Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Куда пойдем сегодня Театры Робот Костя, Telegram и рок в Северной Корее. Гид по самому смелому театральному фестивалю Петербурга (фото)

Робот Костя, Telegram и рок в Северной Корее. Гид по самому смелому театральному фестивалю Петербурга (фото)

13 164

Международный Летний фестиваль искусств «Точка доступа» покажет в Петербурге 23 премьеры. «Фонтанка» изучила программу и выбрала 10 самых многообещающих спектаклей.

С 8 по 26 июля Петербург и Ленобласть станут сценой для двух десятков премьер, созданных VII Международным Летним фестивалем искусств «Точка доступа». Их объединяет принцип исследования городской среды и человека в ней, которое проходит и в физической, и в виртуальной реальности.

Фестиваль искусств «Точка доступа» изначально задумывался как форум сайт-спесифик и иммерсивного театра, предполагающего активное участие зрителей в освоении необычных пространств города. В 2020 пандемия внесла в него свои изменения: в прошлом году он проходил онлайн. Сегодня же, благодаря смягчению ограничений, возможно участие в двух форматах: офлайн и онлайн.

Директор проекта Филипп Вулах объяснил, что очное проведение фестиваля не противоречит рекомендациям Роспотребнадзора: «Часть наших мероприятий проходит на открытом воздухе, где сохранять социальную дистанцию очень легко. Зрителей ждет много индивидуального опыта, который и вовсе не предполагает контакта с другими людьми — это цифровые спектакли, аудиопрогулки, одиночные путешествия по городу и за его пределами. Все проекты основной программы имеют онлайн-двойников, подключаться к ним можно, находясь дома. На офлайн-мероприятиях мы требуем пользоваться защитными масками, предоставляем санитайзер, настойчиво предлагаем зрителям соблюдать социальную дистанцию, и обеспечиваем ее — наши мероприятия предназначены для малых групп».

Большое количество премьер связано прежде всего со спецификой фестиваля — в нем участвуют независимые, негосударственные компании. Основная программа включает 8 проектов, созданных при кураторской и продюсерской поддержке фестиваля. Свободная была собрана в результате конкурса: из 378 заявок фестиваль отобрал 15 проектов. Помимо этого, «Точка доступа» проводит образовательную программу о перформансе и «Лабораторию границ» под руководством итальянского художника и визионера Джан-Марии Тозатти в приграничном Ивангороде, куда было отобрано 20 человек из 250 желающих.

Для зрителей участие в фестивале «Точка доступа», как и прежде, станет действительно новым, даже радикальным жизненным опытом.

«Нужно ходить на спектакли «с опаской», — говорит Филипп Вулах. — Важно быть уверенным, что современное искусство — это то, что вы любите, и понимать, что вы способны дойти до конца. Задумайтесь дважды, прежде чем принять положительное решение».

Основная программа


1. Шестидневный перформанс актрисы Розы Хайруллиной

«Бенефис Розы Хайруллиной». Новая сцена Александринского театра. 18+

Роза Хайруллина — актриса уникальной природы, способная исполнить любую эксцентрическую роль. Петербуржцы знают ее благодаря роли Короля Лира в одноименном спектакле Константина Богомолова в «Приюте комедианта», за которую она получила высшую театральную премию «Золотая маска». Те, кто смотрел фильм «Орда», помнят ее по роли ханши Тайдула — она принесла ей премию «Ника». Среди огромного количества сыгранных ею ролей есть Лошадь и Босс мафии, Буратино и Смерть… А где настоящая Роза Хайруллина?

Именно это будет выяснять с помощью шестидневного перформанса сама актриса. Каждый день по 10 часов на Новой сцене Александринки она будет буквально жить за стеклом.

«Главный вопрос: что такое Роза Хайруллина? Что такое актер? Что такое человек? Какие сущности являются его ядром? Она будет пытаться себя «перемонтировать», соотнося себя, живого человека и некий объект, репрезентующий то, как мы видим ее в интернете», — говорит о спектакле куратор фестиваля Алексей Платунов.

Перформансы будут идти с 17 по 22 июля, ежедневно, с 12:00 до 20:00 онлайн и офлайн. Результатом станет спектакль на 45 минут, его покажут 23, 24, 25 июля.

2. Документальные свидетельства первого рок-концерта в Северной Корее, организованного режиссером Мортеном Тровиком из Норвегии

«PARTY SONGS — популярная музыка в Северной Корее». Показ документального фильма, выставка и презентация двух книг. Екатерининское собрание. 18+

Норвежский режиссер Мортен Тровик хорошо говорит по-русски: в 1990-х он учился в ГИТИСе на курсе Петра Фоменко. Северная Корея возникла неслучайно: «Меня всегда интересуют места, которые невозможно посетить. Человеческие попытки построить утопию или рай требуют сильного контроля, как вы знаете из истории собственной страны», — рассказал режиссер на пресс-конференции «Точки доступа». Ему удалось, на первый взгляд, невозможное: привезти в самую закрытую страну мира делегацию радикальных европейских художников и югославскую арт-рок-группу Laibach и снять об этом документальный фильм.

Рассказ о рок-концерте в Северной Корее будет сопровождаться выставкой, где, помимо просмотра фото, можно будет услышать истории, одна из которых, к примеру, озвучена Владимиром Познером. Также можно будет побывать на презентации двух книг: «Предатель в Северной Корее. Гид по самой зловещей стране планеты», ставшей книжным хитом последнего года, и «Liberation Days: Laibach and North Korea».

Документальный фильм можно будет посмотреть онлайн начиная с 14 июня.

Офлайн показы пройдут с 15 по 26 июля.

3. Длящийся целый день спектакль от лауреата премии "Прорыв" Ильи Мощицкого

«Бегуны» по мотивам одноименного романа Ольги Токарчук. Мессенджер Telegram и Ленинградская область. 18+

Режиссер Илья Мощицкий, лауреат «Прорыва», создал второй по длительности проект «Точки доступа»: спектакль начинается в 10:00 и заканчивается в 23:30. Он соединяет в себе два типа присутствия зрителя: до трех часов дня участники следят за процессом в телеграм-чате, затем могут выбрать, ехать им в Ленобласть или продолжать быть онлайн. Роман нобелевской лауреатки Ольги Токарчук — это написанные во время путешествий заметки о дороге, когда границы были открыты. Куратор фестиваля Юлия Клейман, описывая спектакль, говорит, что во время него «со зрителя постепенно сходит броня цивилизации».

Организаторы подчеркивают, что на офлайн-части проекта ждут здоровых и желательно — уже привитых зрителей. Проезд на электричке в стоимость билета не входит.

Телеграм-спектакль и офлайн-путешествие состоятся 13, 14, 20 и 21 июля.

4. Сайт-спесифик спектакль с участием кукол

«Выходные бывают только раз в неделю». Михайловский сад. 0+

В этом году впервые театр кукол присоединился к сайт-спесифик фестивалю. И публике в числе прочего предлагают спектакль «Выходные бывают только раз в неделю», созданный в коллаборации с театром Karlsson Haus при участии художницы Ксении Перетрухиной, трижды лауреата «Золотой маски». Она умеет видеть в старых вещах живое, слышать их истории, и новый проект проявляет это свойство. В Михайловском саду зрители увидят старичков (это куклы), которые очень-очень медленно живут: танцуют, фотографируются, устраивают пикник. Словно созданный в режиме «слоу тв», когда можно долго смотреть на то, как шумит море, этот проект пытается снять стигму с состояния старости и работает в том режиме общения, когда слова оказываются лишними. Офлайн-существование персонажей дополнят в онлайне истории людей, ставших прототипами героев спектакля.

Старички захватят Михайловский сад 11 и 18 июля.

5. Реинкарнация легендарных перформансов

«Необъяснимо прекрасно. Перформансы прошлого сегодня». Место проведения держится в тайне. 18+

Однажды Юлия Клейман, куратор фестиваля, готовила лекцию по истории театра и вспомнила о перформансах, которые делал польский режиссер-легенда Тадуеш Кантор. Она предложила попробовать их сделать сейчас — только адаптировать к сегодняшнему дню и восприятию. Эту задачу поручили режиссерам-экспериментаторам Артему Томилову и Ване Демидкину. В итоге зрители будут регистрироваться вслепую и только после этого им придет инструкция, время и место перформанса, на который они попали. Организаторы обещают театральные залы, леса, уличные пространства, бары и другие локации. Онлайн-версией спектакля станет вебзин (тематический журнал в интернете) об истории перформанса — доступ к нему откроется 8 июля.

Офлайн-перформансы пройдут с 10 по 26 июня.

6. Женщины и великие режиссеры на «Ленфильме»

«Билет в кино». «Ленфильм». 18+

Фестиваль «Точка доступа» и «Ленфильм» в коллаборации выпустили документально-иммерсивный проект о взаимоотношениях великих режиссеров и окружавших их женщин, работавших на киностудии. Авторами проекта стала команда «Вокруг да около», уже участвовавшая в фестивале «Точка доступа». «Как феи ткут спектакль из паутинок», — говорили о них кураторы. Идея проекта в том, чтобы разрушить ту самую магию кино, посмотреть, что остается за кулисами, узнать биографии невидимых женщин российского кинопроизводства, словом, не послушно смотреть что скажут, как это обычно бывает в кино, а наоборот. В онлайн-версии будет подкаст с интервью работавших на «Ленфильме» женщин.

Узнать о жизни «Ленфильма» можно будет офлайн с 15 по 18 июля, 20-21 и 23-36 июля, онлайн-версия запустится также 15 июля.

Свободная программа


7. Режиссерский дебют Федора Елютина — пионера сайт-спесифик театра в России

«Мы выйдем с собой погулять в лес». Парк «Сосновка». 12+

Федор Елютин прославился, когда привез в Россию группу Rimini Protocoll со спектаклями «Remote Петербург» и «Remote Москва». С тех пор он активно адаптирует иммерсивные шоу из других стран и создает свои в качестве продюсера. В этом году у него дебют в качестве режиссера. Местом действия станет парк, а проводником и собеседником — детский голос в наушниках: будет дурачиться, задавать вопросы, а еще — доверять свои секреты.

Сходить в лес и вспомнить детство можно будет 18 июля.

8. Чехов в исполнении роботов

«Робот Костя». Люмьерхолл / Сад Сновидений. 12+

Совместная постановка Планетария № 1 и Института перспективных технологий стала экспериментом, в ходе которого команда поручила роботу стать режиссером и исполнителем роли Треплева. Кроме него в спектакле примут участие более 7 роботов, среди которых есть, например, 3D-принтер в роли Тригорина. Режиссер и автор идеи Ваня Заславец подчеркивает, что все это — исключительно творчество машин, и даже цитирует роботов: «Мы не стесняемся экспериментировать и, двигаясь по драматургической канве пьесы, иногда слышим, как в технократическом пространстве спектакля возникают биологические голоса записи постановки «Чайки» середины XX века как нечто потустороннее и неведомое».

Встретиться с роботами можно будет офлайн 15 и 16 июля.

9. Перформативная конференция петербургских поэтов

Перформативная конференция «Между прокрастинацией и акселерационизмом: актуальные поэтические практики в эпоху прекарного труда». ДК Розы. 18+

Если попытаться перевести на разговорный язык анонс конференции, то она будет о конфликте между все растущими скоростями современного общества и замедленной работой поэтического мышления. От зрителей просят быть готовыми к восприятию и обсуждению современной гуманитарной теории и актуальной поэзии в течение двух с половиной часов, а также приобщиться к процессу создания стихов.

Участвовать в конференции можно офлайн 9 и 10 июля.

10. Международный спектакль, где в главной роли — посылка

Sender unknown. Новая сцена Александринского театра. 18+

Этот документальный проект не предполагает актеров: зрители оказываются один на один с посылкой от неизвестного отправителя и CD-проигрывателем. То, что увидит публика, создано на основе интервью с реальными людьми из Херсона, Бишкека и Кёльна. Тема спектакля — «пандемия-современная экономика-личное счастье», но создатели надеются, что он может завести и дальше, если ситуация во время просмотра сложится благоприятно: спектакль-конструктор каждый раз пересоздается по-новому.

Получить посылку можно будет офлайн 12, 13 или 14 июля.

Софья Козич, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях