Почему организаторы выставки уверены: факт подлинности представленных работ не подлежит сомнениям.
В общественном пространстве «Севкабель Порт» открылась выставка «Энди Уорхол и русское искусство». Несмотря на сложный ковидный год, организаторам удалось привезти в Петербург более ста работ короля поп-арта. Почему выставки Уорхола часто сталкиваются с обвинениями в фейковости, разбиралась «Фонтанка».
Наш ответ банке Campbell’s
Яркая экспозиция с размахом разместилась на втором этаже бывшего кабельного завода в модном общественном пространстве. Работы Энди Уорхола вступают в диалог с произведениями современных русских художников, зрителям демонстрируют явные и скрытые параллели между культурами. На знаменитую банку супа «Кэмпбелл» кисти Уорхола «отвечает» очередь постсоветских переосмыслений и апроприаций: нарочно огрубленная, перерисованная банка в монохроме от Тер-Оганьяна и «Сгущенка» художника Дмитрия Шорина. Банкноты с подписью Уорхола перекликаются с проектом «Новые деньги» Леонида Парфенова и Елены Китаевой. «Десять знаменитых итальянцев» Уорхола делят один зал с работой «Десять других евреев» основателя соц-арта Александра Меламида.
Над реализациями аналогий — иногда очевидными, иногда остроумными — трудилась команда фонда «Артсолус», мастера по крупным медийным выставкам в Санкт-Петербурге.
Куратор экспозиции Татьяна Звенигородская рассказывает, что именно русская часть выставки вызвала наибольшие организационные трудности: «Сложнее всего было достать работы русских художников, отечественные коллекционеры неохотно сотрудничали. Возможно, это исторически сложилось, на подкорке остались какие-то опасения: вдруг картину не вернут? У нас в стране есть очень хорошие коллекции, прекрасные работы, но сотрудничать по разным причинам коллекционеры не всегда хотят. К счастью, помогли сами художники. Они понимают, что такие выставки поднимают престиж российского искусства, которое, на мой взгляд, совершенно недооценено на мировом рынке и заслуживает внимания».
Скандалы
В прошлом году выставку Уорхола в Москве сопровождали слухи, что работы на выставке не подлинники, а напечатанные на принтере копии знаменитых полотен: анонимные знатоки замечали неправильный оттенок фирменных цветов. Официально никто не смог доказать, что на выставке демонстрировались подделки, но сомнение «в воздухе» повисло, хотя специалисты подтверждали, что с экспозицией все в порядке.
«Мы знали, что нас будут ассоциировать с выставкой в Москве. Поэтому мы стремились к максимальной открытости, вся информация о нашей работе доступна, мы постоянно работали с прессой. Есть даже съемка, как российская таможня распаковывает прибывшие работы Уорхола, к нам приезжал эксперт по графике, подтвердивший подлинность его работ», — рассказывает Татьяна Звенигородская.
Двумя годами ранее в фейковости обвинили выставку Бэнкси. Поводом послужило сообщение самого Бэнкси в соцсетях. Его собеседник прислал фотографию с рекламой выставки и пожаловался на высокую плату за вход (около 1700 рублей). «Ты знаешь, что эта выставка не имеет ко мне никакого отношения?»— ответил художник, добавив, что он не заставляет людей платить, чтобы увидеть его работы. Эта неоднозначная фраза и привела к тому, что зрители решили, что на выставке не подлинный Бэнкси. Организаторы выступили с заявлением, что это не так: Бэнкси сам продает коллекционерам авторизованные принты его работ и не запрещает их выставлять.
Главным было не произведение, а «бренд»
Ричард Польски, владелец компании по аутентификации художественных работ, признает, что Уорхол — один из наиболее часто подделываемых авторов. Его стиль легко имитировать из-за механической техники создания его шелкографии. Чаще всего подделывают «Диптих Мэрилин» — одну из самых известных работ художника.
Но, по данным Forbes, всего в каталоге-резоне (полное собрание) Уорхола одних только принтов отмечено 1700 работ, и при этом каждый напечатан в нескольких десятках экземпляров. Так что арт-рынок наполнен подлинниками Уорхола, и стоимость его работ варьируется от нескольких тысяч долларов до полутора миллионов — примерно такой может быть стоимость самой дорогой работы выставки «Энди Уорхол и русское искусство» — «Амурский тигр».
В отношении работ Энди Уорхола сложно рассуждать о понятиях оригинала и копии, так как основоположник поп-арта сделал тиражность своим творческим методом. Искусствовед, заведующий Отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский рассказал «Фонтанке», что Энди Уорхол делал повторы собственных работ и это было частью идеи искусства общества потребления: «Поп-арт задал идею тиража. Это даже не тираж, а мультипликатор — небольшие повторы. Главным было не произведение, а сам Энди Уорхол, его имя, его бренд».
Куратор выставки Татьяна Звенигородская говорит, что даже тиражные вещи, каждая, хотя бы частично сделана художником вручную: «Действительно, массовость — это был художественный прием Энди Уорхола. Когда мы говорим о «Фабрике» Энди Уорхола — это действительно графические тиражные вещи, но они сделаны вручную. Не так, что кто-то нажимал на кнопку и отправлял файл на печать. Техника шелкографии требует очень большого вмешательства самого художника в этот процесс. И, несмотря на то что с одного штампа можно напечатать сто или двести подобных работ, художник очень активно вторгается в процесс, делает цветокоррекцию вручную, отбирает брак и так далее. Люди путают работу с шелкографией в те годы с современными технологиями. Но даже сейчас, несмотря на то что есть уже автоматизированная печать в технике шелкографии, все хорошие и знаковые художники делают это вручную».
Провенанс, подпись, штамп
В конце девяностых Фонд Энди Уорхола создал Комиссию по установлению подлинности работ художника. За время его существования эксперты отсмотрели более 6500 работ, признав фальшивками порядка 20%. Но спустя 16 лет комиссию закрыли: она буквально погрязла в судебных тяжбах с возмущенными владельцами работ короля поп-арта.
На вопрос, как подтверждается подлинность работ Энди Уорхола, представленных в «Севкабель Порту», куратор Татьяна Звенигородская пояснила:
«Каждая работа на выставке имеет провенанс, подпись художника, на каждой работе есть штамп Фонда Энди Уорхола, подтверждающий происхождение работ. Это безусловный факт подлинности.
У нас есть иностранные коллеги, ассоциация New factory art, которая занимается выставочной деятельностью в Европе, они делают выставки поп-арта, не только Энди Уорхола. Выставка Уорхола путешествует по Европе уже около 10 лет, ее посмотрело больше 8 миллионов человек. Когда возникла идея сделать современную классную выставку, мы сразу подумали про Энди Уорхола. Стало понятно, что их коллекция очень хорошо вписывается в концепцию: Энди Уорхол и русское искусство. В конце 2020 года мы стали вести переговоры. Это было тяжелое время, их коллекция простаивала. Тогда мы предложили наш проект, и они согласились».
Возникает мысль: если сам Энди Уорхол ввел понятие тиражности произведений искусства, может быть, неважно, что смотреть — оригинал или его копию?
С таким взглядом не согласен искусствовед и куратор Андрей Ерофеев, автор статьи к каталогу выставки «Энди Уорхол и русское искусство».
«Искусство тесно связано с понятием подлинности, — напоминает он. — Казалось бы, любую работу можно повторить, но ценится всегда оригинал. Пусть даже это оригинал банки супа «Кэмпбелл» или коробка Brillo — Энди Уорхол их сам не производил, просто делал из них инсталляции, сваливал в кучу эти коробки. Но несколько лет назад Стокгольмский музей купил уорхоловские коробки Brillo, а потом оказалось, что это подделка. Было важно, чтобы эта вещь была взята руками художника. Искусство в этом смысле задействует понятие сакральности. Это как в религии — вещи обретают святость, когда их касается рука святого. Подделки священного гвоздя из распятия продавали в огромных количествах. Кажется, это обыкновенный железный гвоздь, как и тысячи других, но особенным его делает то, что им приколачивали руки Христа».
Мария Лащева, специально для «Фонтанки.ру»