Власти Северной столицы рассчитывают в ближайшее время ввести рестораны на колесах в контур нестационарной торговли. Частные инициативы фудтрачных ярмарок пока пробуксовывают из-за бюрократических сложностей.
9 июня Законодательное собрание Петербурга проголосовало в первом чтении за поправки в закон о ярмарочной деятельности, который продлевает максимальный срок работы городских ярмарок в два раза — с 30 до 60 дней в квартал. Как стало известно «Фонтанке», эта корректировка — часть реформы уличной торговли, в результате которой в городе полноценно заработает формат фудтраков. Сейчас в Петербурге около сотни ресторанов на колесах, которыми владеют в основном гастроэнтузиасты. Профессиональные рестораторы тоже присматриваются к рынку, но ждут от чиновников понятных правил игры.
О желании развивать новый формат торговли Смольный заявил еще осенью прошлого года. Тогда же прозвучала идея дать фудтракам пристанище на ярмарках, поскольку иначе земельное законодательство требует сложного согласования и «прикрепления к земле» каждой машины.
Как пояснил «Фонтанке» замглавы комитета по промышленной политике Александр Ситов, легализация фудтраков ожидается со дня на день. Концепция уже была рассмотрена и одобрена на заседании правительства. Сейчас юридический комитет заканчивает согласование поправок в постановление о нестационарной торговле № 1045, которое включит их в список допустимых ярмарочных форматов (сейчас — только павильоны, палатки, киоски).
Эксперимент с фудтрачной ярмаркой уже стартовал. Фуд-паркинг «Пикник на обочине» на Южной аллее Приморского парка Победы работает с начала мая. Организатор — подведомственный Смольному Центр контроля качества товаров и услуг. Но пока не внесены нужные поправки в законодательство, приходится идти на ухищрения. Судя по фото в инстаграме парка, фудтраки замаскированы с помощью деревянных экранов под обычные павильоны. Чтобы организовать непрерывную работу 1 мая — 30 сентября, проект разбит на несколько сменяющих друг друга ярмарок («Пикник на обочине», «Майский пикник», «Футбольный пикник», «Кругосветный пикник»), следует из плана на сайте комитета по промышленной политике.
Внесение изменений в правила нестационарной торговли даст возможность ставить рестораны на колесах и на других ярмарках, включая Рождественскую на Манежной площади. А увеличенные сроки — сделать участие интересным для бизнеса.
Сейчас в Петербурге работает около 100 фудтраков, оценивает Петр Цветков, исполнительный директор CitiZen и соавтор проекта «Кочевники». В основном их держат гастроэнтузиасты. Они работают на фестивалях, но для постоянной работы мест катастрофически не хватает.
CitiZen решили предвосхитить городские фудтрак-ярмарки и организовали проект «Кочевники» на парковке Перинных рядов (находится в долгосрочной аренде у собственников здания). Но пока он не заработал в полную силу — из запланированных 10 фудтраков сейчас торгует четыре. Посетителей на ярмарке практически нет, и через соцсети ее не продвигают. По словам руководителя CitiZen Артема Балаева, заманивать горожан и туристов хотели с помощью выступлений уличных музыкантов, но, как выяснилось, для массовых мероприятий надо получать разрешение комитета по культуре. В коронавирусных реалиях получить такое согласование непросто, а с проведением в городе Петербургского международного экономического форума и чемпионата Европы по футболу — вдвойне. Но после того, как футбольный карнавал завершится, команда CitiZen намерена повторить попытку, отмечает Балаев.
Просто взять и начать торговать с фудтрака на частной и арендованной у другого бизнеса земле тоже не получится. Во-первых, каждый предприниматель должен уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности. Во-вторых, нужно согласовать внешний вид с комитетом по градостроительству и архитектуре. Также нужно выполнять нормативы Роспотребнадзора по уровню шума и коронавирусные правила по социальной дистанции и так далее. Эти законодательные нюансы владельцы фудтраков не всегда учитывают, говорит Петр Цветков.
Профессиональные рестораторы видят перспективы в фудтрачном бизнесе, но ждут больше ясности от властей — как по допустимым местам торговли, так и по внешнему виду.
Инвестировать в рестораны на колесах готова, к примеру, сеть «Теремок». Как рассказали в пресс-службе, первый автомобиль уже находится в производстве. Компания выбирает локацию, но пока рассматривает только частную собственность. «Есть два варианта размещения на городских площадках — как НТО, но процедура согласования очень долгая и сложная. Второй вариант — через городские ярмарки. Но здесь тоже есть ограничения — фудтрак не может стоять более 30 дней», — говорят в «Теремке». В числе интересных площадок в компании также называют городские парки и ожидают от городских властей упрощения согласования. «Мы считаем это направление очень перспективным, к следующему лету планируем запустить уже 10 фудтраков», — прокомментировали в «Теремке».
CitiZen тоже рассматривает покупку собственных фудтраков, если Смольный создаст для них площадки, в том числе на городских ярмарках. «Но сейчас инвестировать преждевременно, так как мы не понимаем, в каком виде их разрешат делать», — говорит Петр Цветков.
Как пояснил «Фонтанке» Александр Ситов, требования к техническим характеристикам и внешнему виду не войдут в измененное постановление об НТО — их будут прописывать в конкурсной документации на выбор оператора или требованиях к участникам, если организатором ярмарки выступит сам город. Но бизнесу следует ориентироваться на параметры, указанные в презентации комитета: длина — 6,2–6,3 м, ширина — 2,5–2,6 м, высота — 2,7–2,8 м, площадь — 15,5–16,4 кв. м. В оформлении предлагается использовать бело-голубые тона и виды Северной столицы. Но замглавы комитета не исключил, что жесткость требований может варьироваться в зависимости от района. Ярмаркам на периферии на первое время могут дать свободу выбора. Но в самых привлекательных местах в центре планку зададут сразу. «Постепенно хотим прийти к этому по всему городу», — сказал он.
Но такой подход не слишком радует бизнес. «Делать фудтраки единого дизайна странно. По сути это автомобиль. А совпадает ли «ламборджини» или «запорожец» с внешним видом какого-либо района, это дело только его владельца. Каждая гастрономическая концепция индивидуальна. Фудтрак, который продает бургеры, не может выглядеть так, как фудтрак, который продает пиццу. Если мы хотим систематизировать подход к фудтракам, то это должны быть технические требования и нормы безопасности», — считает Петр Цветков.
Идеальным вариантом, по мнению предпринимателя, было бы вообще не привязывать фудтраки к конкретным локациям, а выдавать патенты на автомобиль. «Фудтрак — это не ларек на колесах. Его суть в передвижении за потоком. Например, утром встал у метро — продаю кофе и бутерброды, в обед приехал к бизнес-центру и продаю ланч-боксы, вечером приехал к концерту и продаю перекусы», — объясняет он. В таком варианте владельцы будут сами заинтересованы в том, чтобы вставать раньше и занимать правильные точки, они смогут получать больше доходов и платить больше налогов.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»