Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода

переменная облачность, без осадков

ощущается как -4

3 м/c,

ю-з.

738мм 82%
Подробнее
1 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Афиша Plus Выставки Куда пойдем сегодня «Исключительно для петербуржцев». Как выглядит новая экспозиция Эрмитажа на месте импрессионистов (фото)

«Исключительно для петербуржцев». Как выглядит новая экспозиция Эрмитажа на месте импрессионистов (фото)

44 121

«Фонтанка» увидела, как преобразились всем известные залы, и рассказывает, что в них смотреть.

Залы третьего этажа Зимнего дворца, где до переезда в Главный штаб показывали импрессионистов, обрели новую постоянную экспозицию. Место «намоленное», к тому же — с видом на Дворцовую площадь, хоть за годы с переезда коллекции французской живописи в 2014 году и подзабытое: здесь шли временные выставки, а также ремонт. Для знатоков: новая Запасная галерея европейской живописи XVII–XVIII веков из фондов Государственного Эрмитажа (таково официальное название этой экспозиции) заняла залы 314, 316–332, а также 350–353.

Блюстители нравственности и академизма не придерутся: никакой шокирующей новизны и экспериментов. Залы стали органичным продолжением основной экспозиции музея, ее значительно расширив. Почти 60% картин (а это все — картины) новой экспозиции ранее хранились в запасниках.

Принцип построения экспозиции весьма гибкий: в одних залах собраны пейзажная Италия или северная Европа, в других — натюрморты, в третьих — портреты. Прогулка по этажу начинается от портретов Николая I и Екатерины II и завершается видами Египта, оставляя ощущение разнообразия, сопоставимое со впечатлением от небольшого, но вполне известного и популярного музея в любом из крупных европейских городов. При этом по новой галерее в Эрмитаже можно пройти коротким путем, а можно — полным маршрутом. Кстати, о маршрутах: запасная галерея вошла в маршрут № 2 по главному комплексу (для тех, кто забыл, — билеты в музей по-прежнему в силу эпидемиологической обстановки продаются на конкретные маршруты).

Если идти по «большому кругу», путь ляжет через зал караваджистов, где со стены на непрошеных гостей бросит строгий взгляд вакх, мимо Рубенса и его мастерской — в небольшое помещение без окон, которое дало возможность показать крупноформатный рисунок.

«Здесь нет освещения, мы использовали это для монохромной живописи», — рассказывает куратор выставки Сергей Андросов, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства, показывая на работу выдающегося гравера и рисовальщика Хендрика Голциуса «Вакх, Венера и Церера».

Затем — поворот: зритель утопает в европейских пейзажах, в том числе — архитектурных фантазиях, как несложно догадаться по виду руины возле римского Пантеона, хорошо знакомого и современным туристам. И вот — выход в залы с видом на площадь: бытовые сценки голландцев, включая Яна Стена, и натюрморты — включая «обманку» с черепом Себастьяна Бонекруа, работы Виллема ван Алста и Яна Брейгеля Младшего.

Смысловой центр зала 318, где сходятся короткий и длинный маршруты (сюда можно попасть напрямую, исключив всё вышеперечисленное), — «Мадонна во славе» Доменико Фетти, навеянная римскому художнику живописью Рубенса и строкой из «Песни песней Соломона»: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!»

Маленький отдых — проход по галерее с видом на зал второго этажа. А за ним — продолжение коллекции. Среди заметных «опорных точек» этой половины — три картины неаполитанца Луки Джордано «Триумф Галатеи», «Похищение Европы» и «Суд Париса». Раньше они украшали потолок фойе Эрмитажного театра, но в начале 1970-х там были установлены копии, а оригиналы теперь можно посмотреть вблизи — в бывшем зале Матисса.

«Это станковые картины, поэтому их туда (на плафоны. — Прим. ред.) зря помещали — они, скорее всего, предполагались для каких-то больших залов, картинной галереи, может быть, в шпалерной развеске, — поэтому то, что мы сегодня здесь имеем, может быть, ближе к тому, как они планировались», — прокомментировал Сергей Андросов.

1 из 6

Один из камерных залов отдан под автопортреты и портреты художников — в том числе Антона Рафаэля Менгса, Ангелики Кауфман, Юргена Овенса. Рядышком — зал с парадными портретами европейских монархов из Чесменского дворца.

«В 1773–1774 году Екатерина дала поручение своим послам в Европе заказывать портреты монархов и их наследников, и Чесменский дворец фактически был, судя по всему, — именно под эту галерею, — напомнил историю коллекции Сергей Андросов. — Получались не обязательно шедевры: в Португалии работали португальские художники, в Дании — датские. В XIX веке портреты передали в Петергоф, потом — нам. Фактически коллекция сохранилась, кроме нескольких, которые продали около 1930-го года. В основном они сейчас в запасах, но время от времени возникает вопрос, что их надо приводить в порядок и экспонировать — может быть, как временную выставку. Опыт показывает, что это интересно — может быть, не сколько с художественной точки зрения, сколько с исторической, иконографической. Например, после того, как мы выставили португальские портреты, португальцы запросили их к себе на выставку, им это интересно».

Еще один зал, который интересен именно с исторической точки зрения, — № 350. В нем представлены работы мастера топографического пейзажа Бернардо Белотто. На 10 картинах 1740-х годов (восемь из них теперь представлены на третьем этаже музея, еще две — в Итальянском просвете) — виды Дрездена и расположенной неподалеку от него Пирны.

Конечно, жаль, что импрессионисты теперь «живут» отдельно: уже не выйдет, устав от великолепия первых двух этажей Эрмитажа, отдохнуть душой на третьем среди пейзажей Моне. Теперь тут — та же работа для ума. Вопрос, хватит ли посетителю музея сил и внимания для восприятия дополнительного материала, не выбивающегося из общей стилистики, — «Фонтанка» адресовала куратору экспозиции.

«Я надеюсь, что сюда будут ходить петербуржцы, — признался Сергей Андросов. — И надеюсь, что они будут приходить специально смотреть именно это. Ведь они смотрят временные выставки, потому что основную коллекцию уже, будем считать, хорошо знают. И, насколько я понимаю, есть проект пускать посетителей дополнительно с утра на две временные выставки — на средневековую живопись, на Александра Невского («Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский Образы и символика». — Прим. ред.) — и сюда. Тогда уже будут смотреть с новыми силами. Так что это исключительно для петербуржцев».

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
20
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях