Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество COVID-19 А был ли Юра в Ухане? «Яндекс.Кью» изучил, как крутятся в Сети фейки о коронавирусе и в какие верят петербуржцы (фото)

А был ли Юра в Ухане? «Яндекс.Кью» изучил, как крутятся в Сети фейки о коронавирусе и в какие верят петербуржцы (фото)

9 499

Слухи о коронавирусе будоражат россиян на протяжении полутора лет, причём в разных городах предпочитают разные истории. Список фейков составили аналитики «Яндекс.Кью» и специалисты РАНХиГС и НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», а также выяснили, как менялась их популярность.

Как сообщает 2 июня пресс-служба «Яндекс.Кью», исследователи собрали 244 «утки» — фейковые новости, слухи, расхожие домыслы и заблуждения, народные рецепты самолечения и т. п. «С января 2020 года сюжеты из этого корпуса вопроизводились в соцсетях более 6 миллионов раз. Это только верхушка айсберга: активнее всего фейки распространяются в личном общении, например в рассылках в мессенджерах», — отмечается в пресс-релизе.

Самая популярная тема — это вред вакцин, например представление о том, что прививка может привести к бесплодию (39 % всех зафиксированных постов и репостов). На втором месте — псевдомедицинские слухи о том, что от ковида помогают имбирь, водочные ингаляции и т. д. (23 % постов). Самый популярный фейк в соцсетях — история про выдуманного русского врача Юру, который якобы работал в Ухане и хорошо разобрался в вирусе и методах лечения. В поиске «Яндекса» по числу запросов побеждают слухи о том, что против ковида эффективен азитромицин. Самые живучие фейки связаны с вакцинацией. Для остальных характерны взлёты и падения, например интерес к народным и псевдомедицинским средствам был высок только во время первой и второй волн коронавируса.

Динамика распространения фейков в соцсетях

Некоторые фейки особенно популярны в отдельных городах. Петербуржцев (помимо слухов об азитромицине) сильнее всего цепляла информация про Билла Гейтса, мировое правительство и «золотой миллиард». От других крупных городов Северная столица отличается повышенным интересом к слухам о том, что пандемия — это результат заговора фармацевтических компаний, что от COVID-19 помогает «Таваник» и, наконец, что коронавирус — это обыкновенный грипп.

В Казани, где действовал жёсткий масочный режим, пользователи «Яндекса» часто интересовались фейком о наночервях, якобы живущих в масках. В Сочи — о живущей в море «бактерии Синтии». В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке — о китайцах, которые заражают всех с помощью «белого порошка».

Топ фейков по доле запросов, содержащих конструкции вроде «правда или фейк, правда ли, да или нет»:

  • Посылки из Китая могут быть опасны.

  • За отказ прививаться уволят.

  • Вакцины вызывают бесплодие и другие болезни.

  • Коронавирус — это обычный грипп.

  • Надо употреблять имбирь.

  • Бананы заражены коронавирусом.

  • Надо пить чесночную воду.

  • Вакцина содержит вредные металлы.

  • Надо дышать парами водки.

Из народных способов лечения россиян больше всего интересовали водочные ингаляции, затем — употребление имбиря и тёплого напитка на основе соды и лимона по «израильскому» рецепту. Все эти народные средства придуманы давно: информация о них есть в Интернете уже не менее 15 лет.

«С инфодемией — как с эпидемией: чтобы побороть её, необходимо выработать коллективный иммунитет. У людей должны появиться критическое мышление и навыки проверки информации. Но это очень долгий процесс, — говорит руководительница сервиса «Яндекс.Кью» Тоня Самсонова. — Что можно делать сейчас — это максимально помогать тем, кто пробует проверить фейки в Интернете: ловить их в точке, где начинается поиск информации, и стараться направить в сторону достоверных и проверенных данных. Это мы и стараемся делать: мы взяли данные антропологов о мифах, которые люди распространяют, и попросили экспертное сообщество «Яндекс.Кью» «Альянс русскоязычных фактчекеров» проверить эти мифы и опубликовать разбор этих ситуаций. Теперь, когда пользователь поиска «Яндекса» задает запрос, про который мы знаем, что в нём содержится ковидный фейк, он сразу видит опровержение».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях