Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Первое зерно — из угля. «Порт Высоцкий» откроет зерновое окно на Балтике

Первое зерно — из угля. «Порт Высоцкий» откроет зерновое окно на Балтике

22 732
автор фото Ляйля Гимадеева / «Коммерсантъ»

Угольный «Порт Высоцкий» взялся за перевалку зерна. Неожиданно и раньше всех: пока портовые гиганты обсуждают планы и проводят фуршеты, компания заявила о начале зернового экспорта уже в следующем году.

До сих пор российские порты Балтийского моря — единственные в стране, где морской экспорт зерна почти отсутствует. Его обещают тяжеловесы Константин Гончаров, Илья Трабер и Виктор Чуйкин — но не раньше 2023 года. Совсем непубличное ООО «Порт Высоцкий», основным владельцем которого называют петербуржца Тамаза Цквитишвили, планирует загрузить первое судно зерном в 2022-м.

Об этом заявил в начале мая член совета директоров компании Андрей Гарнухин на международной конференции «Логистика экспорта зерновых и масличных».

Похоже, «Порт Высоцкий» займет самую востребованную и последнюю на сегодня нишу в портовом бизнесе региона.

Согласно заявлению Андрея Гарнухина, будущий морской терминал сможет переваливать до 4 млн тонн зерна в год на двух причалах, где будут также располагаться хранилища вместимостью 240 тыс. тонн и оборудование для приема 198 железнодорожных вагонов в сутки. Зерновой терминал должен принять первое судно в 2022 году.

В ООО «Порт Высоцкий» автору статьи подтвердили: строительство уже началось. И в этом строительстве есть одно необычное обстоятельство — перевалка зерна будет происходить в непосредственной близости от перевалки угля, что автоматически ставит вопрос об экологической безопасности проекта.

У «Порта Высоцкий», в соответствии с договором от 2011 года, находятся в 49-летней аренде 4 причала. Их владелец Росморпорт может в любой момент расторгнуть договор, если выяснится, что арендатор нарушает действующее законодательство или не выполняет взятые на себя обязательства — прежде всего по количеству судозаходов и арендной плате (около 10 млн рублей в год). В 2020 году компания обеспечила около 180 судозаходов, благодаря чему уплатила более 300 млн рублей портовых сборов.

Перевалку зерна предполагается производить на 2-х причалах, а между зерновым и угольным терминалами должна быть санитарная зона, которая обязательно сократит используемую длину причальной стенки, что может снизить число судозаходов. Кроме того, Росморпорт негативно относится к проектам, где причалы используются не полностью.

Стивидор подробности не раскрывает, обещая лишь исполнить все предусмотренные законом экологические требования.

Зерно — очень необычный продукт для перевалки в морских портах нашего региона. Исторически сложилось так, что направляется он в порты Азово-Черноморского бассейна — это обусловлено логистикой: они ближе к регионам, где зерно выращивают. Статистика Администрации морских портов Балтийского моря за 2020 год наглядное тому подтверждение — в пяти наших портах перевалено менее 0,2 млн тонн зерна. Это совсем мало на федеральном фоне: в прошлом году Россия заняла 4-е место в мире по экспорту зерна, объем которого составил 48,7 млн тонн.

Конкретно для Петербурга и Ленинградской области час Х наступил 6 сентября 2020 года, когда тогда еще министр транспорта РФ Евгений Дитрих приехал на строительную площадку «Новотранса» в Усть-Луге. Хозяин этого крупнейшего на Балтике проекта (предполагает строительство многофункционального портового комплекса с объемом перевалки до 24 млн тонн в год) Константин Гончаров показал огромную искусственную территорию, где к концу 2024 года расположатся разнообразные терминалы. Министр покивал со словами «это впечатляет», произнес торжественную речь на трибуне, после чего заперся в конференц-зале с первыми лицами регионального портового бизнеса и, убедившись в отсутствии журналистов, произнес совсем другую речь, которая впечатлила остальных.

Слева направо: Константин Гончаров, Александр Дрозденко, Евгений Дитрих и Олег Белозеров перед закрытым совещанием

Автору статьи удалось почитать протокол закрытого совещания (https://47news.ru/articles/182728/). Суть: у нас развиваются агропромышленные комплексы в Орловской и Курской областях, создается национальный зерновой трейдер, поэтому на Северо-Западе нужен современный экспортный коридор с пропускной способностью до 7 млн тонн в год — сегодня это 4–5 млн, из которых лишь около 0,2 млн идет через порты Ленобласти. Сжиженный природный газ, метанол и, тем более, пропиаренные белорусские удобрения и нефтепродукты сейчас не актуальны, вопрос № 1 — экспорт зерна.

При такой установке с самого верха свободы для маневра не остается — только арифметика. В Ленинградской области добрые замыслы оформлены в виде трех инвестиционных проектов, о каждом из которых первые лица региона докладывают на всех совещаниях:

— «Новотранс» Константина Гончарова собирается переваливать 8 млн тонн зерна в порту Усть-Луга, первая очередь комплекса должна заработать в 2023 году;

— «Приморский УПК» Ильи Трабера и компаньонов собирается переваливать до 7 млн тонн зерна в год в порту Приморск, начало работы тоже 2023 год;

— «Технотранс» Виктора Чуйкина планирует строительство зернового терминала в порту Высоцк мощностью 4 млн тонн в год тоже к 2023 году.

Но есть и другая арифметика, которую с аптекарской точностью изложил министр: от портов Петербурга и Ленинградской области на текущий момент требуется морской коридор для зернового экспорта объемом 2–3 млн тонн в год. Вывод прост: тяжеловесы Гончаров, Трабер и Чуйкин очень рискуют, потому что зерновая часть их замыслов общим объемом в 19 млн тонн в год может после 2023 года превратиться в приятные воспоминания — если они не найдут своим терминалам собственно зерно.

«Пятерку» в этой арифметической задачке очевидно получит тот, кто введет в строй зерновой терминал первым — ему-то достанется тот грузовой поток, о срочной потребности в морском экспорте которого заявил прошлой осенью Евгений Дитрих.

Тут-то появляется «Порт Высоцкий» с проектом перевалки 4 млн тонн зерна в год и очень своевременным сроком ввода будущего терминала в эксплуатацию — 2022 год. Кажется, это тот самый случай, когда сладкий кусок достается первому.

Лев Годованник, специально для «Фонтанки.ру»

Справка:

ООО «Порт Высоцкий» на 100 % принадлежит кипрской Sibenco Holding Ltd., которая, по данным Государственного реестра Республики Кипр, на 60 % принадлежит Tendem Anstalt из Лихтенштейна, 40 % — у Edorel Trading Limited с Британских Виргинских островов. Участники рынка называют основным владельцем «Порта Высоцкий» петербургского предпринимателя Тамаза Цквитишвили.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях