Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Город Автомобильный Петербург Мультимедийная статья фонтанка pro Дураки, дороги и крутые водители. «Фонтанка» нашла третью причину для частых ДТП

Дураки, дороги и крутые водители. «Фонтанка» нашла третью причину для частых ДТП

Садясь за руль, вряд ли кто-то думает, что может попасть в аварию. Но только за 2020 год в стране произошло более 145 тыс. ДТП, в которых погибло 16 тыс. человек, а еще 183 тыс. человек получили травмы. И наверняка у них и в мыслях не было, что поездка закончится таким образом.

Хорошая машина, какой-то опыт и безаварийная история вождения позволяют расслабиться: ослабить внимание, отвлечься от дороги на спутников или телефон, а то и пренебречь скоростным режимом. Но эксперты предупреждают: комплекс крутого водителя до добра не доведет, а излишняя самоуверенность, провоцирующая нарушения ПДД, легко может закончиться аварией.

В рамках акции «Не другие», которая проводится на магистрали М-11, «Фонтанка» разбиралась, что такое «комплекс крутого водителя» и почему с ним стоит бороться.

В какой момент водитель становится «крутым» — сказать сложно: шкалы, которая помогла бы определить уровень крутизны, не существует.

«Это вопрос самоопределения, и тут как раз кроется проблема, — уверена директор благотворительного фонда «Фонд Против ДТП» Анастасия Кириенко. — Чаще всего подобный синдром возникает у тех, кто водит автомобиль около двух-трех лет. Во-первых, к этому моменту автоматизируются навыки управления транспортным средством. Во-вторых, водитель уже не напряжен, он начинает менее ответственно относиться к поездке: пользуется в пути телефоном, отвлекается на беседы с пассажирами. В-третьих, у тех, кто за прошедшее время не попадал в ДТП, притупляется чувство страха — им начинает казаться, что с ними подобного случиться не может».

C экспертом согласен и администратор проекта «Дорожный инспектор»: новички, которые только получили права, ездят аккуратно, иногда даже не включают радио, чтобы не отвлекаться, — потому что им еще страшно. А вот после трех лет за рулем многие начинают воспринимать автомобиль как диван на колесах и с музыкой, который довезет куда угодно. Но если у вас нет личного водителя, то не стоит расслабляться.

Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, дорожно-транспортные травмы являются основной причиной смерти детей и молодых людей в возрасте до 29 лет. Значительная часть этой молодежи и есть водители с небольшим стажем, а также их пассажиры.

«К сожалению, глобальная статистика полностью подтверждается теми данными, которыми обладаем мы, — сообщила Анастасия Кириенко. — В наш благотворительный фонд часто обращаются родные молодых людей, получивших серьезные травмы на дорогах. И в подобных случаях комплекс крутого водителя, к сожалению, играет не последнюю роль».

В «Дорожном инспекторе» уверены: автомобиль — это, в первую очередь, источник повышенной опасности! Вполне сравнимый, кстати, по разрушительной силе с оружием.

В чем же проявляется этот комплекс?

В желании «поучить» новичков на дороге. «В такие моменты водитель не осознает, что подвергает риску как окружающих, так и себя, провоцируя ДТП», — пояснила Анастасия Кириенко.

В излишней надежде на технические «фишки» автомобиля. ABS, стабилизация, курсовая устойчивость и прочие «умные» устройства — это, конечно, хорошо. Но их надо грамотно использовать, а возможности их не безграничны. Конечно, у более дорогих машин «начинка» круче, но напрямую с представлениями водителя о безопасности внутри это не связано.

Преднамеренное нарушение ПДД и неиспользование указателей поворота также можно отнести к признакам того, что у человека развился комплекс крутого водителя. Особенно частым является превышение скорости — в 2020 году в России выписали 40 млн штрафов за быструю езду. А в резонансных ДТП часто выясняется, что у некоторых участников 20 штрафов «за скоростной режим», у кого-то даже 60. «Люди к штрафам относятся как к налогу: я хочу комфортно и быстро ездить — приходится по 500 рублей за превышение платить», — отмечают в «Дорожном инспекторе». Но хорошо, если дело заканчивается всего лишь штрафом, а не человеческими жертвами.

Еще один косвенный признак — оправдание нарушений правил другими людьми. Припарковался в неположенном месте — очень надо было, превысил скорость — спешил куда-то, везет ребенка без автокресла — тут недалеко, ничего не случится. В таком случае срабатывает теория «разбитых окон»: мелкие правонарушения одних провоцируют других совершать такие же — в первую очередь, в силу безнаказанности.

Как уменьшить вероятность попадания в ДТП?

Эксперты «Фонда Против ДТП» и проекта «Дорожный инспектор» дают простые советы. Конечно, вы их и так знаете, но всегда ли соблюдаете?

— Ехать в потоке. Если скорость у всех примерно одинаковая, то перестроений и обгонов будет меньше.

— Держать максимально возможную дистанцию до впереди идущей машины, особенно на загородных трассах и в темное время суток.

— Не занимать левый ряд на скоростных трассах и всегда уступать дорогу особо торопливым автомобилистам.

— Не совершать по возможности резких перестроений и заранее предупреждать о будущем маневре.

— Стараться не пересекать регулируемые перекрестки первым или последним, так как велика возможность столкновения с теми, кто пролетает на желтый сигнал светофора.

— В городских условиях, когда едете в правой полосе, стараться не обгонять поток: из других полос часто внезапно сворачивают в так называемые «карманы», а значит, в какой-то момент перекроют вашу полосу.

— Всегда пристегиваться ремнями безопасности, а детей перевозить исключительно в удерживающих устройствах — автокреслах — в соответствии с возрастом.

— Соблюдать режим труда и отдыха: профессиональные водители знают, что надо отдыхать каждые 4 часа, а вот автолюбители, отправляющиеся в отпуск, порой и до Крыма умудряются доезжать без остановок.

— Быть готовым к любым неожиданностям. Например, на загородных трассах лоси выходят на дорогу не только там, где стоит знак «дикие животные».

Компания «Магистраль двух столиц» создана в июле 2013 г. для реализации проекта строительства и эксплуатации 7 и 8 этапов М-11 на основе государственно-частного партнерства. Акционерами компании являются ВТБ Инфраструктурный Холдинг и французская группа VINCI Highways (дочернее предприятие VINCI Concessions).

Материал подготовлен в партнерстве с ООО «Магистраль двух столиц»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях