Получить медицинский полис, СНИЛС, паспорт, зарегистрировать недвижимость и бизнес, оформить детские пособия, пенсии, записать ребенка в детский сад и школу — это далеко не полный перечень услуг, которые петербуржцы могут оформить в МФЦ.
Свыше 360 госуслуг доступно для граждан в многофункциональных центрах города. Как не запутаться в этом немалом перечне и выбрать услугу, которая необходима вам здесь и сейчас, объясняет «Фонтанка».
- Что такое МФЦ и для чего они нужны?
- Сколько всего МФЦ в Петербурге?
- Все МФЦ одинаковые, можно обратиться в любой центр?
- Нужно ли платить за визит в МФЦ?
- Если необходима не одна услуга, можно ли оформить их сразу за один визит?
- Как быть, если я не знаю какая услуга мне нужна?
- Для консультации обязательно нужно лично прийти в МФЦ?
- Как я узнаю, одобрено ли мое заявление на услугу или нет?
- В МФЦ можно прийти в любое время или нужно записываться?
- В каких случаях можно не записываться в МФЦ?
- Что делать, если нет возможности пойти в МФЦ?
- Как сэкономить время, обращаясь в МФЦ?
Что такое МФЦ и для чего они нужны?
МФЦ сегодня — одно из крупнейших государственных учреждений города. В нем гражданам оказывают как региональные, так и федеральные госуслуги по принципу «одного окна». Это значит, что при обращении человеку нужно общаться лишь с одним представителем МФЦ, а не с сотрудниками целого ряда инстанций, которые зачастую находятся в разных частях района, а то и города. И получить различного рода документы можно в одном учреждении.
В июле 2021 года системе МФЦ Санкт-Петербурга исполнится 12 лет. Первые центры в городе открылись в 2009 году, и с тех пор петербуржцы по принципу «одного окна» оформили свыше 53 миллионов госуслуг. Специалисты горячей линии МФЦ только за 2020 год проконсультировали более 2 миллионов абонентов.
Важный эффект принципа «одного окна» заключается в ликвидации коррупционной составляющей в процессе предоставления госуслуг, поскольку пакеты документов поступают в орган власти в электронном виде, а значит, отсутствует прямой контакт заявителя и госслужащего, уполномоченного принимать решение по обращению.
Сколько всего МФЦ в Петербурге?
Центры государственных и муниципальных услуг «Мои Документы» (это официальное название МФЦ) работают во всех районах Санкт-Петербурга. Всего в городе 57 МФЦ на 1053 «окна» приема и выдачи документов, а также 8 центров оказания услуг для бизнеса на 39 «окон». Дополнительно 11 окон открыты на базе специальных автобусов. 4 мобильных офиса обслуживают 6 адресов в 3 районах города. График работы большинства центров с 9.30 до 21.00 позволяет оформлять необходимые услуги в удобное время — утром, после работы или в выходные. Большинство услуг предоставляется по экстерриториальному принципу. Это означает, что оформить их можно в любом удобном МФЦ, независимо от места вашей регистрации.
Все МФЦ одинаковые, можно обратиться в любой центр?
Все городские МФЦ работают под брендом «Мои Документы». Это единый фирменный стиль не только для всех МФЦ Санкт-Петербурга, но и Российской Федерации в целом. Центры легко узнаваемы, во всех МФЦ одинаково предоставляются государственные услуги.
Но в отдельных МФЦ могут предоставляться специализированные услуги, недоступные в других учреждениях. Так, в 2018 году в Санкт-Петербурге появились МФЦ нового формата, предназначенные для предпринимателей и граждан, планирующих открыть свое дело. Они получили название Центры оказания услуг для бизнеса или ЦОУ. Их можно узнать по логотипу «Мой бизнес». Специализированные центры позволили разделить потоки физических и юридических лиц, что положительно сказалось на времени ожидания в очереди во всех центрах госуслуг и позволило значительно экономить время при оформлении нужных документов.
В ЦОУ можно получить консультацию, подать документы, а также получить весь доступный спектр услуг и сервисов, связанных с началом и ведением бизнеса. Большинство ЦОУ размещены на территории банков. Так заявители получают больше сервисов за один визит: государственные услуги, современные банковские и консалтинговые продукты.
Нужно ли платить за визит в МФЦ?
МФЦ — это бюджетная государственная организация, все услуги в центрах предоставляются бесплатно. При оформлении отдельных госуслуг необходимо будет оплатить государственные пошлины и сборы, предусмотренные действующим законодательством. Например, государственная пошлина взимается при оформлении внутреннего или заграничного паспорта. В таких случаях квитанция значится
в необходимом для оформления услуги перечне документов.
Если необходима не одна услуга, можно ли оформить их сразу за один визит?
За каждой отдельной госуслугой ходить в МФЦ не нужно. Все услуги в МФЦ сгруппированы в несколько жизненных ситуаций, по которым ведется прием граждан. «Рождение ребенка», «Выход на пенсию», «Утрата документов», «Индивидуальное жилищное строительство», «Утрата близкого человека», «Открытие своего дела», «Перемена имени», «Приобретение жилья» и «Смена места жительства» — в МФЦ можно оформить документы на все случаи жизни.
Комплекс «Жизненная ситуация» сгруппирован так, что в каждом блоке услуги подобраны в подразделы, которые соответствуют уже более тонкому распределению заявителей на подкатегории согласно градации необходимых им услуг. Эта мера также направлена на снижение временных затрат при оформлении госуслуг.
Как быть, если я не знаю какая услуга мне нужна?
В МФЦ посетителей могут проконсультировать — на консультации специалист задает контрольные вопросы, чтобы лучше понять ситуацию заявителя и сориентировать по актуальным именно для него услугам. Для вас распечатают перечень полагающихся услуг, а также необходимых для их оформления документов.
Также на консультацию можно подойти с уже имеющимися документами, чтоб узнать, каких бумаг не хватает для получения госуслуги.
Для консультации обязательно нужно лично прийти в МФЦ?
Проконсультироваться по интересующему вопросу можно, позвонив по номеру Центра телефонного обслуживания (573–90–00). Посмотреть перечень необходимых для получения госуслуг документов можно также на Портале госуслуг Санкт-Петербурга в разделе «Все услуги МФЦ».
Выбрать удобный центр легко в разделе «Офисы МФЦ». У всех центров указан режим работы, доступная среда, а также имеется on-line карта с указанием загруженности в данный момент.
Как я узнаю, одобрено ли мое заявление на услугу или нет?
Узнать результат своего обращения можно по номеру Центра телефонного обслуживания (573–90–00), на портале gu.spb.ru (подраздел «Проверка статуса заявления»), в мобильном приложении «Госуслуги Санкт-Петербурга», через sms-информирование или на электронных ресурсах исполнительных органов власти.
В МФЦ можно прийти в любое время или нужно записываться?
Сейчас, в условиях противодействия коронавирусной инфекции все МФЦ Санкт-Петербурга работают только по предварительной записи.
Оформлять услуги по предварительной записи удобно. Это позволяет не только сократить время ожидания в очереди, но и дает возможность за одно посещение центра подать сразу несколько пакетов документов по разным госуслугам.
Записаться на прием или выдачу документов можно на портале госуслуг Санкт‑Петербурга. Доступны в том числе услуги Росреестра. On-line можно выбрать удобный центр, свободную дату и время, изменить или отменить свой визит в МФЦ.
Для записи необходимо иметь подтвержденную учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Также записаться можно по телефону:
246–02–56 — по государственным услугам Росреестра.
573–90–00 — по остальным государственным услугам.
По телефонам МФЦ, которые размещены на Портале госуслуг Санкт‑Петербурга в разделе «Офисы МФЦ».
Подробнее узнать о сервисе предварительной записи можно на Портале госуслуг Санкт-Петербурга в разделе «все услуги МФЦ» — запись в МФЦ.
В каких случаях можно не записываться в МФЦ?
8 социально значимых услуг, предоставляемых в МФЦ Санкт-Петербурга, можно оформить без предварительной записи заявителей. Перечень утвержден распоряжением председателя Комитета по информатизации и связи:
Оформление заявки на оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
Прием заявлений о выдаче, подтверждении, восстановлении ключа простой электронной подписи (ЕСИА).
Государственная регистрация актов гражданского состояния (регистрация рождения, усыновления, установления отцовства, а также выдача повторных свидетельств).
Выдача и замена паспорта гражданина Российской Федерации.
Выдача полиса ОМС.
Запись в первые классы школ на 2021–2022 учебный год.
Прием заявлений на оплату полной стоимости путевок на I и II летнюю смену для льготных категорий граждан.
Прием заявлений на компенсацию части стоимости путевок для детей работающих граждан в детские лагеря на I и II летнюю смену.
Что делать, если нет возможности пойти в МФЦ?
Услуги можно оформлять, не выходя из дома. В электронном виде госуслуги доступны для петербуржцев на федеральном и региональном порталах. Чтобы оформить услугу электронно, необходимо иметь подтвержденную учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Учетная запись — это «универсальный ключ» к получению электронных госуслуг и сервисов. С подтвержденной учетной записью вы сможете без очередей и не выходя из дома: записаться к врачу, записать ребенка в детский сад и школу, оформить выплаты и льготы, получить российский или заграничный паспорт, оплатить коммунальные услуги, проверить и уплатить штрафы, налоги, госпошлины и др.
С помощью логина и пароля, полученных при регистрации в ЕСИА, можно авторизоваться на Портале госуслуг Санкт-Петербурга и на других полезных государственных сайтах: Единый портал госуслуг, Пенсионный фонд России, ФНС России, Работа в России, Портал ЖКХ Санкт-Петербурга, «Петербургское образование», «Наш Санкт-Петербург» и многие другие.
Создать учетную запись можно самостоятельно.
Чтобы зарегистрироваться:
перейдите по ссылке: https://esia.gosuslugi.ru/registration/;
заполните страницу регистрации, указав ФИО, номер мобильного телефона или e-mail;
получите код подтверждения;
заполните данные паспорта и номер СНИЛС;
дождитесь положительного результата проверки данных;
далее необходимо подтвердить личность самостоятельно. Сделать это можно через популярные онлайн-банки.
Подробная инструкция для самостоятельного оформления ЕСИА размещена на Портале госуслуг Санкт-Петербурга. Зарегистрироваться можно и в любом МФЦ, предоставив паспорт и СНИЛС.
Как сэкономить время, обращаясь в МФЦ?
Простой алгоритм грамотного обращения за госуслугами в МФЦ выглядит примерно так:
Получить консультацию.
Подготовить необходимые документы.
Выбрать удобный МФЦ.
Подать документы.
Внимательно проверить все данные в заявлении.
Получить расписку с индивидуальным числовым индикатором (номером). Это такой же документ, как и прочие, его необходимо сохранять до получения результата.
По номеру можно отслеживать статус своего обращения.
Получить информацию о готовности результата.
Материал публикуется в партнерстве с Комитетом по информатизации и связи на основе предоставленных ими данных.