Международный Летний фестиваль искусств «Точка доступа» покажет в Петербурге 23 премьеры. «Фонтанка» изучила программу и выбрала 10 самых многообещающих спектаклей.
С 8 по 26 июля Петербург и Ленобласть станут сценой для двух десятков премьер, созданных VII Международным Летним фестивалем искусств «Точка доступа». Их объединяет принцип исследования городской среды и человека в ней, которое проходит и в физической, и в виртуальной реальности.
Фестиваль искусств «Точка доступа» изначально задумывался как форум сайт-спесифик и иммерсивного театра, предполагающего активное участие зрителей в освоении необычных пространств города. В 2020 пандемия внесла в него свои изменения: в прошлом году он проходил онлайн. Сегодня же, благодаря смягчению ограничений, возможно участие в двух форматах: офлайн и онлайн.
Директор проекта Филипп Вулах объяснил, что очное проведение фестиваля не противоречит рекомендациям Роспотребнадзора: «Часть наших мероприятий проходит на открытом воздухе, где сохранять социальную дистанцию очень легко. Зрителей ждет много индивидуального опыта, который и вовсе не предполагает контакта с другими людьми — это цифровые спектакли, аудиопрогулки, одиночные путешествия по городу и за его пределами. Все проекты основной программы имеют онлайн-двойников, подключаться к ним можно, находясь дома. На офлайн-мероприятиях мы требуем пользоваться защитными масками, предоставляем санитайзер, настойчиво предлагаем зрителям соблюдать социальную дистанцию, и обеспечиваем ее — наши мероприятия предназначены для малых групп».
Большое количество премьер связано прежде всего со спецификой фестиваля — в нем участвуют независимые, негосударственные компании. Основная программа включает 8 проектов, созданных при кураторской и продюсерской поддержке фестиваля. Свободная была собрана в результате конкурса: из 378 заявок фестиваль отобрал 15 проектов. Помимо этого, «Точка доступа» проводит образовательную программу о перформансе и «Лабораторию границ» под руководством итальянского художника и визионера Джан-Марии Тозатти в приграничном Ивангороде, куда было отобрано 20 человек из 250 желающих.
Для зрителей участие в фестивале «Точка доступа», как и прежде, станет действительно новым, даже радикальным жизненным опытом.
«Нужно ходить на спектакли «с опаской», — говорит Филипп Вулах. — Важно быть уверенным, что современное искусство — это то, что вы любите, и понимать, что вы способны дойти до конца. Задумайтесь дважды, прежде чем принять положительное решение».
Основная программа
1. Шестидневный перформанс актрисы Розы Хайруллиной
«Бенефис Розы Хайруллиной». Новая сцена Александринского театра. 18+
Роза Хайруллина — актриса уникальной природы, способная исполнить любую эксцентрическую роль. Петербуржцы знают ее благодаря роли Короля Лира в одноименном спектакле Константина Богомолова в «Приюте комедианта», за которую она получила высшую театральную премию «Золотая маска». Те, кто смотрел фильм «Орда», помнят ее по роли ханши Тайдула — она принесла ей премию «Ника». Среди огромного количества сыгранных ею ролей есть Лошадь и Босс мафии, Буратино и Смерть… А где настоящая Роза Хайруллина?
Именно это будет выяснять с помощью шестидневного перформанса сама актриса. Каждый день по 10 часов на Новой сцене Александринки она будет буквально жить за стеклом.
«Главный вопрос: что такое Роза Хайруллина? Что такое актер? Что такое человек? Какие сущности являются его ядром? Она будет пытаться себя «перемонтировать», соотнося себя, живого человека и некий объект, репрезентующий то, как мы видим ее в интернете», — говорит о спектакле куратор фестиваля Алексей Платунов.
Перформансы будут идти с 17 по 22 июля, ежедневно, с 12:00 до 20:00 онлайн и офлайн. Результатом станет спектакль на 45 минут, его покажут 23, 24, 25 июля.
2. Документальные свидетельства первого рок-концерта в Северной Корее, организованного режиссером Мортеном Тровиком из Норвегии
«PARTY SONGS — популярная музыка в Северной Корее». Показ документального фильма, выставка и презентация двух книг. Екатерининское собрание. 18+
Норвежский режиссер Мортен Тровик хорошо говорит по-русски: в 1990-х он учился в ГИТИСе на курсе Петра Фоменко. Северная Корея возникла неслучайно: «Меня всегда интересуют места, которые невозможно посетить. Человеческие попытки построить утопию или рай требуют сильного контроля, как вы знаете из истории собственной страны», — рассказал режиссер на пресс-конференции «Точки доступа». Ему удалось, на первый взгляд, невозможное: привезти в самую закрытую страну мира делегацию радикальных европейских художников и югославскую арт-рок-группу Laibach и снять об этом документальный фильм.
Рассказ о рок-концерте в Северной Корее будет сопровождаться выставкой, где, помимо просмотра фото, можно будет услышать истории, одна из которых, к примеру, озвучена Владимиром Познером. Также можно будет побывать на презентации двух книг: «Предатель в Северной Корее. Гид по самой зловещей стране планеты», ставшей книжным хитом последнего года, и «Liberation Days: Laibach and North Korea».
Документальный фильм можно будет посмотреть онлайн начиная с 14 июня.
Офлайн показы пройдут с 15 по 26 июля.
3. Длящийся целый день спектакль от лауреата премии "Прорыв" Ильи Мощицкого
«Бегуны» по мотивам одноименного романа Ольги Токарчук. Мессенджер Telegram и Ленинградская область. 18+
Режиссер Илья Мощицкий, лауреат «Прорыва», создал второй по длительности проект «Точки доступа»: спектакль начинается в 10:00 и заканчивается в 23:30. Он соединяет в себе два типа присутствия зрителя: до трех часов дня участники следят за процессом в телеграм-чате, затем могут выбрать, ехать им в Ленобласть или продолжать быть онлайн. Роман нобелевской лауреатки Ольги Токарчук — это написанные во время путешествий заметки о дороге, когда границы были открыты. Куратор фестиваля Юлия Клейман, описывая спектакль, говорит, что во время него «со зрителя постепенно сходит броня цивилизации».
Организаторы подчеркивают, что на офлайн-части проекта ждут здоровых и желательно — уже привитых зрителей. Проезд на электричке в стоимость билета не входит.
Телеграм-спектакль и офлайн-путешествие состоятся 13, 14, 20 и 21 июля.
4. Сайт-спесифик спектакль с участием кукол
«Выходные бывают только раз в неделю». Михайловский сад. 0+
В этом году впервые театр кукол присоединился к сайт-спесифик фестивалю. И публике в числе прочего предлагают спектакль «Выходные бывают только раз в неделю», созданный в коллаборации с театром Karlsson Haus при участии художницы Ксении Перетрухиной, трижды лауреата «Золотой маски». Она умеет видеть в старых вещах живое, слышать их истории, и новый проект проявляет это свойство. В Михайловском саду зрители увидят старичков (это куклы), которые очень-очень медленно живут: танцуют, фотографируются, устраивают пикник. Словно созданный в режиме «слоу тв», когда можно долго смотреть на то, как шумит море, этот проект пытается снять стигму с состояния старости и работает в том режиме общения, когда слова оказываются лишними. Офлайн-существование персонажей дополнят в онлайне истории людей, ставших прототипами героев спектакля.
Старички захватят Михайловский сад 11 и 18 июля.
5. Реинкарнация легендарных перформансов
«Необъяснимо прекрасно. Перформансы прошлого сегодня». Место проведения держится в тайне. 18+
Однажды Юлия Клейман, куратор фестиваля, готовила лекцию по истории театра и вспомнила о перформансах, которые делал польский режиссер-легенда Тадуеш Кантор. Она предложила попробовать их сделать сейчас — только адаптировать к сегодняшнему дню и восприятию. Эту задачу поручили режиссерам-экспериментаторам Артему Томилову и Ване Демидкину. В итоге зрители будут регистрироваться вслепую и только после этого им придет инструкция, время и место перформанса, на который они попали. Организаторы обещают театральные залы, леса, уличные пространства, бары и другие локации. Онлайн-версией спектакля станет вебзин (тематический журнал в интернете) об истории перформанса — доступ к нему откроется 8 июля.
Офлайн-перформансы пройдут с 10 по 26 июня.
6. Женщины и великие режиссеры на «Ленфильме»
«Билет в кино». «Ленфильм». 18+
Фестиваль «Точка доступа» и «Ленфильм» в коллаборации выпустили документально-иммерсивный проект о взаимоотношениях великих режиссеров и окружавших их женщин, работавших на киностудии. Авторами проекта стала команда «Вокруг да около», уже участвовавшая в фестивале «Точка доступа». «Как феи ткут спектакль из паутинок», — говорили о них кураторы. Идея проекта в том, чтобы разрушить ту самую магию кино, посмотреть, что остается за кулисами, узнать биографии невидимых женщин российского кинопроизводства, словом, не послушно смотреть что скажут, как это обычно бывает в кино, а наоборот. В онлайн-версии будет подкаст с интервью работавших на «Ленфильме» женщин.
Узнать о жизни «Ленфильма» можно будет офлайн с 15 по 18 июля, 20-21 и 23-36 июля, онлайн-версия запустится также 15 июля.
Свободная программа
7. Режиссерский дебют Федора Елютина — пионера сайт-спесифик театра в России
«Мы выйдем с собой погулять в лес». Парк «Сосновка». 12+
Федор Елютин прославился, когда привез в Россию группу Rimini Protocoll со спектаклями «Remote Петербург» и «Remote Москва». С тех пор он активно адаптирует иммерсивные шоу из других стран и создает свои в качестве продюсера. В этом году у него дебют в качестве режиссера. Местом действия станет парк, а проводником и собеседником — детский голос в наушниках: будет дурачиться, задавать вопросы, а еще — доверять свои секреты.
Сходить в лес и вспомнить детство можно будет 18 июля.
8. Чехов в исполнении роботов
«Робот Костя». Люмьер—холл / Сад Сновидений. 12+
Совместная постановка Планетария № 1 и Института перспективных технологий стала экспериментом, в ходе которого команда поручила роботу стать режиссером и исполнителем роли Треплева. Кроме него в спектакле примут участие более 7 роботов, среди которых есть, например, 3D-принтер в роли Тригорина. Режиссер и автор идеи Ваня Заславец подчеркивает, что все это — исключительно творчество машин, и даже цитирует роботов: «Мы не стесняемся экспериментировать и, двигаясь по драматургической канве пьесы, иногда слышим, как в технократическом пространстве спектакля возникают биологические голоса записи постановки «Чайки» середины XX века как нечто потустороннее и неведомое».
Встретиться с роботами можно будет офлайн 15 и 16 июля.
9. Перформативная конференция петербургских поэтов
Перформативная конференция «Между прокрастинацией и акселерационизмом: актуальные поэтические практики в эпоху прекарного труда». ДК Розы. 18+
Если попытаться перевести на разговорный язык анонс конференции, то она будет о конфликте между все растущими скоростями современного общества и замедленной работой поэтического мышления. От зрителей просят быть готовыми к восприятию и обсуждению современной гуманитарной теории и актуальной поэзии в течение двух с половиной часов, а также приобщиться к процессу создания стихов.
Участвовать в конференции можно офлайн 9 и 10 июля.
10. Международный спектакль, где в главной роли — посылка
Sender unknown. Новая сцена Александринского театра. 18+
Этот документальный проект не предполагает актеров: зрители оказываются один на один с посылкой от неизвестного отправителя и CD-проигрывателем. То, что увидит публика, создано на основе интервью с реальными людьми из Херсона, Бишкека и Кёльна. Тема спектакля — «пандемия-современная экономика-личное счастье», но создатели надеются, что он может завести и дальше, если ситуация во время просмотра сложится благоприятно: спектакль-конструктор каждый раз пересоздается по-новому.
Получить посылку можно будет офлайн 12, 13 или 14 июля.
Софья Козич, специально для «Фонтанки.ру»