Губернатор Петербурга Александр Беглов заявил, что город будет строить подземку и нанимать работников через свою компанию. Нынешний период он призывает пережить.
Вопрос метростроения был поднят 12 мая в ходе выступления Беглова в ЗакСе с годовым отчетом. Вице-губернатор Максим Соколов рассказал, что аудит «Метростроя» с привлечением компаний из большой четверки показал: кредитная нагрузка на компанию огромна и «в перспективе банкротства не избежать». Именно из-за этого было принято решение о партнерстве с ВТБ и создании совместного предприятия «Метрострой Северной столицы», где у города 65 % акций. «ВТБ готов подставить мощное финансовое плечо в вопросах плавного перехода трудового коллектива, сохранения щитов и производственных площадок, обеспечить компетентную защиту интересов в судах, поддержать в переговорах с кредиторами в процессе конкурсного производства в будущем», — заявил чиновник.
Беглов в свою очередь вспомнил, что в момент кризиса «Метрострой» вел подземную проходку, останавливать эти работы дорого и опасно. «"Метрострой" враскорячку встал, — подчеркнул губернатор. — С одной стороны, начал выбирать дорогие работы, а с другой — большие недоделки и справедливая критика граждан за протечки, за поломку эскалаторов и многое другое. До сих пор мы ликвидируем недоделки, заставляем это делать. И вот такая раскоряка, которую сегодня наследует город».
Соколов и Беглов отметили «недружественные» действия других акционеров «Метростроя», которые отказались передавать свои доли городу. При этом, по словам Соколова, принятые решения позволяют рассчитывать, что в 2024 году появятся три новые станции метро и 9 км путей (речь о перенесенных работах на оранжевой и коричневой линиях). Кроме того, Смольный обратился за федеральным софинансированием. Если оно будет одобрено, город сможет построить еще 4 станции. Правда, готовых проектов, как писала «Фонтанка», на данный момент нет.
«Метрострой» уже год находится под процедурой наблюдения в рамках дела о банкротстве. В качестве обязательств были предъявлены 19 миллиардов рублей, судом признаны порядка 6 миллиардов. 19 января суд должен был заслушать отчет временного управляющего и принять решение по введению конкурсного производства, однако после просьбы Смольного заседание было отложено на апрель, а после — на лето.
«Метрострой» с августа 2020 года существовал без совета директоров и гендиректора. Представители Смольного в капитале компании в январе созвали повторное годовое собрание акционеров и выбрали новый совет. Вскоре был избран и врио гендиректора — им стал бывший зампредседателя КРТИ Иван Каргин, позже он избавился от приставки врио.
Акционер Константин Ерошенко, с недавних пор больше не аффилированный с Геннадием Тимченко напрямую, оспаривал это решение в суде. Параллельно он сам пытался созвать через суд внеочередное собрание акционеров, чтобы выдвинуть свою кандидатуру на должность директора, но в первой инстанции потерпел неудачу.
Несмотря на процедуру наблюдения, «Метрострой» продолжает работать на новых участках оранжевой и коричневой линий. Из-за секвестра бюджета обе они сдвинуты по срокам на 2024 год; меняются даты и в основной схеме развития метрополитена, некоторые станции отложили на период после 2030 года. Предполагается, что новым генподрядчиком по строительству подземки в Петербурге будет совместное предприятие города и ВТБ «Метрострой Северной столицы», компания должна получить статус единственного поставщика. На данный момент процедура передачи ей контрактов, техники и штата из старого «Метростроя» так и не определена.