Несколько неочевидных фактов о парадных залах одного из самых загадочных зданий города. Петербуржцы смогут побывать здесь, начиная с 19 мая
Михайловский замок окутан тайнами, но 19 мая их станет меньше: петербуржцы смогут открыть новые для себя залы — почти в том виде, в каком их оценил за недели до своей гибели Павел I. Парадные залы, ранее занятые Инженерным училищем, своей очереди на реставрацию ждали, со слов директора музея Владимира Гусева, четверть века. Теперь посетители музея их рассмотрят даже лучше, чем сам Павел: он видел эти огромные пространства лишь при свете свечей, тускловатом от сырости свежепостроенных (хоть и уже отделанных) стен.
1. Воскресенский зал — тот самый, где в марте 1801 года было выставлено для прощания тело Павла I.
Череду парадных залов открывает Воскресенский. В 1798–1801 году его оформляли по проекту Винченцо Бренны как бальный, но самое известное мероприятие, которое здесь прошло, — прощание с императором.
В зале были вывешены шесть картин, две из которых пропали, зал вообще серьезно пострадал от времени.
«В Воскресенском зале были сделаны работы и по усилению перекрытий, и по подтяжке штукатурного слоя, реставрации живописи, — рассказывает главный архитектор Русского музея Ирина Тетерина. — Вместо люстры, которая висела у центральной военно-морской библиотеки, воссоздан Мальтийский крест. Все стенки были закрашены масляной краской, и когда стали делать расчистки, нашли куски подлинного искусственного мрамора, которые были при Павле».
Не сохранились и камины — было решено изготовить их из искусственного мрамора, поскольку найти натуральный в таких размерах было затруднительно.
«Вместо каминов были ниши, и висели батареи, — вспоминает Тетерина. — Вы можете посмотреть фотографии на стенде, в каком состоянии был зал: падуги были в четырех углах полностью разрушены, в зале летали голуби, которые залетали с чердака, и, конечно, пришлось воссоздавать часть живописи, потому что она была утрачена».
2. В Большом тронном зале никогда не проходили церемонии.
Оформленный зеленым бархатом Тронный зал не успел начать служить по назначению. Как известно, Павел I успел провести в замке всего 40 дней. Однако трон здесь стоял, как рассказывают в музее, «под пунцовым балдахином, установленный у восточной стены на возвышении из восьми ступенек». А в нишах над дверями были установлены шесть беломраморных античных бюстов римских императоров и их жен. Роскошные шкафы в Большом тронном зале появились уже после убийства императора. Их создали для нужд архива Инженерного департамента, который переселился в зал после переселения в здание Главного инженерного училища в 1820 годах.
3. Трон, стоявший в Михайловском замке при Павле I, был «тиражного» производства, у него есть собратья.
Трон из этого зала исчез еще в начале XIX века, когда здание было передано Инженерному училищу, но его можно восстановить.
«Такие троны тиражировались: делалось несколько тронов для разных дворцов по одному проекту», — рассказал «Фонтанке» Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII — начала XIX века ГРМ.
По его словам, собратья этого трона есть в Гатчинском дворце и в Оружейной палате в Москве.
«Коронация происходила в Москве — следовательно, коронационные троны изготавливались каждый раз заново для каждого императора для Большого Кремлевского дворца», — рассказывает Голдовский, добавляя, что Москва оставалась древней столицей, и там проходили многие торжества. Не исключено, что гатчинский трон также изначально предназначался для Москвы.
Однако Оружейная палата в данном случае отказала Русскому музею в выдаче трона даже на временное хранение, поэтому музейщики планируют сделать его копию — скорее всего, по обмерам трона из Гатчины.
4. Шитое золотом бархатное убранство стен Большого тронного дворца в 1809 году было увезено в Тверь «для убранства тамошнего дворца» (Путевой дворец). А в самом зале в 1820 году разместился архив Инженерного департамента.
5. Если присмотреться к потолку в Тронном зале, можно увидеть, что его украшают гербы городов и российских губерний.
Всего под сводами этого зала свыше 70 живописных медальонов. Подлинные из них половина, остальные были восстановлены по аналогам.
Гербы в зале размещались в порядке, соответствующем их названию в Полном императорском титуле Павла I. Всего титульных гербов 47, сорок восьмой — Мальтийский — был расположен ближе к Тронному месту перед Санкт-Петербургским гербом. За титульными гербами следуют земельные или губернские.
6. Живописные плафоны, украшавшие потолки, перевозились из дворца во дворец.
В ходе реставрации Большого тронного зала были приведены в порядок копии живописных плафонов. Копии — потому что оригиналы были возвращены после Великой Отечественной войны в Екатерининский дворец в Царском Селе, откуда их в Михайловский замок по воле Павла I и привозили. Речь идет о плафонах «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы» кисти итальянского художника Джузеппе Валериани (1708 (?), Рим — 1761, Петербург).
Точно так же зафиксированный в документах плафон «аллегорического содержания» из соседнего Воскресенского зала был туда, скорее всего, перевезен — не исключено, что из Зимнего дворца, где работал венецианский художник Франческо Сальваторе Фонтебассо. Похожее имя мастера было обнаружено в описях замка 1808 и 1822 годов. Изготовить плафон специально для Михайловского замка этот мастер не мог, поскольку в пору его возведения уже вернулся на родину.
А сам «Осьмигранный плафон аллегорический, представляющий Ободрение наук и коммерции», согласно ведомости 1822 года, был продан с аукциона неизвестному покупателю, его судьба неизвестна.
7. Галерея арабесок была создана в подражание Лоджиям Рафаэля в Ватикане.
Самое светлое помещение в череде открывающихся парадных залов — Галерея арабесок, которую Винченцо Бренна создавал в подражание знаменитым Лоджиям Рафаэля. Правда, сейчас росписей в ней нет, но, возможно, когда-нибудь они будут восстановлены.
8. В Галерее арабесок сейчас выставлены подлинники скульптур из Летнего сада. А исторически там находились копии античных скульптур из Рима. Сейчас две из них — «Аполлино» и «Германик» — находятся в Эрмитаже, местонахождение остальных неизвестно.
9. Залы с видом на Фонтанку занимают апартаменты «Королевы».
Еще одна часть парадных залов — покои камер-фрейлины Анны Степановны Протасовой (1745–1836), графини, родственницы братьев Орловых, занимавшей должность камер-фрейлины еще при Екатерине II. Царица ее любила и называла «Королевой», император Павел I пожаловал орден Святой Екатерины 2-й степени, а Александр I возвел в графское достоинство. Сейчас в этих помещениях разместили портретную галерею Романовых.
10. При реставрации Михайловского замка и его территорий нашли створки раковин устриц, морского гребешка и... лапти.
Еще в одном из залов представлены мини-экспозиция находок, сделанных при реставрации Михайловского замка и его территории. В частности, можно увидеть створки раковин устриц и морского гребешка — но это не мусор с царского стола, а элементы декоративной отделки грота при Летнем дворце Елизаветы Петровны, который был разобран при строительстве замка еще в 1797 году. Кроме того, в разные годы была найдена различная посуда и ее фрагменты, светильник и даже лапти, сплетенные из лыка на рубеже XVIII-XIX веков — их вкупе с деревянной ложкой нашли при демонтаже перегородок в павильоне Михайловского замка на Инженерной улице, 8.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»