Часть ассортимента может исчезнуть с полок после 1 июня. Производители и продавцы не успели как следует подготовиться к нанесению и считыванию меток.
С 1 июня в России начинается обязательная маркировка молочной продукции кодами Data Matrix системы «Честный знак». На первом этапе наносить их будут обязаны производители сыров и мороженого, с осени подключатся и другие категории. Но производители утверждают, что им не хватило времени на подготовку и просят власти дать отсрочку.
О возможных перебоях участники рынка сообщили еще в середине мая. Но оператор системы «Честный знак» поспешил заверить потребителей, что дефицита не ожидается. «В системе зарегистрировано 84% производителей мороженого и почти все производители сыра. Количество типографий, которые уже готовы поставлять производителям упаковку с напечатанными кодами маркировки, полностью перекрывают по объему мощности по производству мороженого и сыра в стране», — говорится в сообщении Центра развития перспективных технологий (совместный проект USM Алишера Усманова, ГК «Ростех» и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого — прим.ред.). Производители успели накопить запасы, и те, кто не успевает наладить нанесение меток, будут продавать немаркированные товары, произведенные до 1 июня.
В постановлении правительства от 15 декабря 2020 года действительно говорится о возможности оборота и вывода из него продукции, которая была выпущена раньше старта обязательной маркировки. Но ничего не говорится о приемке товара. Из-за этого производители опасаются, не смогут отгрузить немаркированную продукцию, а ретейлеры не смогут ее принять, не рискуя при этом получить штрафы (до 300 000 рублей в зависимости от вида нарушения — прим.ред.).
«Есть неоднозначное толкование и мы ожидаем в ближайшее время разъяснений Минпромторга», — подтвердили в «Союзмолоке». Но документ на вечер 31 мая не появился. Но даже если он подоспеет вовремя, все проблемы это не решит, отмечают молочники.
Сложнее придется производителям мороженого. «Все опасения подтверждаются, 50% рынка не готовы к маркировке», — сообщила «Фонтанке» заместитель гендиректора Союза мороженщиков РФ Наталья Уткина. По ее словам, часть производителей упаковки не успела перестроить свое производство, в итоге мороженщики были вынуждены наносить метки самостоятельно. Ажиотажный спрос спровоцировал задержку поставок оборудования. В итоге те, кто успел, будут печать коды с привлечением большого количества ручного труда. Но часть линий будут остановлены, так как оборудования не хватает.
Это может спровоцировать исчезновение с полок не самых востребованных позиций. У крупных компаний сейчас 200–300 уникальных наименований, но их число может сократиться в 3–4 раза. «Большого количества запасов просто нет», — отмечает Наталья Уткина.
Также вырастет цена. Ассоциация оценивает затраты индустрии на внедрение маркировки в 6,5 млрд рублей, плюс еще 2,5 млрд рублей придется тратить каждый год на коды маркировки. Затраты превышают прибыль, так что заплатит потребитель. Мороженщики намерены поднять цены на 3–6%, говорят в ассоциации.
Руководитель петербургского предприятия «Петрохолод» (сейчас на контрактной основе выпускает мороженое в Вологде и Москве) Бадри Какабадзе подтвердил, что его производство к маркировке не готово. «Что будет [после 1 июня] никто не знает, но надеемся, что дадут время и перенесут», — пояснил он. Запасов, по его словам, хватит на два месяца.
Предприниматель подтвердил, что производители упаковки не хотят сами инвестировать в модернизацию оборудования. Самой компании это обойдется «минимум 1 млн долларов» (более 70 млн рублей).
В ассоциации «Союзмолоко» «Фонтанке» сообщили, что «молочники находятся в разной степени готовности» и не исключили «некоторые трудности после официального старта маркировки».
«Ассоциация рассчитывает, что регулятор учтет сжатые сроки подготовки к маркировке и не будет применять жестких санкций к предприятиям, у которых возникнут сложности в первое время», — прокомментировал генеральный директор «Союзмолоко» Артем Белов.
В компании «Невские сыры» сами снабжают метками свои товары. «Мы надеемся, что мы готовы, но наверняка узнаем, когда федеральные сети примут от нас маркированную продукцию», — комментирует Владимир Зюков, генеральный директор «Нева Милк».
Затраты компания оценивает в 80 млн рублей или в 6 руб на кг. Но из-за слабого покупательского спроса расходы производитель возьмет на себя и цены повышать не будет.
«Лосево» рассчитывает завершить наладку оборудования и обучения сотрудников в ближайшие две недели. «До этого момента мы не исключаем временную приостановку выпуска сыров», — отметили в компании.
Ретейл тоже по-разному оценивает свою подготовку. Так, в «Ленте» сообщили, что сама сеть и ее поставщики готовы к работе с маркированной продукцией. Но товары, немаркированные сыры и мороженое, произведенные до 1 июня, компания собирается продавать.
В «Реале» уже настроили электронный документооборот, но предвидят трудности. В частности с текстилем, для которого метки стали обязательны с 1 февраля, остатки пришлось заносить вручную, при этом возникали проблемы с синхронизацией поставщика и оператора ЭДО, говорит совладелец ретейлера Александр Мышинский. По его словам, крупные сети могут позволить себе нести дополнительные трудовые и финансовые затраты, а вот несетевым магазинам и киоскам это может оказаться не по карману. Помимо расходов на покупку ЗD-сканера для приемки товара, бизнесу необходимо обзавестись электронной подписью. В случае неполадок консультации с компаниями, налаживающими обмен данными, обойдутся в 12–20 тысяч рублей. По словам Александра Мышинского, ретейлеры не намерены сами маркировать поступившую продукцию без меток и просто перестанут работать с теми поставщиками, которые не подключатся к «Честному знаку».
Рискуют остаться без продукции и киоски с мороженым. В Союзе малых предприятий признают, что небольшие точки продаж не готовы к работе по новым правилам. У микропредприятий затраты на маркировку равны полугодовой прибыли, пояснил исполнительный директор Владимир Меньшиков. В НП «Объединение малого и среднего предпринимательства в сфере мелкорозничной торговли «Северо-Западный регион» сообщили, что со сложностями не сталкивались, но уверены, что требования по маркировке касаются лишь производителей.
На сайте «Честного знака» говорится, что из-под общего правила выведена продукция, которая в рознице продается на развес. Также не печатать знаки на упаковки могут фермеры. Но даже ИП без сотрудников, не использующие контрольно кассовую технику, будут вынуждены иметь дело с «Честным знаком». Не позднее 30 календарных дней с момента продажи они должны направить через личный кабинет информацию о выводе продукции из оборота.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»