Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество «Поверьте, спать хотят все». Как автобус из пятого парка не доехал до Евро (фото)

«Поверьте, спать хотят все». Как автобус из пятого парка не доехал до Евро (фото)

165 100

По данным «Фонтанки», автобус 5-го парка «Пассажиравтотранса» только в мае раз 15 взывал о ремонте устами своих водителей. Накануне он повис на столбе в неестественном положении, отправив несколько человек в больницу.

Автобус Volgabus-6271.05 маршрута № 2 утром 27 мая резко сошел с проезжей части и на крейсерской скорости въехал в опору «Горэлектротранса», сбив еще и пешехода. Пострадали шесть человек, включая водителя, а для того, чтобы снять машину со столба пришлось пригонять кран. Ответственные чиновники отчитались так, что впору предполагать сглаз, потому что по остальным фронтам — не придраться: здоровый, опытный и отдохнувший всласть водитель за рулем надежной и совершенно исправной машины.

По данным же «Фонтанки», только за май водители «Волгабаса» с бортовым номером 5494, который в день города повис на столбе, полтора десятка раз обращались к рембазе. В этом перечне как задачи «закрепить бачок» или отремонтировать крышку люка, так и сообщения в духе «двигатель не развивает обороты», «не горит правый повторитель поворотов», «течь масла из двигателя», «утечка воздуха из трубки крана стояночного тормоза».

В самом «Пассажиравтотрансе» на вопросы «Фонтанки» ответили, что все заявки были закрыты. «Автобус был исправен, — настаивают в предприятии. — Более того, прошёл допобслуживание, поскольку находится в списке транспорта для обслуживания Евро» (чемпионата Европы по футболу — прим. ред.). Напомним, болельщиков во время турнира предполагается перевозить с помощью шаттлов.

«Фонтанка» поговорила с несколькими водителями ПАТ, и заявки — это их отдельная боль. «Месяцами можно подавать одну и ту же, а ее не выполняют, — признается один из водителей парка. — Дверь не закрывается, а ты ездишь и ездишь. Коллега подавал заявку на ремонт рулевых тяг, но через день выехал с той же проблемой. Был случай, когда заклинило колодки, приехал технарь и выяснил, что одно колесо уже к тому времени заглушено, не тормозит. Глушить второе отказались и дали возврат в парк».

«По большому счету, у нас это норма, — говорит еще один водитель. — Мы не единожды обращаемся по одной и той же проблеме. Есть пример: оставили машину в парке с заявкой, что двери не работают, спустя сутки выехали — раз, и возврат в парк из-за проблемы с дверью. Нам разрешается ехать до конечной с одной заблокированной дверью, если их в автобусе не менее 3. Но конечно, если что-то серьезное, вроде проблем с тормозами — ни один водитель не поедет».

1 из 2

В городе сейчас катаются 165 «гармошек» Volgabus-6271.05, они есть почти во всех парках ПАТ. Конкретная модель разрабатывалась фактически для Петербурга, первый контракт на поставку 125 машин за 2,3 млрд комтранс заключил еще в 2016 году, каждая обошлась примерно в 18 млн рублей. Опрошенные водители, которым довелось поработать на этом автобусе, специфических претензий не высказывали, разве что говорили о своенравной электронике. В «Пассажиравтотрансе» сообщили, что к расследованию происшествия подключен и представитель компании-производителя.

Зато в чем опрошенные «Фонтанкой» едины, так это в оценке своих условий труда. Комитет по транспорту первым делом заявил, что перед рейсом у водителя было два выходных; по данным «Фонтанки», коллеги пострадавшего сейчас обсуждают между собой, выходил ли он все же 25 числа в наряд или нет. «Пассажиравтотранс» категорически это отрицает, но в целом выход в допсмену— не форс-мажор. Речь идет о строенном наряде, когда на одной машине работают три человека. «Я работаю 4 смены в утро, — объясняет еще один водитель. — Два дня меняет один сменщик, два дня — другой. Потом я 2 суток отдыхаю, по идее. Потом я выхожу на 4 дня в вечер: два дня меняю одного, два дня — другого. То есть работа 4 через 2. Но в порядке вещей, когда в последнюю смену начинаются звонки — ну, выйди пятый день поработай, перекрыть некем».

«Нарядчицы звонят в 8 часов вечера, говорят, у тебя выезд в 5 утра», — подтверждает другой.

«Люди стали увольняться из парка, — говорит третий. — Водители, кондукторы. Может быть, им из-за этого не закрыть наряды, поэтому просят выйти в выходной. Это тяжело. Представьте, вы заканчиваете эту пятую смену в 3 часа ночи, к примеру. Спите до 11 утра. Один день остается на отдых, а потом надо выходить в утро — выезд из парка в 5 утра».

«Если ты отработал до 3 ночи, приехал, лег спать, проснешься днем, и не сможешь снова лечь в 8 часов вечера, если у тебя следующая смена утром. Организм не перестроится, возможно, человек часов 5 поспал», — объясняет водитель парка.

Что соблюдается свято, так это 12-часовой перерыв между сменами. Если меньше — не выпустит компьютер. Соблюсти это правило непросто даже в свой рабочий отрезок. «У меня выезд был в 4:40 утра, а где-то в 16:30 — заезд в парк, — вспоминает одни из бывших водителей 5-го парка. — И эти минуты бегаешь как угорелый, чтобы успеть пройти медика и до следующего выезда у тебя осталось 12 часов. А иначе сорвешь наряд». Как рассказал «Фонтанке» сотрудник парка, двойной оплаты за работу в выходной день нет.

Отдельная история — конечные остановки, где у водителей должно быть время для отдыха, время это съедается пробками: «Ты приезжаешь, опаздываешь, у тебя час с лишним в одну сторону, столько же обратно, с пробками ты три часа за рулем. Так что добежал, отметился, в туалет сходил и снова в кабину. К «двойке» это, кстати, тоже относится».

«Если водитель принимает решение выйти в допсмену, это возможно только при соблюдении трудового кодекса и отраслевых норм по работе водителей, — говорят в ПАТ. — Все графики работы составляются в соответствии с нормативной базой в сфере пассажирских перевозок».

По данным «Фонтанки», сотрудники 5-го парка уже вступили в переписку с руководством как самого парка, так и его профсоюзной организации. Что характерно, оспаривают не практику привлечения по выходным, а систему оплаты. «Водители простаивают в заторах, в очередях при заезде в парк и на заправках, — говорится в письме. — Время, проставленное диспетчером по регламенту, не соответствует фактическому времени заезда в парк. Просим считать время окончания смены не по записи в путевом листе, а по штампу механика ОТК, где также проставляется время — фактическое время заезда в парк».

Второй вопрос — тарифные ставки, из которых высчитывается оклад. С 10 апреля для автобусов большого класса ставка — 109,33 рубля за час, для особо большого — 131,19 рублей. «Премии не платятся в полном объеме, — говорится в письме. — Заработная плата по факту не увеличивается. Просим увеличить ставки на 50%».

С мая цифры, по данным «Фонтанки», другие: 113,05 и 135,65 рублей соответственно. Премия выплачивается исходя из пробега машины и выполненных часов. Общая сумма, в зависимости от класса автобуса, колеблется, по словам водителей, от 50 до 65 тысяч рублей.

Третий момент — «обилечивание». «200 и 210-й маршруты стали пускать без кондуктора, ты должен сам отрывать билетики и считывать карточки. За это якобы доплачивают, но мы особо разницы не видим», — говорит водитель.

«Я работал на самообилетке один день, правда в другом парке, и это ужас моей жизни, — рассказывает его коллега. — Во-первых, пассажиры скачут, как зайцы, а я не имею права задерживать пассажира. Понимаете, на гармошке обилетить всех или впустить через одну дверь? 19 метров машина. А если с пассажирами контактируешь — еще и обязательна маска».

По данным «Фонтанки», водитель разбившегося автобуса действительно на хорошем счету в «Пассажиравтотрансе», нарушений ПДД за ним замечено не было. «Абсолютно дисциплинированный, — говорит один из его товарищей по парку. — Взысканий у него не было, насколько я знаю. Есть люди, которые за месяц раза по 4 получают взыскания: по телефону поговорил, пассажир что-то спросил, а ты ответил — значит отвлекся. Если руководству будет нужно, будут штрафовать и за это, у нас же камеры везде. Или гидрозамедлители, они много где не работают. Ты едешь, особенно зимой по гололеду, у остановки дернуло, пассажир упал — все, штраф. А то, что ты заявки писал, что машину дергает, никого не волнует».

«Нас лишают за все, конфетку съесть нельзя, — добавляет сотрудник 5-го парка. — Я не знаю, может, он уснул, может, ему плохо стало. Но даже конфетку в рот положить — уже легче, ты вроде как прочухался. Уже не так спать хочется. А поверьте, хочется спать всегда всем».

Причины ДТП все еще не установлены, Смольный создал специальную комиссию, а вице-губернатор Максим Соколов поручил провести проверку подвижного состава и медосмотр водителей общественного транспорта в Петербурге. «Работе всех служб пятого парка будет дана оценка», — сообщили в ПАТ.

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
81
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях