с применением современных технологий, обойдется в миллиарды рублей.
Как сообщил в пятницу, 23 апреля, «Деловой Петербург», Яхт-клуб Санкт-Петербурга еще в декабре представил на рассмотрение чиновников концепцию размещения семи парусников у городских набережных. Речь идет о местах у Адмиралтейства, напротив дворца Меншикова на Университетской набережной, у Тучкова моста, рядом с Петропавловской крепостью, на Петровской набережной, Синопской, а также напротив Императорского фарфорового завода на проспекте Обуховской Обороны. Внутри парусников будут располагаться музейные объекты и точки общепита, планируется, что они будут генерировать значительный туристический трафик. Пока что городские власти вернули проект на доработку, пообещав после внесения изменений рассмотреть его на одном из заседаний Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга.
На все вопросы журналистов о проекте пока официально отвечает лишь Андрей Грошиков, президент Яхт-клуба Санкт-Петербурга и гендиректор ООО «Историческая верфь Полтава». В его комментарии лишь общие слова о том, что проект будет посвящен истории российского флота, что все корабли будут единым экскурсионным комплексом, а требования по охране памятников будут неукоснительно соблюдены. Но никто не скрывает, что деньги на новые парусники будет давать «Газпром», как и во многих других парусных проектах города, начиная от самой «Полтавы» и ее верфи за 5 млрд рублей, заканчивая уже многочисленными планами по обустройству яхт-клубов в разных частях города.
К слову, у «Газпрома» нет монополии на парусную тему в Петербурге. Другая могущественная финансовая структура порадовала город шхуной «Россия» для праздника «Алые паруса». У этого судна судьба не менее пестрая, чем у многих военных кораблей Петровской эпохи.
Верфь, строившая «Полтаву», предназначена совсем для другого и не справится с загрузкой сразу в семь судов. Как стало известно «Фонтанке», переговоры ведутся сразу с несколькими верфями в Петербурге и Ленобласти. К примеру, на Выборгском судостроительном заводе сообщили, что год назад действительно разговор об этом шел. Но поскольку парусники даже приблизительно не входят в компетенции ВСЗ, а его загрузка заказами и так высока, там решили пока не участвовать в проекте.
Куда больше шансов у Средне-Невского судостроительного завода. С ним также велись переговоры, и у него же уже есть опыт в дооснащении и ремонте «России» для «Алых парусов». По информации «Фонтанки», там авторам идеи о семи парусниках предложили вернуться с уже готовыми проектами. Правда, пока ни на заводе, ни в Объединенной судостроительной корпорации не комментируют вопрос об участии СНСЗ в «парусной» программе «Газпрома».
Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»