Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Обойдемся без «жести». Почему в летнюю жару петербуржцы могут остаться без банок с освежающими напитками

Обойдемся без «жести». Почему в летнюю жару петербуржцы могут остаться без банок с освежающими напитками

18 473

Крупнейшие производители газировки и пива предупреждают ретейлеров о грядущих перебоях с поставками напитков в алюминиевой таре. Чтобы не растратить запасы, придется повысить цены.

О предстоящем дефиците лимонадов, энергетиков и пивных напитков «Фонтанке» рассказали представители розничных сетей, информацию подтвердили производители. По их словам, за время пандемии спрос на продукцию в банках возрос, а жаркое лето грозит еще больше его подстегнуть. Но производители тары не готовы его удовлетворить. Потребителям предлагают переходить на стекло и пластик или платить больше.

«Индустрия безалкогольных напитков и упакованной воды столкнулась с ситуацией дефицита алюминиевых банок», — сообщил Максим Новиков, президент Союза производителей соков, воды и напитков (объединяет крупнейших производителей, в том числе Coca-Cola, PepsiCo и др.).

Впервые о нехватке тары заговорили в мае, но к концу июня ситуация только обострилась и, по словам ретейлеров, перебои с поставками уже начались. «Мы знаем о дефиците напитков в жестяных банках (на самом деле алюминиевых. — Прим. ред.) у Pepsi, они предупреждали нас. Пока они единственные», — сообщили в онлайн-ретейлере «Утконос» (в Петербурге выступает логистическим партнером интернет-магазина «Ленты»). В пресс-службе уточнили, что компания уже сейчас отгружает товар частично. Какую долю от положенного объема не могут получить от поставщика, в компании не уточнили, но отметили, что штрафных санкций за это не вводят. В целом спрос на напитки в пластиковых упаковках выше, чем в алюминиевых банках, так что без лимонадов потребитель не останется.

В сети «Верный» отмечают, что поставки напитков в алюминиевых банках уже сократились. По словам представителя компании, о перебоях, в частности, сообщают производители пива. «Некоторые поставщики направили в наш адрес письма с просьбой не заказывать напитки в данной упаковке, и заменить их на стеклянную тару», — прокомментировали в пресс-службе. Но полностью товар с полок не пропадет, так как произошла пропорциональная замена на товары в стекле.

«Дефицит продукции в банках наблюдается у всех производителей безалкогольных напитков, пива и энергетиков. Уже сейчас перебои идут, грузят не в полном объеме», — говорит совладелец сети «Реалъ» Александр Мышинский. В частности, есть сложности с поставками Pepsi, Heineken, также Adrenaline Rush и Drive. По словам предпринимателя, штрафные санкции в отношении поставщиков ретейлер тоже не вводит. На полках дефицит пока не возник, так как есть складские запасы. Однако, чтобы ослабить спрос, компания отменила скидки на газировку и энергетики, что добавило цене банки примерно 10 рублей. «Если акции не запускать, хватит надолго», — говорит Александр Мышинский. По его словам, вероятно, так же поступят и производители пива.

«Ожидаются возможные перебои с поставками «Адреналина» в июле. Других компаний, заявлявших о такой проблеме, у нас нет», — сказали в «Азбуке вкуса». Впрочем, у этого ретейлера 90% ассортимента — это импортная продукция. «Поэтому мы менее зависимы от внутренних проблем с напитками в жестяных банках», — уточнили в пресс-службе.

В Х5 Retail Group и «Ленте» на момент публикации на запрос не ответили. Крупнейшие производители пива «Балтика» и Heineken отказались от комментариев. Ранее дефицит алюминиевой тары подтверждали в AB InBev Efes (производитель BUD, Stella Artois, Velkopopovický Kozel, Corona Extra и др.). При этом в алюминиевые банки разливается примерно треть всего пива, которое производится в России, рассказывал представитель компании РБК.

Производители газировки предложили несколько версий сложившейся ситуации. «Во время пандемии COVID-19 спрос на банку в категории напитков вырос примерно на 12%. По разным оценкам, на текущий момент дефицит составляет от 25 до 50% от потребности в зависимости от масштаба производителя и динамики продаж в 2021 году», — говорит Максим Новиков. Как именно коронавирус повлиял на спрос, глава Союзнапитков не уточнил. Но подобная тенденция наблюдается и в других странах.

В России всего два поставщика банок — компании Ball & CanPack. Мощности на российском рынке очень ограничены, и в результате производители не могут обеспечить все потребности на местном уровне.

«Согласно оценкам экспертов, потребность индустрии напитков составляет от порядка 2,8 — 3,1 млрд штук в год. С учетом мировых трендов растет популярность алюминиевой банки для упаковки воды (потенциально до 5% рынка в среднесрочной перспективе, или порядка 0,35 млрд штук банки в год)», — комментирует Максим Новиков. При этом в прошлом году поставщики банок в России повысили объемы отгрузок производителям пива.

По словам главы Союзнапитков, производители планировали сбалансировать карту поставок за счет ввода новых мощностей. Но ситуация по-прежнему остается критичной. «Многие игроки рынка безалкогольных напитков могут оказаться в ситуации недопоставки напитков в банке в самый разгар летнего сезона и понести значительные убытки», — подчеркивает Максим Новиков.

Сейчас отдельные компании вынуждены экспортировать банки из других стран. Но заграничные поставки навряд ли перекроют дефицит, считают в Союзнапитках. По оценкам Nielsen IQ, в алюминиевых банках продается около 10% безалкогольных напитков, тогда как на пластик приходится более 80% продаж.

При этом сам металл продолжает дорожать. По сравнению с июнем 2020 года биржевые цены на алюминий выросли на 57%. Сейчас тонна стоит 2,5 тысячи долларов, что является максимумом за десять лет. Причина — ослабление доллара, сокращение запасов и перебои в поставках в Китае — крупнейшем потребителе и производителе алюминия.

Ранее РБК сообщал, что нарастить производственные мощности российским производителям алюминиевых банок помешали коронавирусные ограничения, в частности сложности с приездом из-за границы специалистов для монтажа оборудования увеличили сроки реализации проектов. Но дефицит есть и в других странах. Так, в США оценили нехватку алюминиевых банок в 2020 году в 10 млрд штук (около 9% от общего объема продаж 2019 года).

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
15
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях